Патриотическое воспитание детей
методическая разработка (младшая группа)
Важно воспитать детей в духе патриотизма.Прививать любовь и уважениек традициям малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikolskogo.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3 февраля 2016 г. в Клубе лидеров в Но-во-Огареве Президент РФ В. В. Путин сказал: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение дошкольников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях. В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека [1].
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма [2].
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д. [3]
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В связи c вышеизложенным, мы предположили что, большое значение может иметь ознакомление дошкольников с географическим, историческим, природно-экологическим, национальным, культурным своеобразием родного города.
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели исследование уровня развития представлений о родном городе на базе МБДОУ г. Чебоксары среди детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента были проведены исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста при помощи анкетирования. Результаты исследования приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
В результате исследования на констатирующем этапе было выявлено, что 10% детей имеют высокий уровень развития представлений о родном городе, 35% детей имеют средний уровень, а 55% детей обладают низким уровнем развития представлений о родном городе.
На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень представлений о родном городе достаточно низкий, для повышения его необходимо вести работу по формированию развития представлений о родном городе для детей старшего дошкольного возраста.
При проведении работы по формировании представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе МБДОУ мы учитывали:
- содержание навыков нравственности должно определяться с учетом возрастных особенностей старших дошкольников;
- в педагогический процесс должны быть включены экскурсии по родному городу, способствующих формированию нравственно – патриотических чувств;
- в процессе проведения экскурсий по родному городу необходимо применять различные методические приёмы и использовать составленные тематические вопросы;
- была создана положительная мотивация детей, способствующая проявлению интереса у детей к истории родного города и повышению эффективности формирования нравственно – патриотических чувств.
После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования методом анкетирования на контрольном этапе исследования приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
По результатам, приведенным на рисунке 2 видно, что результаты улучшились: 15% детей показали высокий уровень представлений о родном городе, 45% детей выявили средний уровень, а 40% детей остались на низком уровне. В результате результат улучшился в среднем на 15% от показателей на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом по результатам нашего исследования мы выяснили, что работа по развитию представлений о родном городе обогащает знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой формируют любовь к традициям своего народа и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №9. – С. 98 – 101.
- Князьевская, С.В., Демидова, Л.В., Канапеева, Э.Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 35-38.
- Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е.Ю. Александрова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...