Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
опыты и эксперименты

Стародубцева Елена Геннадиевна

Выступление перед воспитателями об опыте работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  «Центр Развития дошкольника
Детский сад №54"Золушка" города Лесосибирска"

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

              Выполнила: СТАРОДУБЦЕВА Е Г

                                                                                                 воспитатель

Лесосибирск 2017

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Слайд 1

Я хочу рассказать Вам о своем опыте работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка! Я использую технологию детского экспериментирования, т.к. знания, приобретенные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение  мной детского экспериментирования в практической деятельности с дошкольниками.

Слайд2

Я работаю на подготовительнойгруппе к школе. Свою работу строю и направляю на:

- умение работать в группах и подгруппах, развитие коммуникативных способностей;

-  развитие у детей логического мышления;

-  на установление   причинно- следственных связей, рассматриваемого явления;

-умение самостоятельно анализировать явления,и грамотно формулировать свои мысли относительно заданной ситуации,

Решение трудностей в своей работе осуществляю через такие формы работы:

- НОД;

-совместно исследовательская деятельность детей с воспитателем(опыты, эксперименты);

-игры-эксперименты и дидактические игры;

- исследование;

- проектирование;

Так же были подобраны методы и приемы:

- метод трех вопросов;

- использование компьютерных и мультимедийных средств обучения;

- наглядные (наблюдения, иллюстрации, презентации об изучаемых явлениях;

- словесные (беседы, чтение художественных и фольклорных произведений);

- практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры)

Слайд3

При проведении экспериментов выделяю несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи, ситуации, вопроса).

2. Поиск путейрешения проблемы. На данном этапе, я предлагаю детям дидактическую игру«Выбери центр»:

Дети выбирают карточку центра, в котором будут искать решение проблемы.

В результате работы происходит распределение работы по центрам и ненавязчивое деление дошкольников на «компании».

3. Проведение экспериментов.(Эксперименты проводятся каждой группой, и решается либо общая проблема, либо проблема каждой компании;проводим эксперименты, как в группе, так и в «ЛабораторииФиксиков»

4. Фиксация наблюдений.(У каждого ребенка имеется свой блокнот, где фиксируется результат наблюдения)

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Очень эффективной формой работы, исходя из моей практики, являются проекты.

Во время рассматривания иллюстраций к сказке «По щучьему велению…», детименяспросили: «А почему лед в проруби прозрачный?». Предложила воспитанникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность, задаю детям провокационный вопрос, «Каким цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет прозрачный.Используя «Метод трех вопросов», возникла необходимость в разработке проекта по расширению знаний детей о свойствах воды. Этот проект назвали «Чудо-вода».

Слайд4

 Здесь развивали представления о свойствах и состояниях воды,а такженавыки элементарного экспериментирования; проводили опыты- тонет не тонет, форма воды, температура воды, вода- растворитель, есть ли запах, вкус у воды, кристаллизация воды при замерзании и т.д.

Слайд5

 В центребезопасности появилась иллюстрация с изображением детей на льдине (с ребятами сделали выводы, что и кто тонет, а что нет);

В центре ПДД появился водный транспорт и здесь тоже решали проблемный вопрос почему железная пластина тонет, а водный транспорт ходит по морям и океанам

Слайд 6

В центре сюжетно- ролевой игры «Мы играем» ребята примерили на себя роль капитанов, боцманов и помощников капитанов

Слайд 7

В математическом центре «Фиксики-нолики» добывали знания в игровой форме с помощью игры «логико-малыш»

 В центре «Познавай-ка» с ребятами получали знания о значении воды для всего живого на земле,рассмотрели с детьми глобус, выяснили, что цвет воды на нём – голубой, на земном шаре воды больше, чем суши. Нашли океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса.

Слайд 8

В центре «Цветные ладошки» рисовали морских животных по трафаретам, рассматривали картины знаменитых художников, раскрашивали раскраски на тему «Вода, кругом вода», так же сделали коллективную работу «Круговорот воды в природе», узнали, что вода бывает теплой, холодной, горячей при рисовании детям ставили стаканчики с разной температурой воды;

В центре «Мы- артисты» обыгрывали произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр», стихотворение «Путешествие капельки»

Слайд 9,10

В центре речевого развития «Читай- ка», ребята изучали энциклопедии, узнавая значение воды на Земле, создавали вместе с родителями тематические альбомы на тему «Вода», играли в речевую игру игру «Что плывет? Кто плывет?»

Слайд 11

В режимных моментах в течение дня играли с дошкольниками в развивающую игру «Тучка и капельки» с помощью игры дети получили представление о роли воды в жизни растений и животных суши, элементарные знания о круговороте воды в природе и знания о значение воды в жизни людей.

Слайд 12

В вечернее время ребята играли в настольные игры«Морской бой» и «Капитаны», игры принесенные ребятами из дома.

Слайд 13

Хотелось бы сказать,что так как «Модель трех вопросов» вывешивается в приемные группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны, они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

В результате реализации проекта  дети:

  • решили  проблему  (ответили на вопрос)«Почему лед прозрачный»Лёд – это тоже вода, только в другом агрегатном состоянии. Тогда почему он прозрачен, а не белый? Лёд представляет собой кристаллическое соединение. Кристалл всегда прозрачен и не важно, лёд это или кристаллическая соль. Ледяная глыба – это тоже, своего рода кристалл, только большого размера.
  • сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам;
  • овладели  несложными способами экспериментирования с водой;
  • овладели исследовательскими  умениями, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать  причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать явления);
  • развиты коммуникативные навыки(умение работать в «компании»);
  • повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

Обобщенный опыт работы "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и под...

«Опыт работы по созданию и использованию ППРС в ДОУ, способствую-щей экологическому воспитанию и развитию дошкольников»

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, спос...

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, я сделала «Доску выбора».Поделила доску выбора на десять секторов, каждый из которых соответствует только одному игровом...

Представление опыта работы по теме "Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельност".

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятель...