Причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
описаны основные причины проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_dekabr_2021.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сытник Наталья Александровна
Воспитатель
МБОУ «Начальная школа – детский сад №26 «Акварель»
г. Белгород
Причины проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Аннотация: описаны «семейные», «личные», ситуативные и социально-биологические причины.
Ключевые слова: агрессивное поведение, «семейные» причины, «личные» причины, ситуативные и социально-биологические причины.
Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. К старшему дошкольному возрасту эта «необходимая» агрессия может перерасти в асоциальную форму достижения желаемого. И здесь многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
1. «Семейные» причины:
- Неприятие детей родителями - это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации.
- Разрушение эмоциональных связей в семье - как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту.
- Неуважение к личности ребенка - пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.
- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей - когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают.
- Запрет на физическую активность. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать родителям.
2. «Личные» причины:
- Подсознательное ожидание опасности. Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом.
- Неуверенность в собственной безопасности - когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет.
- Личный отрицательный опыт - агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка .
- Недовольство собой - часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе.
- Повышенная раздражительность - такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
- Чувство вины. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?
3. Ситуативные причины:
- Плохое самочувствие, переутомление - очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией.
- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха - если кажется, что ребенок проявляет повышенную агрессивность, следует обратить внимание не попал ли он под действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха.
- Акцентуация характера - отдельные черты характера, выделяющиеся в личности выше среднего уровня.
4. Социально-биологические причины: вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть грубым и агрессивным. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями в значимой для себя группе.
Таким образом, формирование агрессивности в дошкольном возрасте происходит из-за множества причин, которые образуют прочную «почву» для развития агрессивного поведения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»
Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...
Статья"Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Игры для преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Психотехнические освобождающие и режиссерские игры в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками...