Формирование любви к животным как к живым организмам у дошкольников.
статья
В статье дается комплексный анализ педагогических условий формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Анализ проблемы позволил выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них – радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование любви к животным как к живым организмам у дошкольников.
Экология это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается. Экологическое воспитание детей, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей, к природе выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают помочь попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу, на действия причиняющие страдание и боль всему живому
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и, поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сострадания, сопереживания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того что все живые существа на Земле связанны друг с другом сложной системой связей и в тоже время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе- необходимо включать их в посильную деятельность - следует создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания, сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание животных, полотен, иллюстраций и т.д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (проводить тематические прогулки), учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и получая красоту жизни. («Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»),осознавать, что красота не как не определяется утилитарным подходом (многие дети считают : то, что вредно то некрасиво). Главное, всегда помнить : прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасной как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится потому что он пушистый и подвижный, а ёж не нравится - колючий) характер.
Во время прогулки и экскурсии дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит и в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся ценить и беречь ее, понимают что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.
Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях, можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу : природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т.д.)Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Формы и методы работы с детьми разнообразны : это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных персонажей.
В рассказах дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым их экологические представления становятся более осознанными.
Обобщение представлений детей о природе и гуманном отношении к ней осуществляется в этических и обобщающих беседах.
Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать животному. Это позволяют сделать наблюдения.
В среднем дошкольном возрасте важными становятся обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связанных в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения – сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются, занятия направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составления рассказов о природе. В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями : дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения вместе с воспитателями упрощенными способами создают к ним иллюстрации. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е.И Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет их ввести в мир «отраженной природы», мир искусства.
Важная роль отводится сказкам. У 4-5 летних детей еще преобладают сказочно- игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя его образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистическое представление об окружающем мире.
В старшем дошкольном возрасте важно не только, дальнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней поддержание и развитие познавательного взаимодействия дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составления творческих рассказов, сказок и рассказов о природе этические и обобщающие беседы и другие занятия. Занятия проводятся с игровыми персонажами- куклами, что делает процесс обучения увлекательным для детей настраивает их на свободное непосредственное общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Проект: "Изучение сред обитания живых организмов" (почвенной)
Проект на курсах повышения квалификации: "Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников по экологии"...
Конспект занятия "Растение как живой организм"
Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям....
Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".
Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....
Формирование представлений о животных и растениях родного края у дошкольников.
статья предназначина для работы воспитателей с детьми по ознакомлению с окружающей природой....
Презентация для дошкольников "Человек - живой организм"
Презентация предназначена для ознакомления детей с внутренним строением человека....
Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая природа, растения как живые организмы»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи:1) Формировать представления детей о том, что в природе...