план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему
план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_shevchuk_o.v._2015-16.rar | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию.
Воспитатель …………................Шевчук Ольга Валерьевна
Группа… компенсирующей направленности «Фантазеры»
Учебный год……………… ……………..……………2015-2016
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
- Разработать перспективный план работы.
- Составление плана проектной деятельности
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Подготовить консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
- Подготовка доклад для пед.совета на тему: «Проектная деятельность - «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»;
- Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Рисование пластилином»
- Семинар для родителей с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев»
- Подготовить материал (провести) коррекционно- развивающий мастер-класс для педагогов по теме: «Божья коровка на ромашке».
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психоречевого развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психоречевого развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
Разностороннее изучение задержки психоречевого развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПРР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПРР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПРР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка:
Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;
Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинографии в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., МихайловаЗ.А. и др, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- СПб. : «Детство-пресс», 2011. – 528 с.
- Баряева Л.Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.Д.— СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320с.
- Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста . Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336с.
- Зинкевич–Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. 3–е издание – СПб.: «Детство – пресс», 2001г.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Изда¬тельство «Книголюб», 2008. - 128с.
- О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010
- Сенсорное воспитание в детском саду .Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой – М.Просвещение, 1981
- Т.Н.Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010
- Т.С.Комарова Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие
Поэтапно-творческий перспективный план
педагога Шевчук Ольги Валерьевны
на 2015-2016 учебный год
по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
дети | педагоги | родители | оснащение образовательного процесса | |
сентябрь | Диагностика. Знакомство с работами из пластилина. Знакомство с особенностями материал (пластилин, картон, орг. стекло) | подготовить буклеты «Развитие мелкой моторики рук у детей» | Работа по самообразованию | |
октябрь | Работа с цветом в пластилине, соединение цветов получение оттенков. Изготовление панно, коллективная работа «Листопад, листопад, листья желтые летят». Работа с накладными деталями. | Оформить статью в родительский уголок «Рисуем пластилином» | Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ) | |
ноябрь | Изготовление картины «Живые яблочки на ветках»- птицы | консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» | Познакомить родителей с методикой рисованием пластилином. Выставка детских работ. | Сбор материала для детской мастерской |
декабрь | Скручивание жгутиков. Оформление картины «Елочка, зеленая иголочка» | Оформить выставку к новогоднему празднику | Открытие детской мастерской | |
январь | Нанесение эскиза на картон. Выкладывание жгутиком по контуру. | Семинар для родителей с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев» | ||
февраль | Открытка папе. Выкладывание звезды. | Сообщение на пед.совете «Формирование у детей с ОВЗ навыка рисования пластилином» | Изготовление открыток для пап ко Дню защитника Отечества | Подготовить шаблоны, заготовки для работ |
март | Открытка маме «Мимоза» на основе полученных знаний. | Сделать подарки мамам ко дню 8 марта | ||
апрель | Подготовка с детьми к открытому корекционно развивающему мероприятию. | Проведение открытого корекционно развивающего занятия для педагогов по теме «Божья коровка на ромашке». | Принять участие в изготовлении эскизов для рисования пластилином. Выставка совместного творчества детей и родителей. | |
май | диагностика | Отчет по теме по самообразованию | Размещение материалов проекта в сети Интернет |
Анализ процесса самообразования педагога.
1.Оправдал ли себя план, как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования, планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература изучалась конкретно: педагогическая, психологическая, научная и др.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и т.д.).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, учеными, методистом и т.д.).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы, что предстоит сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности». Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...
План работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...