Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.
Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Уважение к людям разных национальностей, ознакомление с историей города и республики в целом, развитие у ребенка национального самосознания – это ведущие направления в формировании толерантного поведения у дошкольников.
И для решения данной задачи требуется инновационный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Посещение краеведческого музея играет немаловажную роль в воспитании дошкольников в духе гуманистических традиций и идей. Благодаря экспозициям в музее ребенок может «увидеть» как жили предки, узнать факты из жизни своей малой Родины.
Экскурсии позволяют «вывести» ребенка за пределы детского сада, заинтересовать и пополнить его знания среди «живых» экспонатов, в интерьерах музейных залов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_s_muzeem_iz_opyta.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 №Орленок» г. Волжска Республики Марий Эл
Инновационный педагогический опыт
«Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл
с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»
Автор:
Старостина М.Н.
воспитатель I
квалификационной
категории
г.Волжск РМЭ
март, 2022 г.
Актуальность
Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.
В современных условиях важную роль в решении вопросов, связанных со становлением личности, формирования гражданских качеств, представления о человеке, обществе и культуре подрастающего поколения способны сыграть образовательные учреждения.
Многие психологи, такие как Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.С. Мухина и др.
отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольном периоде важно закладывать основы толерантности, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значимость других людей, не похожих на самого ребенка.
Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Уважение к людям разных национальностей, ознакомление с историей города и республики в целом, развитие у ребенка национального самосознания – это ведущие направления в формировании толерантного поведения у дошкольников.
И для решения данной задачи требуется инновационный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Посещение краеведческого музея играет немаловажную роль в воспитании дошкольников в духе гуманистических традиций и идей. Благодаря экспозициям в музее ребенок может «увидеть» как жили предки, узнать факты из жизни своей малой Родины.
Экскурсии позволяют «вывести» ребенка за пределы детского сада, заинтересовать и пополнить его знания среди «живых» экспонатов, в интерьерах музейных залов.
Правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея способно обеспечить не только ознакомление детей с историей родины, но и развить у ребенка умение общаться, в том числе и в многонациональной среде, подготовить его к сотрудничеству и привить терпимость к инакомыслию.
Изучая данную проблему, я разработала модель сотрудничества с Волжским краеведческим музеем, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия с социальными институтами.
Где ведущей педагогической идеей выступает сотрудничество с музеем - важнейшего элемента в ознакомлении детей с родным краем и становлении их как целостной, толерантной личности.
Основываясь на теорию Л.В.Пантелеевой, которая рассматривает три основных этапа «введение» дошкольников в музейную среду, а именно:
- Подготовка ребенка к посещению музея («до музея»);
- Работа на музейной экспозиции («в музее»);
- Закрепление у детей музейных впечатлений («после музея»).
И в тесном контакте с сотрудниками краеведческого музея разработали формы взаимодействия, составили программу посещения. В программу вошли такие мероприятия как:
- Зал этнографии – рассказ о быте народов края начала 20 века.
- Зал советской эпохи «Старая квартира» - знакомство с предметами советского быта.
- «Боевой путь 107 – й отдельной стрелковой бригады» - лекция с показом презентации и фотографий музея.
- «Лесной мир Марий Эл» - интерактивная лекция о животных и деревьях, населяющих наши леса, мини – игры о том, как правильно поддерживать экологию леса и не вредить его жителям.
Активно апробируя ведущие формы в образовательной практике музея – экскурсии, в которых ознакомление дошкольников с историей Республики и формирование представлений о быте народа мари, были доминирующими задачами, нельзя абстрагироваться от возрастных особенностей воспитанников.
Поэтому, организовывая экскурсионные занятия детей в Волжский краеведческий музей, учитывала ряд методических принципов:
1. Периодичность посещения музея не превышает 4 раз в год, с продолжительностью экскурсии – 40 мин;
2. Обеспечивается предварительный психологический настрой детей на восприятие содержания экскурсии, обязательным является предварительная беседа с детьми на тему будущей экскурсии;
3. Тематика и специфика зрительного ряда на экспозиции подбираются с учетом круга интересов детей и соответствие уровню его понимания воспринимаемого материала.
Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания детей через другие активные формы работы.
Поэтому, наряду с традиционными экскурсиями в музей, я посчитала, что будет целесообразно организовать образовательную деятельность и в детском саду с музейными экспонатами, которую проводит приглашенный в ДОУ экскурсовод.
В этом случае эффективность усвоения материала, полученного в ходе экскурсии, возрастает в несколько раз.
Так же в своей практике использую методы, позволяющие успешно реализовать задачи закрепления представлений детей об истории Марий Эл с помощью разных видов творческой деятельности таких как:
- Конструирования из цветной бумаги марийского головного убора «Нашмак»;
- Украшение марийским орнаментом женского платья;
- Рисование на тему «Моя малая Родина»;
- Прорисовывание элементов марийской письменности. И другие.
Продуктивная деятельность всегда интересна ребенку и потому обеспечивает стойкое усвоение представлений об исторических событиях края.
Также не менее эффективными методами, активизирующие восприятие детей и обеспечивающие их речевую активность, являются интеллектуальные игры, экологические КВНы на тему «Природных богатств Республики Марий Эл», с помощью которых задачи ориентированные на развитие толерантности у дошкольников, решаются совершенно ненавязчиво.
Успешность освоения представлений об историческом прошлом своей малой Родины, определяется не только и не столько информированностью детей, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать материал эмоционально. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие, личностного переживания, развития творческих способностей путем приобщения к образцам культуры своего и других народов.
Воспитанники моей группы активно участвуют в этнокультурных фестивалях, музыкальных форумах и конкурсах:
1. В Городском литературном конкурс чтецов «У Истока» г.Волжска Республики Марий Эл;
2. Во Всероссийском детском экологическом форуме «Природа. Культура.Экология»;
3. В Международном конкурсе «Земля – наш общий дом»;
4. Во Всероссийском творческом литературном конкурсе, в номинации актерское мастерство, чтение стихотворения А.Воскресенской «Марий Эл»;
5. В Межрегиональном фестивале – конкурсе «Перезвон талантов», посвященному 100 – летию Республики Марий Эл.
Педагога часто называют «душой образовательного процесса». От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов и мировоззрения зависит эффективность общения и совместная деятельность. Благодаря высокому творческому потенциалу педагогов ДОУ на базе нашего детского сада был создан музей культуры народа мари, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, чувствуеть себя комфортно, защищённо, и способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу ДОУ.
Музей активно используется для ознакомления воспитанников с народными праздниками и традициями. Дети приобщаются к праздничной культуре марийского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.
Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.
Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, он учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.
Следующим направлением в воспитании толерантных установок является организация деятельности краеведческого кружка «По тропинкам земли Марийской», направленная на приобщение дошкольников к национальной культуре, формированию уважения к труду народных мастеров, произведениям марийских поэтов и писателей. На занятиях кружка у ребят есть возможность рассмотреть экспонаты, обсудить их особенности, задать вопросы, что помогает пробудить интерес детей к народным обычаям и промыслам.
И, подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что систематическая работа с детьми в данном направлении способствует воспитанию дошкольников в духе дружбы, согласия и миролюбия по отношению к окружающим.
Ведь музейные экскурсии, как подчёркивает Е.В.Листвина, раздвигают рамки привычного образовательного пространства. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках.
В результате, сотрудничество с краеведческим музеем становится своеобразным научно-исследовательским центром духовно-нравственного воспитания и способствует развитию толерантности подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание дошкольников основ толерантности в детском саду.
- Формирование толерантного сознания у дошкольников через подвижные игры, сказки, иллюстрации....
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду
Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
Консультация "Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ ЗОЖ"
Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время....
Консультация для педагогов «Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ валеологической культуры»
Технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздор...