Причины агрессивного поведения детей, посещающих образовательные дошкольные учреждения
статья
Уровень агрессивности, причины и формы у детей посещающих образовательные учреждения. Результаты исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportal.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины агрессивного поведения детей, посещающих образовательные дошкольные учреждения
Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако, как отметили ранее, в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность, которые в свою очередь обуславливают причины агрессивности.
Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Разрушительность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей школьного возраста имеют неразрушительный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения и формы проявления агрессии у младших школьников:
В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:
- индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
- психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания;
- социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
- личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
- социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.
Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях - крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.
Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых - безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение - готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения:
Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка школьного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы.
- "Фактор семьи" выделяется специалистами как основной.
Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются "факторами риска" в развитии агрессивного поведения ребенка:
- негативизм матери;
- терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;
- эмоциональное отвержение ребенка родителями;
- гиперсоциализированное воспитание;
- авторитарное воспитание.
- Социальные факторы:
- влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
- влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов), ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.
По данным проведенного исследования у 35% обследованных детей младшего школьного возраста в ГБОУ прогимназия "Радуга", отличающихся девиантным поведением, отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим.
Проявление агрессивности ребёнка может служить несколько причин. В одном случае, она может являться способам самозащиты, в другом - средством защиты собственных прав, в третьем – средством достижения цели и удовлетворения собственных желаний. Проявляемая прямая агрессия играет главенствующую роль в познании чего-то нового, способности адаптироваться к сложившейся среде, завоевания успеха.
Что касается классификации проявлений детской агрессивности, то её можно оценить несколькими способами, можно применить общие оценочные шкалы, но удобнее использовать определенные, специальные классификации, в которых отражены проявления агрессии на всех возрастных этапах.
В первом случае агрессивность ребёнка является следствием поведения чрезмерной опеке родителей. Систематически добиваясь положительного результата агрессивным поведением, ребенок вырабатывает стратегию агрессивного поведение. При малейшем отказе в выполнении нужного результата он начинает топать ногами, кричать и проявлять другие формы экспрессивной, вербальной,и часто встречающейся физической агрессии.
Причина такого поведения,является наличиеврожденной физиологической базы (холерический темперамент, родовые травмы, плохие гены) или социальные(агрессивные близкие). Такое поведение, как правило, первичноформируются среди домочадцев, затем оно переносится в общественную, социальнуюсреду - как правило, детский сад, двор,и пр.
Стереотип агрессии у такихдетей по мере взросления переходит в свойство личности, и это влечётнемало хлопот, сложностей и самой личности, и всем окружающим. В характере уже взрослого человека обязательно будут отчётливо проявлятьсяэгоцентризм, истеричные и взрывные, неконтролируемыечерты.
Второй случай проявление агрессивности: у родителей по какой-либо причине проявляется эмоциональное отвержение ребенка, они относятся к нему негативно или пренебрежительно (особенно влияет отсутствие материнского внимания на мальчиков). Эти причины порождают тревожное состояние, влекущее за собой агрессию. Частые болезненные примерыпоказывают, что большинство детей, проявляющих агрессию в самом раннем возрасте были надолго изолированы от матерей, по разным причинам.
Появление такого поведения в перечисленных случаях поясняются тем, что такое поведение даёт возможность ребенкучто-то вроде эмоциональной разрядки и заставляетблизких или мать оказать ему внимание. Ответныйвариант поведения при отвержении матерью или при изоляции матери – ребёнок проявляет в своём поведении замкнутость, тревожность, иногда и без видимой на то причины, безынициативность, такой ребёнок готов подчиняться каждому и всем.
Но к счастью пока эти крайние варианты поведения, встречаются относительно редко: преобладающая составляющая детей агрессивного поведения, происходит меж этими двумя параллелями, в результате приводящими к одинаковому результату.
Дети раннего возраста повторяют поведение родителей -подражая поведению близкого окружения, ребёнок добивается поощрения, пусть и не всегда хорошего поведения. А лишь «исправив своё поведение», выслушав родительское осуждение, дети получают, снова, желанное одобрение родителей. Родители больше всего не любят в детях то поведение, которое отворачивает в них самих. В таких случаях страдают же, как правило, беззащитные дети, которые тщательно дублируют поведение родителей, а вызывают у родителей и близких строгие наказания, замечания, негодования, а иногда и применение физического насилия.
Взрослые, чаще всего, наказывают ребенка, если он ведет себя агрессивно. И если такой ребенок не исправляется, они, теряя над собой контроль, ещё более усугубляют ситуацию. Безучастие либо жестокость со стороны взрослых приводит к нарушению межличностных детско-родительских отношений, и у ребенка появляется уверенность, что его не любят и что он никому не нужен.
По сути же главной причиной агрессивного поведения детей является то, что взрослые и родители не желают разбираться в причинах детского поведения и проявляют равнодушие к их эмоциональному миру. Принято считать, что агрессивные дети не умеют играть, что у них отсутствует игровой навык. Действительно, среди агрессивных детей больше не умеющих играть, чем тех, кто достиг высокого уровня развития в играх. Но и агрессивные дети умеют организовать интересную игру, хотя они, чаще всего, навязывают свои правила в игровой деятельности другим или сами их вообще не соблюдают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...
Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...
«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....
Причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
описаны основные причины проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте...
Причины агрессивного поведени детей
причины агрессивного поведения детей и способы урегулирования....
Консультация для родителей "Возможные причины агрессивного поведения детей"
В данной консультации говорится о причинах агрессивного поведения детей и пути их решения....
Консультация для родителей и воспитателей "Причины агрессивного поведения детей и методы их коррекции"
Консультация для родителей и воспитателей "Причины агрессивного поведения детей и методы их коррекции"...