Взаимодействие ДОУ с семьей
консультация

Бурилова Ольга Сергеевна

Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Что бы воспитать здоровую, активную, общительную, в будущем успешную как в учебе так и в самореализации личность, нужно приложить не мало усилий. Обязанность педагогов ДОУ помочь в этом ребенку и его родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с семьей.

    Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Что бы воспитать здоровую, активную, общительную, в будущем успешную как в учебе так и в самореализации личность, нужно приложить не мало усилий. Обязанность педагогов ДОУ помочь в этом ребенку и его родителям.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты возможно достичь только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех участников воспитательно – образовательный процесса, создав коллектив единомышленников из педагогов Доу и родителей.

В настоящее время в основе философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс на путь преобразования и нового понимания целей и задач. Одним из основных документов реализации новых подходов стал Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), который был утвержден 17.10.2013 г. и вступил в силу с 01.01.2014 г.

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, а так же с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, а так же учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе дошкольного образования Доу, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы.
  • дать возможность родителям (законным представителям) детей активно обсуждать вопросы связанные с реализацией поставленных задач.

 Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Детский сад должен проводит планомерную целенаправленную работу с родителями и решать следующие приоритетные задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ необходимо вести работу в  следующих направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
  4. Организация работы по обмену опытом.

 Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

 Работу с родителями в детском саду  нужно планировать заранее, для этого необходимо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать работу с ними нужно с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидания по поводу пребывания ребенка в детском саду, применяя различные формы работы. Все это помогает правильно выстроить работу, сделать ее интересной, подобрать эффективные формы взаимодействия с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Помимо традиционных форм работы с семьей в детских садах начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей:

 — «Круглый стол» по любой теме;

 — тематические выставки;

 — соцобследование, диагностика, тесты, опрос;

 — консультации специалистов;

 — семейные спортивные встречи;

 — почта доверия, телефон доверия;

 — открытые занятия для просмотра родителей;

 — родительская гостиная, клуб;

 — конкурс семейных талантов;

  — портфолио семейного успеха;

 — день открытых дверей;

 — газета «Топ» — известия;

 — сайт ДОУ

 Новые формы  взаимодействия ДОУ с семьей дают:

 — положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

 — учет индивидуальных особенностей ребенка.

 —возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то или иное направление развития и воспитания своего ребенка,

 

 — возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и в семье,

 —возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений,

—укрепление внутрисемейных связей.

При взаимодействии с родителями есть несколько важных моментов которые необходимо учитывать:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадает;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях:

  • конфликты между родителями из-за детей;
  • родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
  • жалобы воспитателей на пассивность родителей;
  • невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно относятся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Способы повышения авторитета воспитателя:

  • торжественное вручение на родительском собрании почетной грамоты за заслуги.
  • оформление красивого поздравления в холле ко дню рождения педагога;
  • поощрение  благодарственным письмом от родителей выпускников;
  • оформление в холле фотографий лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Использование методов и приемов педагогики сотрудничества позволяет избежать проблемных моментов.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

 Автор: Бурилова Ольга Сергеевна – методист ГБДОУ №75 Московского района

Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....