Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Старостина Марина Николаевна

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.

Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Уважение к людям разных национальностей, ознакомление с историей города и республики в целом, развитие у ребенка национального самосознания – это ведущие направления в формировании толерантного поведения у дошкольников.

И для решения данной задачи требуется инновационный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Посещение краеведческого музея играет немаловажную роль в воспитании дошкольников в духе гуманистических традиций и идей. Благодаря экспозициям в музее ребенок может «увидеть» как жили предки, узнать факты из жизни своей малой Родины.

Экскурсии позволяют «вывести» ребенка за пределы детского сада, заинтересовать и пополнить его знания среди «живых» экспонатов, в интерьерах музейных залов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_s_muzeem_iz_opyta.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 №Орленок» г. Волжска Республики Марий Эл

Инновационный педагогический опыт

 «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл
с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»


                                                                                    Автор:

                                                                                                       Старостина М.Н.
                                                                                                 воспитатель I
                                                                                                            квалификационной
                                                                                            категории
                                                                                                       


г.Волжск РМЭ
март, 2022 г.

Актуальность

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.

В современных условиях важную роль в решении вопросов, связанных со становлением личности, формирования гражданских качеств, представления о человеке, обществе и культуре подрастающего поколения способны сыграть образовательные учреждения.

Многие психологи, такие как Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.С. Мухина и др.

отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольном периоде важно закладывать основы толерантности, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значимость других людей, не похожих на самого ребенка.

Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Уважение к людям разных национальностей, ознакомление с историей города и республики в целом, развитие у ребенка национального самосознания – это ведущие направления в формировании толерантного поведения у дошкольников.

И для решения данной задачи требуется инновационный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Посещение краеведческого музея играет немаловажную роль в воспитании дошкольников в духе гуманистических традиций и идей. Благодаря экспозициям в музее ребенок может «увидеть» как жили предки, узнать факты из жизни своей малой Родины.

Экскурсии позволяют «вывести» ребенка за пределы детского сада, заинтересовать и пополнить его знания среди «живых» экспонатов, в интерьерах музейных залов.

Правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея способно обеспечить не только ознакомление детей с историей родины, но и развить у ребенка умение общаться, в том числе и в многонациональной среде, подготовить его к сотрудничеству и привить терпимость к инакомыслию.

Изучая данную проблему, я разработала модель сотрудничества с Волжским краеведческим музеем, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия с социальными институтами.

Где ведущей педагогической идеей выступает сотрудничество с музеем - важнейшего элемента в ознакомлении детей с родным краем и становлении их как целостной, толерантной личности.

Основываясь на теорию Л.В.Пантелеевой, которая рассматривает три основных этапа «введение» дошкольников в музейную среду, а именно:

  1. Подготовка ребенка к посещению музея («до музея»);
  2. Работа на музейной экспозиции («в музее»);
  3. Закрепление у детей музейных впечатлений («после музея»).

И в тесном контакте с сотрудниками краеведческого музея разработали формы взаимодействия, составили программу посещения. В программу вошли такие мероприятия как:

  1. Зал этнографии – рассказ о быте народов края начала 20 века.
  2. Зал советской эпохи «Старая квартира» - знакомство с предметами советского быта.
  3. «Боевой путь 107 – й отдельной стрелковой бригады» - лекция с показом презентации и фотографий музея.
  4. «Лесной мир Марий Эл» - интерактивная лекция о животных и деревьях, населяющих наши леса, мини – игры о том, как правильно поддерживать экологию леса и не вредить его жителям.

Активно апробируя ведущие формы в образовательной практике музея – экскурсии, в которых ознакомление дошкольников с историей Республики и формирование представлений о быте народа мари, были доминирующими задачами, нельзя абстрагироваться от возрастных особенностей воспитанников.

Поэтому, организовывая экскурсионные занятия детей в Волжский краеведческий музей, учитывала ряд методических принципов:

1. Периодичность посещения музея не превышает 4 раз в год, с продолжительностью экскурсии – 40 мин;

2. Обеспечивается предварительный психологический настрой детей на восприятие содержания экскурсии, обязательным является предварительная беседа с детьми на тему будущей экскурсии;

3. Тематика и специфика зрительного ряда на экспозиции подбираются с учетом круга интересов детей и соответствие уровню его понимания воспринимаемого материала.

Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания детей через другие активные формы работы.

Поэтому, наряду с традиционными экскурсиями в музей, я посчитала, что будет целесообразно организовать образовательную деятельность и в детском саду с музейными экспонатами, которую проводит приглашенный в ДОУ экскурсовод.
В этом случае эффективность усвоения материала, полученного в ходе экскурсии, возрастает в несколько раз.
       Так же в своей практике использую методы, позволяющие успешно реализовать задачи закрепления представлений детей об истории Марий Эл с помощью разных видов творческой деятельности таких как:

  1. Конструирования из цветной бумаги марийского головного убора «Нашмак»;
  2. Украшение марийским орнаментом женского платья;
  3. Рисование на тему «Моя малая Родина»;
  4. Прорисовывание элементов марийской письменности. И другие.

Продуктивная деятельность всегда интересна ребенку и потому обеспечивает стойкое усвоение представлений об исторических событиях края.

Также не менее эффективными методами, активизирующие восприятие детей и обеспечивающие их речевую активность, являются интеллектуальные игры, экологические КВНы на тему «Природных богатств Республики Марий Эл», с помощью которых задачи ориентированные на развитие толерантности у дошкольников, решаются совершенно ненавязчиво.
      Успешность освоения представлений об историческом прошлом своей малой Родины, определяется не только и не столько информированностью детей, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать материал эмоционально. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие, личностного переживания, развития творческих способностей путем приобщения к образцам культуры своего и других народов.

Воспитанники моей группы активно участвуют в этнокультурных фестивалях, музыкальных форумах и конкурсах:
     1. В Городском литературном конкурс чтецов «У Истока» г.Волжска Республики Марий Эл;

      2. Во Всероссийском детском экологическом форуме «Природа. Культура.Экология»;

      3. В Международном конкурсе «Земля – наш общий дом»;

      4. Во Всероссийском творческом литературном конкурсе, в номинации актерское мастерство, чтение стихотворения А.Воскресенской «Марий Эл»;
     5. В Межрегиональном фестивале – конкурсе «Перезвон талантов», посвященному 100 – летию Республики Марий Эл.

Педагога часто называют «душой образовательного процесса». От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов и мировоззрения зависит эффективность общения и совместная деятельность. Благодаря высокому творческому потенциалу педагогов ДОУ на базе нашего детского сада был создан музей культуры народа мари, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, чувствуеть себя комфортно, защищённо, и способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу ДОУ.

Музей активно используется для ознакомления воспитанников с народными праздниками и традициями. Дети приобщаются к праздничной культуре марийского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.

Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, он учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.

Следующим направлением в воспитании толерантных установок является организация деятельности краеведческого кружка «По тропинкам земли Марийской», направленная на приобщение дошкольников к национальной культуре, формированию уважения к труду народных мастеров, произведениям марийских поэтов и писателей. На занятиях кружка у ребят есть возможность рассмотреть экспонаты, обсудить их особенности, задать вопросы, что помогает пробудить интерес детей к народным обычаям и промыслам.
        И, подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что систематическая работа с детьми в данном направлении способствует воспитанию дошкольников в духе дружбы, согласия и миролюбия по отношению к окружающим.

Ведь музейные экскурсии, как подчёркивает Е.В.Листвина, раздвигают рамки привычного образовательного пространства. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках.

В результате, сотрудничество с краеведческим музеем становится своеобразным научно-исследовательским центром духовно-нравственного воспитания и способствует развитию толерантности подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дошкольников основ толерантности в детском саду.

- Формирование толерантного сознания у дошкольников через подвижные игры, сказки, иллюстрации....

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду

Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Консультация "Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ ЗОЖ"

Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время....

Консультация для педагогов «Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ валеологической культуры»

Технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздор...