Взаимодействие ДОУ с семьей
консультация
Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Что бы воспитать здоровую, активную, общительную, в будущем успешную как в учебе так и в самореализации личность, нужно приложить не мало усилий. Обязанность педагогов ДОУ помочь в этом ребенку и его родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ с семьей.
Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Что бы воспитать здоровую, активную, общительную, в будущем успешную как в учебе так и в самореализации личность, нужно приложить не мало усилий. Обязанность педагогов ДОУ помочь в этом ребенку и его родителям.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты возможно достичь только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех участников воспитательно – образовательный процесса, создав коллектив единомышленников из педагогов Доу и родителей.
В настоящее время в основе философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс на путь преобразования и нового понимания целей и задач. Одним из основных документов реализации новых подходов стал Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), который был утвержден 17.10.2013 г. и вступил в силу с 01.01.2014 г.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, а так же с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, а так же учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе дошкольного образования Доу, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы.
- дать возможность родителям (законным представителям) детей активно обсуждать вопросы связанные с реализацией поставленных задач.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Детский сад должен проводит планомерную целенаправленную работу с родителями и решать следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ необходимо вести работу в следующих направлениях:
- Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
- Организация работы по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работу с родителями в детском саду нужно планировать заранее, для этого необходимо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать работу с ними нужно с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидания по поводу пребывания ребенка в детском саду, применяя различные формы работы. Все это помогает правильно выстроить работу, сделать ее интересной, подобрать эффективные формы взаимодействия с семьей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Помимо традиционных форм работы с семьей в детских садах начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей:
— «Круглый стол» по любой теме;
— тематические выставки;
— соцобследование, диагностика, тесты, опрос;
— консультации специалистов;
— семейные спортивные встречи;
— почта доверия, телефон доверия;
— открытые занятия для просмотра родителей;
— родительская гостиная, клуб;
— конкурс семейных талантов;
— портфолио семейного успеха;
— день открытых дверей;
— газета «Топ» — известия;
— сайт ДОУ
Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей дают:
— положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
— учет индивидуальных особенностей ребенка.
—возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то или иное направление развития и воспитания своего ребенка,
— возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и в семье,
—возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений,
—укрепление внутрисемейных связей.
При взаимодействии с родителями есть несколько важных моментов которые необходимо учитывать:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадает;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях:
- конфликты между родителями из-за детей;
- родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
- жалобы воспитателей на пассивность родителей;
- невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно относятся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественное вручение на родительском собрании почетной грамоты за заслуги.
- оформление красивого поздравления в холле ко дню рождения педагога;
- поощрение благодарственным письмом от родителей выпускников;
- оформление в холле фотографий лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Использование методов и приемов педагогики сотрудничества позволяет избежать проблемных моментов.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Автор: Бурилова Ольга Сергеевна – методист ГБДОУ №75 Московского района
Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....
Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»
В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....