Воспитание основ нравственности посредством произведений художественной литературы"
статья (подготовительная группа)

Статья  повествует о важности чтения в жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_shkole_15.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

     Учебная деятельность в дошкольном возрасте, несомненно представяет собой труд, но труд своеобразный, отличающийся от труда по самообслуживанию и помощи взрослым.

      В настоящее время, когда обучение в детском саду стало широко применяться на практике, к нему часто применяют самые разнообразные требования, подчас даже универсального характера.

      Характерной специфической чертой дошкольного обучения мы считаем формирование у детей учебной деятельности как нового способа их действия, отличающегося по своему характеру и мотивам игры, труда и самообслуживания. Используя возрастные возможности  детей необходимо воспитывать у них активное отношение к своей  деятельности формировать умение выделять в ней цель и способы её достижения.    

     Воспитание и обучение средствами художественной литературы – часть общей системы познавательно-речевого развития. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребёнка, когда его внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Каждое последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно, чтобы «литературное поле»  было вовремя вспахано, иначе в художественном развитии ребёнка останутся пробелы, которые необходимо будет устранять в школе.

       В старшии группы детского сада дети приходят обогащённые умением слушать художественные произведения,  обладающими навыками выразительного исполнения стихотворений, с формирующейся правильной речью. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

       Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, рассказа способствует беседа. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название произведения с его содержанием. Педагогом задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.

        Словесные методические приёмы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядным.  Знакомя детей  с произведениями писателей, необходимо показать их портреты, кратко рассказать о жизни, о творческом пути, рассмотреть иллюстрации.  С самого начала работы с детьми педагог уделяет существенное внимание задачам формирования у них эмоционально-осознанного отношения к прочитанному произведению. Педагог должен стремиться развивать у воспитанников  умение сопереживать, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, весёлый, торжественный).

      На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями воспитатель учит детей понимать развитие литературного образа и средств художественной  выразительности,  показывает соответствие художественных средств  сказочному, реалистическому, лирическому образу.

       При заучивании стихотворений важно вызвать эмоциональное отношение к содержанию, дать почувствовать образность языка, ритмичность речи. После чтения стихотворения проводится беседа, в ходе которой педагог  выявляет эмоциональное отношение детей к прочитанному.

       Целесообразно проводить занятия по повторению знакомых литературных произведений. Ставятся цели: закрепить имеющиеся знания, научить  быстро ориентироваться в знакомом тексте, выразительно читать предложенные воспитателем отрывки  из произведений. Занятия можно проводить в форме викторины.

       Необходимой частью процесса  обучения  является проверка результатов художественно-речевого развития. Проверяется, различают ли дети жанр произведения(сказка, рассказ, стихотворение), особенности сюжета, композиции (сказочные повторы, зачины, концовки).

       Усвоенные на занятиях навыки, дети переносят в самостоятельную деятельность. Они читают стихи, потешки, поговорки, загадывают загадки, вносят в этот процесс элемент творчества: придумывают свои загадки, рассматривают книги, пересказывают их содержание, инсценируют сказки.

     Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.        Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Различные средства и методы, применяемые в группе для ознакомления

дошкольников  с художественной литературой, способствовали  развитию речи каждого ребёнка и, как следствие, повысили уровень готовности детей к школьному обучению.

 Список используемой литературы:

  1. Л.А Парамонова  «Воспитание и обучение детей шестого года жизни»
  2. А.П. Усова «Обучение в детском саду»

                                Муниципальное учреждение

                       «Управление дошкольного образования»

                      Исполнительного комитета Нижнекамского

                   Муниципального района Республики Татарстан

                       Выступление перед педагогами школы №15

                                                  (доклад)

                «Формирование читательской компетентности детей

                    дошкольного возраста посредством произведений

                                          детской литературы »            

 

                                                                                                                  Составила:

                                                                                          вос-ль выс. кв. категории

                                                                                                      Колесникова Ю.Н

                                           Республика Татарстан

                                                  г. Нижнекамск

                                                          2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы"

Данный материал поможет родителям в освоении детьми родного языка, обогащению словарного запаса, развитию умения сформулировать и выразить свою мысль, приобщению к фольклору, формированию интереса к к...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы».

Консультация для родителей«Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы». Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше...