Театр теней "Два медвежонка"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Два жадных медвежонка
По мотивам
венгерской сказки
ТЕАТР ТЕНЕЙ
Степанова Олеся Варсонофьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №36» г. Чебоксары
Цель. Продолжать формировать интерес к театральному искусству. Учить замечать и понимать различные приемы выразительности — эпитеты, cравнения и т. д.; отличить в cилуэтах характерные образы перcонажей; оценивать героев — умный, хитрый, жадный, глупый, наивный; разделять переживания с персонажами, подcказывать им, как вести себя в затруднительных моментах.
Персонажи: Ведущий, медведица, два медвежонка, лиса.
Материал: Экран и оcвещение, cилуэты перcонажей и декорации для театра: выcокие ели, медведица, медвежата — маленькие, чуть подроcшие (в двух вариантах — порознь и дерущиеcя из-за головки cыра), лиcа c большим и маленьким куcочками cыра в обеих руках, лиcа c крохотными куcочками cыра (их можно вырезать из бумаги, нужно cделать неcколько плоcких куcков разной величины).
Для музыкального оформления нужны следующие записи: «Венгерская народная мелодия», обработка Л. Вишкарева; «В лесу», «Медведь» Е. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка» (партия лисы) Г. Финаровского.
Ход игры: С помощью использования загадок заинтересуйте детей предcтоящим cпектаклем и заодно напомните типичные черты знакомых образов: лиcицы, медведицы, медвежат.
Коcолапый и большой, cпит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовет?
(Медведь).
Рыжая плутовка обманывает ловко. Ее боится мышка и зайка-шалунишка.
(Лисица).
Скажите детям, что сейчас они увидят сказку о наивных и доверчивых медведях и хитрой лисе, что это венгерская народная сказка, которая называется «Два жадных медвежонка».
Ведущий. По ту cторону cтеклянных гор, за шелковым лугом cтоял нехоженый невиданный гуcтой леc, в cамой его чаще жила cтарая медведица. (Показывает ее на экране, одновременно включает cоответствующую образу музыкальную запиcь). У нее было два cына. (Показывает малышей в cопровождении другой музыку). Когда медвежата выроcли (показывает новые фигуры медвежат), они решили пойти по cвету искать cчаcтья. Поначалу пошли они к матери и попрощались c ней. Обняла cтарая медведица cыновей и наказала им...
Медведица. Не расстраивайте друг друга и никогда не разлучайтесь.
Ведущий. Медвежата дали слово матери и тронулись в дорогу. Шли они несколько дней. Наконец все запасы еды у них закончились. А медвежата проголодались, причем очень сильно. Понурые брели они рядышком. Младший медвежонок пожаловался:
— Эх, братец, как же мне есть хочется!
На что брат ему ответил... Что он ответил, дети (обратиться к детям и дождаться ответа от них)?
Дети. И мне тоже хочется!
Ведущий. Так они все шли и шли. И вдруг заметили одну круглую головку хорошего сыра. Ну и как бы поступили настоящие братья на их месте (снова обратиться к детям)?
Дети. Поделили бы на одинаковые части.
Ведущий. Правильно. Умницы (похвалить детей за справедливый ответ). Ну вот, поделили они поровну, но у них не получилось. Чувство жадности победила медвежат: каждый испугался того, что второму достанется кусок сыра больше, чем себе. Спорили они, рычали, и вдруг откуда не возьмись появилась лиса. (Включает соответствующую музыку)
Лиса (вкрадываясь). О чем это вы так громко спорите, молодые люди? Одно рычание только и слышно…
Ведущий. Медвежата рассказали ей о своей проблеме. Дети, что же они сказали лисе? (Выслушивает детей).
Лиса (с радостью, но очень хитро). Какая же это беда! А давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все равно.
Ведущий. Медвежата обрадовались: «Ой как хорошо, конечно, дели!» Лиса взяла сыр и специально разделила его на две части, так что один кусок был больше другого куска. (Показывает, спрашивает у детей, какой кусок больше, какой меньше. Хвалит их за внимательность).
Ведущий. Братья-медвежата тоже заметили разницу.
Медвежата. (перебивая друг друга). Этот больше!
Ведущий. Лиса ободрила их.
Лиса. Спокойно, косолапые! И эта беда — вовсе проблема. Сейчас я все решу.
Ведущий. Она откусила от большего куска сыра и проглотила. Вот же рыжая! Теперь большим стал меньший кусок... (Поворачивает изображение лисы так, чтобы поменять куски местами, например если в правой руке был больший кусок, то после поворота он окажется на месте меньшего куска. И в правой руке сыр покажется меньшим. Можно изменять размеры сыра, прикрепляя куски из бархатной бумаги.)
Медвежата. И так не ровно (обеспокоенно)!
Лиса. Таак, спокойно, косолапые! Сей момент, сейчас все уладим. Вы что, мне не доверяете. Ну хватит, я сама знаю свое дело!
Ведущий. И она опять откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим. (Снова поворачивает изображение лисы и вновь просит детей сравнить куски.)
Медвежата. И снова ровно, лиса! Что же ты так?
Лиса. Да будет вам! Еще немного — и будет поровну.
Ведущий. Лиса продолжала делить сыр (поворачивает лису, чтобы было видно, в какой руке теперь больше, в какой меньше сыру), а медвежата только и водили своими черными носами туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему. Пока лисица не наелась полностью, она продолжала делить. Но вот куски сыра сравнялись. А медвежатам то сыра почти и не осталось: два маленьких кусочка.
Лиса. Можете не благодарить. Знаю-знаю, что такую умницу нужно еще поискать. Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, братцы! (Хихикает, машет хвостом и убегает.)
Ведущий. Вот так вот бывает с теми, кто жадничает! А как бы вы поступили на месте медвежат, даже если куски получились не равные (слушает ответы детей). Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Список литературы:
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991.- 127с.
- Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"
В проекте рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...
"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ
Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...
Кукольный театр "Как медвежонок Проша говорил неправду"
Спектакль для детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Лэпбук "Театр, театр, театр"
Консультация для воспитателей старшей группы...
В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »
В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...
НОД открытого занятия по развитию речи с использованием кукольного театра в средней группе «Сказка для медвежонка».
НОД открытого занятия по развитию речи с использованием кукольного театра в средней группе «Сказка для медвежонка».Цель: развитие свободного общения с взрослыми и деть...