План-конспект занятия по теме "Знакомство со струнными музыкальными инструментами"
план-конспект занятия (средняя группа)
Целью занятия является формирование знания о разных группах музыкальных инструментов.
Задачи занятия:
Развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память,
Дать представление об основных особенностях строения музыкальных инструментов, звукоизвлечения и приёмах игры.
Учить различать основные группы инструментов по слуху и зрительно, группировать их по общим признакам.
Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке.
Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_so_strunnymi_instrumentami.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по теме "Знакомство со струнными музыкальными инструментами".
Цель:
Формирование знания о разных группах музыкальных инструментов
Задачи:
Развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память,
Дать представление об основных особенностях строения музыкальных инструментов, звукоизвлечения и приёмах игры.
Учить различать основные группы инструментов по слуху и зрительно, группировать их по общим признакам.
Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке.
Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей детей.
Преемственность поколений:
выступление школьников. Исполнение музыкальных произведений на скрипке, домре и гитаре.
Материалы и оборудование:
Скрипка, контрабас, домра, балалайка, гусли.
Подборка стихов о струнных музыкальных инструментах (из книги Р. Алдониной «Музыка, ее звуки и инструменты»)
Картинки с изображением симфонического оркестра и музыкальных инструментов.
Произведения для прослушивания:
русская народная песня Калинка-Малинка, Владимир Шаинский «Песенка Крокодила Гены», Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли в театральную комнату, чтобы поговорить о музыкальных инструментах. Посмотрите, на стеллаже лежат инструменты, что у них есть общее? Ответы детей.
Воспитатель: Все эти инструменты имеют струны. Поэтому их называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – оркестровую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную.
Давайте, рассмотрим эти инструменты.
Первым я беру гусли. Это самый старинный инструмент. Гусли имеют корпус, к которому крепятся струны. Звуки издают гусли певучие. На них исполняют напевные мелодии и плясовые. Звук из гуслей извлекается пальцами. Дети рассматривают инструмент, касаются струн.
Воспитатель: А вот балалайка. Показ балалайки.
Балалайка- символ русской культуры. Под балалайку можно танцевать, петь песни и частушки. В отличии от гуслей у балалайки всего 3 струны, зато помимо корпуса есть еще гриф, для создания более разнообразных звуков. Показ грифа. Дети рассматривают балалайку.
А произошла балалайка от инструмента домры. Вот она. Показ.
Корпус у домры полукруглый. Его выдалбливали люди из куска дерева, иногда делали из тыквы и даже из панциря черепахи. Струн бывает 3 или 4. Домра обладает ярким и легким голоском. Дети рассматривают домру.
Воспитатель: Но, ребята, мы пришли сюда не только инструменты рассматривать, но и концерт слушать....
Итак, первым номером нашего концерта будет русская народная песня «Калинка- малинка», в исполнении ученицы 2 класса Ульяны.
-Ульяна будет играть на домре. Дети прослушивают произведение, хлопают исполнительнице.
- Теперь послушайте, как звучит самый популярный инструмент.
Выходит мальчик с гитарой.
-На каком инструменте Гриша исполнит мелодию? (Ответы детей).
- А сейчас Гриша исполнит «Песенку Крокодила Гены». Внимательно послушайте и обратите внимание на отличия в звучании домры и гитары. Звучит песня. По окончании, дети хлопают исполнителю.
Воспитатель: Вот гитара- современный струнный инструмент. Звук на ней извлекают, не только пальцами, но и специальной пластинкой. Звук от этого становится более звонким и чистым. Это самый популярный инструмент. На нем играют и на сцене, и дома, и в походе у костра. К корпусу и грифу крепится 6 или 7 струн. Дети трогают струны, рассматривают гитару.
Воспитатель: Мы рассмотрели 1 группу струнных инструментов.
Как играют на этих инструментах? (Ответы детей).
- сейчас немного отдохнем и продолжим занятие.
Физминутка
Свистульки
У детей в ладошках птички (Показывают ладошки)
С виду птички –невелички, (Большой и указательный палец почти соединяют вместе)
Только птички не порхают, (Ладошками машут)
В небеса не улетают. (Продолжают махать, поднимая руки вверх)
Дети их ко рту подносят, (Руки подносят ко рту)
Дуют в птичек, те свистят (Выдувают воздух).
Воспитатель: Последний инструмент, который мы сегодня послушаем, будет скрипка. Ученица 5 класса Диля исполнит на скрипке «Пчелку». Послушайте, как выразительно скрипка передает полет и даже жужжание пчелы. Девочка исполняет. Дети хлопают.
Воспитатель показывает инструмент и спрашивает:
- Чем отличается скрипка от предыдущих инструментов. (Ответы.)
- Этот инструмент имеет палочку-смычок. Давайте рассмотрим его. К тонкой палочке натянут конский волос. Соприкасаясь со струнами инструмент создает чарующий и многообразный звук. А сама скрипка состоит из красивого фигурного корпуса и грифа, соединенных 4 струнами. Скрипач поддерживает скрипку подбородком, опираясь на специальную подушку на корпусе.
Дети рассматривают инструмент.
Воспитатель: Похожий струнно-смычковый инструмент, но большего размера и не с таким высоким и чистым голосом – это виолончель.
Показ на картинке.
- А самый густой и хриплый голос имеет инструмент – контрабас. Этот инструмент уже не положишь под подбородок. Он такой большой, что стоит на полу и играет на нем музыкант стоя. И по сравнению с контрабасом смычок выглядит очень маленьким. Показ картинку.
- Послушайте, как звучит этот инструмент в записи. Дети слушают.
Воспитатель: На этом наш маленький концерт закончен. Попросим выйти на поклон музыкантов. Исполнители кланяются и уходят.
Воспитатель: Ребята, вы заполнили инструменты, о которых узнали сегодня? Какой инструмент вам понравился больше всего? Почему?
А сейчас нам пора возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...
Презентация "Струнные музыкальные инструменты"
В презентации представлены струнные музыкальные инструменты...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Музыкальные инструменты»
Конспект направлен на ознакомление детей с музыкальными инструментами, к конспекту приложено мультимедийное методическое пособие для детей 5-6 летнего возраста "Инструменты"....
Презентация для детей "Струнные музыкальные инструменты"
Знакомство со струнными музыкальными инструментами. У Смурфетты в гостях. Инструменты: арфа, гитара, гусли, балалайка, скрипка и др....
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....
Дидактическая игра "Какой инструмент звучит?" (Струнные музыкальные инструменты)
Детям предлагается угадать какой инструмент звучит....