Инновационный педагогический опыт на тему: "Воспитание cоциокультурной толерантности у дошкольников"
учебно-методическое пособие
Современный мир жесток.
Жестокими стали и дети
А нормой жизни каждого
Человека - взрослого и
Ребёнка – должна стать
толерантность
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм всё чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Как-то все каналы телевидения облетели кадры, где дети исламского государства берут в руки оружие, а взрослые им говорят, как надо убивать. В детских садах и школах Украины так же стараются внушить, что русские их враги. И тогда я решила, что своих детей я буду воспитывать в духе толерантности, в духе высокой ответственности за своё поведение.
Тема моей творческой презентации: «Воспитание социокультурной толерантности у дошкольников».
Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур. В детском саду мы чаще используем понятия: как дружба, сострадание, любовь, понимание. Что в свою очередь и являются компонентом толерантности.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей, поэтому новизна моей темы состоит в том, чтобы создать условия для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей, не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребёнка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности. Формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Цель моей творческой презентации: создание условий формирования толерантности у детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.
Для достижения этой цели поставила
Задачи:
Образовательные:
-дать представление о понятии толерантность, об уважении и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;
-формировать у детей патриотические чувства, гордость за малую Родину;
Развивающие:
-развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре других народов, природе;
-стимулировать проявление любознательности к народам разных государств;
-способствовать развитию положительных эмоций путём общения.
Воспитательные:
-обеспечить нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, к родному краю;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и к родной культуре.
Свою работу я начала с анализа программы «Детство», ознакомилась с Декларацией ЮНЕСКО, с Конвенцией о правах ребёнка, с законом образования РФ, с федерально-государственными образовательными стандартами, где много говорится о толерантности, с подбора литературы по данной теме, изучения исследований А.Г. Асмолова, Е.Ю. Клепцовой; трудов Т.В. Макаровой, В.Г. Маралова, посвящённых воспитанию толерантности у дошкольников, разработала проект на тему: «Народы России», составила перспективный план по воспитанию толерантности у детей старшей группы. Работала над созданием предметно-развивающей среды, подбирала методы и приёмы работы с детьми, составила картотеку сказок и игр разных народов.
Наметила основные направления по формированию социокультурной толерантности у детей: Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания; формирование навыков коммуникации; развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов; изучение национальных особенностей других народов.
Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на принципах ФГОС:
Главным из которых является
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
В реализации инновационного опыта мною использованы следующие технологии:
- проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;
- использование Информационно-Коммуникативных Технологий, позволяющий более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; а также на родительских собраниях, семинарах, деловой игре с воспитателями.
- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
- здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на непосредственно образовательной деятельности.
Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию задач через разнообразные виды детской деятельности, в ходе которых закладываются основы социокультурной толерантности у дошкольников, используя следующие формы работы: режимные моменты, игровая деятельность, Непосредственно-Образовательная Деятельность, проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а так же театрализованная деятельность.
При этом использую следующие методы и приёмы:
- Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, чтение сказок с дальнейшим их обсуждением, ситуативный разговор.
- Наглядный метод: наблюдения, показ картины, иллюстрации, Информационно – Коммуникативные Технологии, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
- Практический метод: игра(сюжетно-ролевые («Детский сад», «Больница», «Семья»), дидактические («Друзья – товарищи», «Узнай по описанию»), игры- занятия(«Клубочек», «Если с другом вышел в путь»), игровые упражнения(«Давайте жить дружно», «Угадай, кто это», «Я поступаю хорошо»), настольные игры («Подбери костюм», «Собери картинку»), подвижные («Раю, раю», «Гори, гори ясно»).
- Использую психогимнастику, направленную на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Моё настроение», «Весёлый – грустный»);
- Этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми(«Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
- Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Включение в образовательный процесс работу по воспитанию социокультурной толерантности у дошкольников, потребовало пересмотра предметно-развивающей среды.
У нас в группе есть:
1. Книжный уголок.
2. Уголок музыкальных народных инструментов.
3. Уголок ряженья, где дети знакомятся с национальными костюмами.
4. Уголок изобразительной деятельности.
5. Уголок Мордовской культуры.
А так же в группах имеются картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности. Музыкальным руководителем для слушания сделана подборка музыкальных произведений и наглядные пособия с изображением и звучанием инструментов разных народов мира, создаются танцевальные композиции, которые включаются в проведение праздников (мордовский танец, русский хоровод и пр.). Имеются альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; презентации, коллекции кукол в национальных костюмах.
Разработаны конспекты интегрированных мероприятий: «Путешествие в страну толерантности», «Мы - жители планеты Земля». Сценарии праздников и развлечений : «День толерантности», «Масленица» и др.
Формирование понятия «толерантности» осуществляется через ведущую деятельность дошкольников – игру. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», у детей формируются способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к членам семьи, к сверстникам.
В игре «Путешествие по странам» у детей закрепляется понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, воспитывается чувство уважения к различным расам на земле.
С помощью дидактических игр «Все мы жители России», «Найди по описанию», дети знакомятся с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей.
Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процесс подвижных игр : «Гори, гори ясно» - русская народная игра, «Раю, раю» -мордовская игра, «Бум урьш – татарская игра», и др.
Детям предлагаю игры и упражнения, направленные на :
-развитие навыков общения.
-развитие чувства близости с другими детьми.
- развитие умения понимать настроение окружающих.
-развитие умения соблюдать дистанцию в общении.
-проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.
С детьми мы обсуждаем и проигрываем ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
Большой помощник в воспитании «Толерантности» - сказка. Через сказочные образы ребёнок получает представления о справедливости, честности, жалости. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друг друга из беды, в сказках добро всегда побеждает зло.
При обсуждении сказки «Гадкий утёнок», я учила детей быть добрыми в любой ситуации. Несмотря на унижение, изгнание, одиночество, утёнок остался добрым.
Сказка «Отец и Сыновья» помогает детям жить дружно, не ссориться. Вспоминая сказку «Карлик нос», мы учимся уважать друг друга, не смеяться над теми, кто имеет странную внешность.
Так же я в группе провожу тематические недели:
Неделя Дружбы. В течении недели мы беседуем о дружбе народов разных стран, играем в дидактические игры, организовываем выставку детских работ «Мы такие разные, но мы дружим».
Неделя Доброты. Всю неделю вместе с воспитанниками размышляли о доброте, об уважении, о любви, о милосердии, читали сказки , пословицы и поговорки, играли в сюжетно-ролевые игры, создали копилку добрых дел. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, я провожу в группе большую работу. Мы провели экскурсию к памятнику павшим воинам, посетили краеведческий музей. Нами запланирована тематическая неделя на тему: «Великий День Победы».
Я постараюсь доступно рассказать детям о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов, просмотрим презентацию «Детям – о войне», послушаем тематические песни, организуем выставку детских работ совместно с родителями «Война - глазами детей».
Вместе с педагогом – психологом мы провели диагностику эмоционально – личностной сферы детей, применяя методики К. Маховера «Рисунок человека», Проективный тест «Лесенка», при помощи которых мы дали оценку личности ребёнка и получили данные о его взаимоотношениях с окружающими людьми; «Два домика» - выявили характер отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы и др; Результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформирована способность к общению со сверстниками и сопереживанию друг другу.
В результате системной работы с детьми к концу года, у детей проявляется высокая социальная активность, сопереживание, способность взять на себя ответственность за происходящее. Заметно изменились взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу.
Особую роль, а точнее самую важную роль в воспитании чувства толерантности у детей играет семья. Работу с родителями провожу с учётом особенности семьи и семейных взаимоотношений, используя следующие формы:
-родительские собрания, анкетирование;
-консультации, беседы, рекомендации, различные акции, составление совместных проектов.
-совместные праздники и экскурсии, открытые занятия и творческие выставки.
Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности, как необходимых условий диалога цивилизаций».
Я не остановлюсь на достигнутом и буду дальше продолжать работать над этой темой со своими воспитанниками, так как дошкольный возраст –важный период в формировании базиса культуры личности, воспитании доброжелательности, терпимости и лояльности к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт воспитателя Пугачёвой Т.Е.
Современный мир жесток.
Жестокими стали и дети
А нормой жизни каждого
Человека - взрослого и
Ребёнка – должна стать
толерантность
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм всё чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Как-то все каналы телевидения облетели кадры, где дети исламского государства берут в руки оружие, а взрослые им говорят, как надо убивать. В детских садах и школах Украины так же стараются внушить, что русские их враги. И тогда я решила, что своих детей я буду воспитывать в духе толерантности, в духе высокой ответственности за своё поведение.
Тема моей творческой презентации: «Воспитание социокультурной толерантности у дошкольников».
Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур. В детском саду мы чаще используем понятия: как дружба, сострадание, любовь, понимание. Что в свою очередь и являются компонентом толерантности.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей, поэтому новизна моей темы состоит в том, чтобы создать условия для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей, не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребёнка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности. Формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Цель моей творческой презентации: создание условий формирования толерантности у детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.
Для достижения этой цели поставила
Задачи:
Образовательные:
-дать представление о понятии толерантность, об уважении и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;
-формировать у детей патриотические чувства, гордость за малую Родину;
Развивающие:
-развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре других народов, природе;
-стимулировать проявление любознательности к народам разных государств;
-способствовать развитию положительных эмоций путём общения.
Воспитательные:
-обеспечить нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, к родному краю;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и к родной культуре.
Свою работу я начала с анализа программы «Детство», ознакомилась с Декларацией ЮНЕСКО, с Конвенцией о правах ребёнка, с законом образования РФ, с федерально-государственными образовательными стандартами, где много говорится о толерантности, с подбора литературы по данной теме, изучения исследований А.Г. Асмолова, Е.Ю. Клепцовой; трудов Т.В. Макаровой, В.Г. Маралова, посвящённых воспитанию толерантности у дошкольников, разработала проект на тему: «Народы России», составила перспективный план по воспитанию толерантности у детей старшей группы. Работала над созданием предметно-развивающей среды, подбирала методы и приёмы работы с детьми, составила картотеку сказок и игр разных народов.
Наметила основные направления по формированию социокультурной толерантности у детей: Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания; формирование навыков коммуникации; развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов; изучение национальных особенностей других народов.
Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на принципах ФГОС:
Главным из которых является
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
В реализации инновационного опыта мною использованы следующие технологии:
- проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;
- использование Информационно-Коммуникативных Технологий, позволяющий более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; а также на родительских собраниях, семинарах, деловой игре с воспитателями.
- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
- здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на непосредственно образовательной деятельности.
Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию задач через разнообразные виды детской деятельности, в ходе которых закладываются основы социокультурной толерантности у дошкольников, используя следующие формы работы: режимные моменты, игровая деятельность, Непосредственно-Образовательная Деятельность, проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а так же театрализованная деятельность.
При этом использую следующие методы и приёмы:
- Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, чтение сказок с дальнейшим их обсуждением, ситуативный разговор.
- Наглядный метод: наблюдения, показ картины, иллюстрации, Информационно – Коммуникативные Технологии, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
- Практический метод: игра(сюжетно-ролевые («Детский сад», «Больница», «Семья»), дидактические («Друзья – товарищи», «Узнай по описанию»), игры- занятия(«Клубочек», «Если с другом вышел в путь»), игровые упражнения(«Давайте жить дружно», «Угадай, кто это», «Я поступаю хорошо»), настольные игры («Подбери костюм», «Собери картинку»), подвижные («Раю, раю», «Гори, гори ясно»).
- Использую психогимнастику, направленную на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Моё настроение», «Весёлый – грустный»);
- Этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми(«Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
- Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Включение в образовательный процесс работу по воспитанию социокультурной толерантности у дошкольников, потребовало пересмотра предметно-развивающей среды.
У нас в группе есть:
1. Книжный уголок.
2. Уголок музыкальных народных инструментов.
3. Уголок ряженья, где дети знакомятся с национальными костюмами.
4. Уголок изобразительной деятельности.
5. Уголок Мордовской культуры.
А так же в группах имеются картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности. Музыкальным руководителем для слушания сделана подборка музыкальных произведений и наглядные пособия с изображением и звучанием инструментов разных народов мира, создаются танцевальные композиции, которые включаются в проведение праздников (мордовский танец, русский хоровод и пр.). Имеются альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; презентации, коллекции кукол в национальных костюмах.
Разработаны конспекты интегрированных мероприятий: «Путешествие в страну толерантности», «Мы - жители планеты Земля». Сценарии праздников и развлечений : «День толерантности», «Масленица» и др.
Формирование понятия «толерантности» осуществляется через ведущую деятельность дошкольников – игру. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», у детей формируются способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к членам семьи, к сверстникам.
В игре «Путешествие по странам» у детей закрепляется понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, воспитывается чувство уважения к различным расам на земле.
С помощью дидактических игр «Все мы жители России», «Найди по описанию», дети знакомятся с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей.
Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процесс подвижных игр : «Гори, гори ясно» - русская народная игра, «Раю, раю» -мордовская игра, «Бум урьш – татарская игра», и др.
Детям предлагаю игры и упражнения, направленные на :
-развитие навыков общения.
-развитие чувства близости с другими детьми.
- развитие умения понимать настроение окружающих.
-развитие умения соблюдать дистанцию в общении.
-проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.
С детьми мы обсуждаем и проигрываем ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
Большой помощник в воспитании «Толерантности» - сказка. Через сказочные образы ребёнок получает представления о справедливости, честности, жалости. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друг друга из беды, в сказках добро всегда побеждает зло.
При обсуждении сказки «Гадкий утёнок», я учила детей быть добрыми в любой ситуации. Несмотря на унижение, изгнание, одиночество, утёнок остался добрым.
Сказка «Отец и Сыновья» помогает детям жить дружно, не ссориться. Вспоминая сказку «Карлик нос», мы учимся уважать друг друга, не смеяться над теми, кто имеет странную внешность.
Так же я в группе провожу тематические недели:
Неделя Дружбы. В течении недели мы беседуем о дружбе народов разных стран, играем в дидактические игры, организовываем выставку детских работ «Мы такие разные, но мы дружим».
Неделя Доброты. Всю неделю вместе с воспитанниками размышляли о доброте, об уважении, о любви, о милосердии, читали сказки , пословицы и поговорки, играли в сюжетно-ролевые игры, создали копилку добрых дел. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, я провожу в группе большую работу. Мы провели экскурсию к памятнику павшим воинам, посетили краеведческий музей. Нами запланирована тематическая неделя на тему: «Великий День Победы».
Я постараюсь доступно рассказать детям о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов, просмотрим презентацию «Детям – о войне», послушаем тематические песни, организуем выставку детских работ совместно с родителями «Война - глазами детей».
Вместе с педагогом – психологом мы провели диагностику эмоционально – личностной сферы детей, применяя методики К. Маховера «Рисунок человека», Проективный тест «Лесенка», при помощи которых мы дали оценку личности ребёнка и получили данные о его взаимоотношениях с окружающими людьми; «Два домика» - выявили характер отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы и др; Результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформирована способность к общению со сверстниками и сопереживанию друг другу.
В результате системной работы с детьми к концу года, у детей проявляется высокая социальная активность, сопереживание, способность взять на себя ответственность за происходящее. Заметно изменились взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу.
Особую роль, а точнее самую важную роль в воспитании чувства толерантности у детей играет семья. Работу с родителями провожу с учётом особенности семьи и семейных взаимоотношений, используя следующие формы:
-родительские собрания, анкетирование;
-консультации, беседы, рекомендации, различные акции, составление совместных проектов.
-совместные праздники и экскурсии, открытые занятия и творческие выставки.
Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности, как необходимых условий диалога цивилизаций».
Я не остановлюсь на достигнутом и буду дальше продолжать работать над этой темой со своими воспитанниками, так как дошкольный возраст –важный период в формировании базиса культуры личности, воспитании доброжелательности, терпимости и лояльности к другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...
Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...
Инновационный педагогический опыт работы на тему "Социально-личностное развитие дошкольника с учетом гендерного воспитания"
Инновационный педагогический опыт работы....
Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...
Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»
Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.Задача детского сада состоит в том, чтобы из ег...