Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
опыты и эксперименты
Выступление перед воспитателями об опыте работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по экспериментированию | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития дошкольника
Детский сад №54"Золушка" города Лесосибирска"
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Выполнила: СТАРОДУБЦЕВА Е Г
воспитатель
Лесосибирск 2017
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Слайд 1
Я хочу рассказать Вам о своем опыте работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка! Я использую технологию детского экспериментирования, т.к. знания, приобретенные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение мной детского экспериментирования в практической деятельности с дошкольниками.
Слайд2
Я работаю на подготовительнойгруппе к школе. Свою работу строю и направляю на:
- умение работать в группах и подгруппах, развитие коммуникативных способностей;
- развитие у детей логического мышления;
- на установление причинно- следственных связей, рассматриваемого явления;
-умение самостоятельно анализировать явления,и грамотно формулировать свои мысли относительно заданной ситуации,
Решение трудностей в своей работе осуществляю через такие формы работы:
- НОД;
-совместно исследовательская деятельность детей с воспитателем(опыты, эксперименты);
-игры-эксперименты и дидактические игры;
- исследование;
- проектирование;
Так же были подобраны методы и приемы:
- метод трех вопросов;
- использование компьютерных и мультимедийных средств обучения;
- наглядные (наблюдения, иллюстрации, презентации об изучаемых явлениях;
- словесные (беседы, чтение художественных и фольклорных произведений);
- практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры)
Слайд3
При проведении экспериментов выделяю несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи, ситуации, вопроса).
2. Поиск путейрешения проблемы. На данном этапе, я предлагаю детям дидактическую игру«Выбери центр»:
Дети выбирают карточку центра, в котором будут искать решение проблемы.
В результате работы происходит распределение работы по центрам и ненавязчивое деление дошкольников на «компании».
3. Проведение экспериментов.(Эксперименты проводятся каждой группой, и решается либо общая проблема, либо проблема каждой компании;проводим эксперименты, как в группе, так и в «ЛабораторииФиксиков»
4. Фиксация наблюдений.(У каждого ребенка имеется свой блокнот, где фиксируется результат наблюдения)
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Очень эффективной формой работы, исходя из моей практики, являются проекты.
Во время рассматривания иллюстраций к сказке «По щучьему велению…», детименяспросили: «А почему лед в проруби прозрачный?». Предложила воспитанникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность, задаю детям провокационный вопрос, «Каким цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет прозрачный.Используя «Метод трех вопросов», возникла необходимость в разработке проекта по расширению знаний детей о свойствах воды. Этот проект назвали «Чудо-вода».
Слайд4
Здесь развивали представления о свойствах и состояниях воды,а такженавыки элементарного экспериментирования; проводили опыты- тонет не тонет, форма воды, температура воды, вода- растворитель, есть ли запах, вкус у воды, кристаллизация воды при замерзании и т.д.
Слайд5
В центребезопасности появилась иллюстрация с изображением детей на льдине (с ребятами сделали выводы, что и кто тонет, а что нет);
В центре ПДД появился водный транспорт и здесь тоже решали проблемный вопрос почему железная пластина тонет, а водный транспорт ходит по морям и океанам
Слайд 6
В центре сюжетно- ролевой игры «Мы играем» ребята примерили на себя роль капитанов, боцманов и помощников капитанов
Слайд 7
В математическом центре «Фиксики-нолики» добывали знания в игровой форме с помощью игры «логико-малыш»
В центре «Познавай-ка» с ребятами получали знания о значении воды для всего живого на земле,рассмотрели с детьми глобус, выяснили, что цвет воды на нём – голубой, на земном шаре воды больше, чем суши. Нашли океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса.
Слайд 8
В центре «Цветные ладошки» рисовали морских животных по трафаретам, рассматривали картины знаменитых художников, раскрашивали раскраски на тему «Вода, кругом вода», так же сделали коллективную работу «Круговорот воды в природе», узнали, что вода бывает теплой, холодной, горячей при рисовании детям ставили стаканчики с разной температурой воды;
В центре «Мы- артисты» обыгрывали произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр», стихотворение «Путешествие капельки»
Слайд 9,10
В центре речевого развития «Читай- ка», ребята изучали энциклопедии, узнавая значение воды на Земле, создавали вместе с родителями тематические альбомы на тему «Вода», играли в речевую игру игру «Что плывет? Кто плывет?»
Слайд 11
В режимных моментах в течение дня играли с дошкольниками в развивающую игру «Тучка и капельки» с помощью игры дети получили представление о роли воды в жизни растений и животных суши, элементарные знания о круговороте воды в природе и знания о значение воды в жизни людей.
Слайд 12
В вечернее время ребята играли в настольные игры«Морской бой» и «Капитаны», игры принесенные ребятами из дома.
Слайд 13
Хотелось бы сказать,что так как «Модель трех вопросов» вывешивается в приемные группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны, они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.
В результате реализации проекта дети:
- решили проблему (ответили на вопрос)«Почему лед прозрачный»Лёд – это тоже вода, только в другом агрегатном состоянии. Тогда почему он прозрачен, а не белый? Лёд представляет собой кристаллическое соединение. Кристалл всегда прозрачен и не важно, лёд это или кристаллическая соль. Ледяная глыба – это тоже, своего рода кристалл, только большого размера.
- сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам;
- овладели несложными способами экспериментирования с водой;
- овладели исследовательскими умениями, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать явления);
- развиты коммуникативные навыки(умение работать в «компании»);
- повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...
Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»
игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....
Обобщенный опыт работы "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и под...
«Опыт работы по созданию и использованию ППРС в ДОУ, способствую-щей экологическому воспитанию и развитию дошкольников»
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, спос...
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, я сделала «Доску выбора».Поделила доску выбора на десять секторов, каждый из которых соответствует только одному игровом...
Представление опыта работы по теме "Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельност".
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятель...