Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования здорового образа жизни; на семинарах, методических объединениях воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_zozh_hirsa.docx | 66.31 КБ |
prilozhenie_k_opytu_no1_-_diagnosticheskaya_karta.docx | 16.62 КБ |
prilozhenie_no2_-_perspektivnoe_planirovanie.docx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида
Обобщенный педагогический опыт педагога
Хирса Светланы Александровны
Тема опыта:
«Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
г. Киржач, 2018 г.
Содержание.
- Сведения об авторе……………………………………………………… 3
- Условия возникновения и становления опыта………………………….. 4
- Теоретическая база опыта………………………………………………. 5
- Актуальность…………………………………………………. …………. 6
- Новизна опыта………………………………………………..................... 7
- Технология опыта……………………………………………………..…..8
- Результативность опыта…………………………………………………. 9
- Адресная направленность…………………………………………...… 12
- Использованная литература и информационные ресурсы………….. 13
- Приложение…………………………………………………………….. 14
Сведения об авторе:
- ФИО: Хирса Светлана Александровна
- Образование: средне – специальное
- Покровское педагогическое училище
- Воспитатель МБДОУ № 40
- Педагогический стаж – 30 лет
- Стаж работы в занимаемой должности – 30 лет
- Высшая квалификационная категория
«С ним ничего не страшно, никаких испытаний.
Его потерять-значит потерять все,
без него нет свободы, нет независимости,
человек становится рабом окружающих людей и обстановки;
оно - высшее и необходимое благо,
а между тем удержать его так трудно»
(В. Вересаев)
Условия возникновения и становления опыта.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физического и речевого развития требует поиска путей, позволивших изменить эту ситуацию. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Поэтому приоритетным направлением в своей работе я решила взять формирование у детей навыков здорового образа жизни, повышения уровня их здоровья.
Теоретическая база опыта.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловливается ухудшением социально-экономической обстановки, неправильным питанием, малоподвижным образом жизни детей. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
В основу данного опыта положены методические разработки и рекомендации педагогов на формирование у ребенка ответственности своему личному здоровью.
Актуальность и перспективность опыта.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна и достаточна сложна. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и поэтому наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Если спросить родителей детей дошкольного возраста, какими бы они хотели видеть своих детей в будущем, мы услышали бы много разных ответов. Но преобладать будет желание видеть их здоровыми. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встала главная задача по укреплению здоровья детей, формированию у них представлений о здоровье, как одной из ценностей жизни.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в следующем:
- реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду;
- для выявления уровня усвоения детьми основ здорового образа жизни и практического применения разработаны примерное содержание показателей и методика их выявления, определены уровни оценки знаний детей по каждому показателю с учетом возрастных особенностей детей;
- наличие для реализации программы комплекса методических пособий;
- возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий;
- создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Технология опыта.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей.
Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ
- В ходе режимных процессов (утренняя гимнастика, массаж, прогулка, послеобеденный сон, активное пробуждение)
- В процессе непосредственно организованной деятельности (физминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастика, релаксация, физкультура, гимнастика для глаз, ритмика и т.д.)
- В процессе совместной деятельности взрослого и детей (настольные и дидактические игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсии и целевые прогулки, экспериментирование и наблюдение, подвижные и сюжетно-ролевые игры и т.д.)
Работа ведется комплексно по всем разделам программы. Реализация педагогической технологии осуществляется в трех направлениях:
- Первое направление «Я-человек. Что я знаю о себе?».
- Второе направление «Образ жизни человека и здоровье».
- Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города».
Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.
Пальчиковые игры являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Их провожу в свободное время, в процессе организованно образовательной деятельности, в играх. Использую упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.
Зрительная гимнастика даёт возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Тренировочные упражнения для глаз провожу несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
Использую элементы арттерапии: работа с цветом – снимает утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
* Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
* Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
* Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Мы их называем «минутки шалости». Чаще использую противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни мы проводим «Гимнастику маленьких волшебников». Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.
Особое внимание уделяю обыгрыванию различных ситуаций (правильного и неправильного поведения людей), решению логических задач. После бесед и обсуждений приходим к единому мнению, кто в данной ситуации поступил верно.
В ходе сюжетно-ролевых игр происходит формирование поведения, способствующее здоровому образу жизни (стирка одежды и постельного белья, уборка, правильное питание, уход за больным, оказание первой медицинской помощи, занятия спортом и т.д.)
Так же развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и поведению способствует чтение художественной литературы, организация выставок детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке мы с детьми знакомимся с произведениями, обсуждаем их содержание, разучиваем стихи и загадки. А затем совместно с родителями готовим рассказы о знакомых книгах. При ознакомлении с художественной литературой находили причинно-следственные связи между образом жизни и здоровьем.
Особое внимание уделяю методу наблюдения и экспериментирования. Например, наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды, а в процессе опытов с водой дети приходят к выводу о частой непригодности ее к питью. Во время игр с песком с помощью ватных дисков дети легко устанавливают степень загрязнения рук.
Полученные знания дети отображают в продуктивной деятельности.
Вся работа проводится с соблюдением системы усложнения материала, доступности и индивидуальных способностей ребенка.
Результативность выполнения программы по разделу
«Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
2015 – 2016 учебный год (средняя группа, 20 детей).
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УВЕЛИЧИЛСЯ ДО 10 %, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ СОСТАВИЛ 55%.
2016 – 2017 учебный год (старшая группа, 20 детей).
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УВЕЛИЧИЛСЯ ДО 40 %, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ УМЕНЬШИЛСЯ ДО 50%.
2017 – 2018 учебный год (подготовительная группа, 20 детей).
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УВЕЛИЧИЛСЯ ДО 65 %, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ УМЕНЬШИЛСЯ ДО 35%.
Адресная направленность.
Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования здорового образа жизни; на семинарах, методических объединениях воспитателей.
Используемая литература.
- И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
- О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
- Н. С. Голицина «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей и детей старшего дошкольного возраста».
- Л. В. Кочеткова «Оздоровление детей в условиях детского сада».
- З. И. Береснева «Здоровый малыш».
- Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье».
- Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика».
- Журналы
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта
Для выявления уровня усвоения детьми основ здорового образ жизни разработано содержание показателей и методика их выявления; определены показатели и уровни оценки знаний детей.
Средняя группа
1.Материал: иллюстрации с изображением здорового и больного ребенка.
Кто из этих детей не любит заниматься физкультурой? Почему?
2.Материал: карточки с изображением полезных и вредных продуктов. Разложить на две группы.
3. В каких случаях необходимо мыть руки?
4. Материал: схема строения человека.
Назвать части тела человека. Рассказать о роли органов чувств.
5. Материал: светофоры (трехцветный, двухцветный).
Объяснить значения сигналов светофора.
6. Материал: карточки с изображением снарядов разных видов спорта.
Назвать вид спорта.
7. Инструменты и материалы, необходимые для работы врача (градусник, шпатель, фонендоскоп, вата, зеленка).
В каком случае необходимо использование?
Кукла упала и повредила колено. Что делать?
8.Материал: карточки с изображением опасных бытовых предметов и приборов.
Чем опасно использование?
9. Материал: корзина с прорезями, силуэты съедобных и несъедобных грибов.
Положить в корзину съедобные грибы.
Старшая группа.
1.Что необходимо делать человеку, чтобы быть здоровым?
2.Материал: карточки с цифрами 01, 02, 03; телефон.
Покажи карточку с номером «скорой помощи».
Загорелась квартира. Вызови пожарную службу.
3. Материал: картинки с изображением улицы города; поляны с цветами; телевизора.
Выбрать картинку, указывающую на место отдыха.
4.Материал: карточки с изображением полезных продуктов (лук, яблоко, укроп, творог, рыба, молоко, хлеб).
Чем полезны эти продукты?
5.Материал: карточка с изображением стола с остатками еды и ползающей мухой.
Какой вред для здоровья человека может принести муха?
6.Материал: макет улицы с тротуарами и пешеходным переходом, дорожными знаками, фигурки людей.
Расставь дорожные знаки.
Переведи пешехода через дорогу
- оборудованную светофором
- с намеченным пешеходным переходом
- без светофора и пешеходного перехода
7.Материал: карточки с изображением режимных процессов.
Разложи по порядку.
8.Карточки с изображением различных ситуаций встреч детей с незнакомыми людьми.
Вопросы по содержанию.
9.Материал: иллюстрации с изображением лекарственных и ядовитых растений.
Разложи на две группы.
Подготовительная группа.
1.Карточки с изображением полезного и вредного воздействия на органы чувств человека.
Разложить на две группы.
2.Схематичное изображение человека, занимающегося определенным видом спорта.
Назови спортсмена.
3.Карточки-алгоритмы последовательного выполнения гигиенических процедур. (Я мою руки, голову, чищу зубы и т.д.)
Разложить в определенной последовательности.
4.Две группы карточек «Здоровые и нездоровые привычки».
Разложить на две группы.
5.Карточки-алгоритмы «Первая помощь при ожогах, обморожениях, ссадинах, солнечном ударе и т.д.»
Разложить в определенном порядке.
6.Дорожные знаки.
Разложить на три группы (указательные, запрещающие, разрешающие).
7.Карточки с предметами-источниками опасности.
В чем заключается опасность использования?
8.Карточки с изображением фруктов и овощей.
Чем полезно употребление?
9.Расскажи о правилах поведения на водоеме, при встрече с незнакомой собакой.
Критерии оценки
Оцениваются:
- Степень самостоятельности
- Полнота ответа
- Точность ответа
1 балл (полное соответствие) - ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный отчет в соответствии с методикой.
0,5 балла (частичное соответствие) – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.
0 баллов (несоответствие) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.
Уровни | Группы Максимальное количество баллов | ||
средняя | старшая | подготовительная | |
Высокий | 7-9 | 7-9 | 7-9 |
Средний | 4-8 | 4-8 | 4-8 |
Низкий | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по теме:
«Воспитание культуры ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста»
Сентябрь
Тема «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Приготовление винегрета (салата) Закрепить знания об овощах. Формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами. 2. «Фрукты полезны взрослым и детям» (изготовление канапе из фруктов). Дать знания о витаминах, содержащихся в фруктах. 3.Лепка «Овощи в корзине». 4.Рисование «Фрукты на тарелке» | Д/и «Вершки и корешки», «Угадай по описанию» Народная игра «Огуречик» | 1. Опытно-исследовательская деят-ть. Определение вкуса овощей и фруктов. 2. Наблюдение за уборкой урожая. 3. Чтение Л. Зильберг «Полезные продукты» 4.Досуг «Веселые овощи» 5.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Капуста», «Урожай». 6.Печать фруктами. | 1.Разучивание стихов и загадок об овощах и фруктах. 2. Конкурс поделок из овощей. 3. Подбор раскрасок по теме. |
Октябрь
Тема: «Опасности вокруг нас»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1. Коммуникация. Составление рассказов об опасных предметах. Формировать навыки составления рассказа о предметах. Закреплять правила безопасного поведения дома. 2. Познание. «В мире электроприборов» Уточнить знания о бытовых приборах, их назначении, правилах пользования. 3. Рисование «Мы смотрим телевизор» | Д/игра «Можно-нельзя» «У нас порядок» «Выбери предмет» «Загадки-отгадки» «Отбери опасные предметы» «Логический экран». | 1.Просмотр видеофильма «Уроки осторожности» 2. Рассматривание иллюстраций, плакатов по теме. 3.Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения» «Достань игрушку с полки» «Подай ножницы» и т.д. 4.Целевая прогулка «опасности нашего двора». Формировать представления об опасных и безопасных местах для игр. 5.Вечер загадок и отгадок «Предметы бывают разные-опасные и безопасные» 6.Чтение «Лекарство-не игрушка» из серии рассказов про Стобеда. | 1.Конкурс совместного рисунка «Осторожно, опасность!» 2.Заучивание загадок об опасных предметах. 3.Создание совместного альбома «В мире опасных предметов» 4.Консультация «Как организовать досуг детей, если вам некогда». |
Ноябрь
«Ребенок и здоровье»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Здоровье- главная ценность» Воспитывать бережное отношение к здоровью. 2.Коммуникация Рассказывание историй из личного опыта на тему «Как мне делали прививку» Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта,формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье. 3.Рисование «Скорая помощь» | 1.Д/игры» Хорошо-плохо» «Что сначала, что потом» «Мой день» 2.Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника» «Скорая помощь» «Семья» 3.Строительные игры «Строим новую больницу» | 1. Беседа «здоровые и нездоровые привычки». 2. Посещение медицинского кабинета в детском саду. 3.Чтение «Айболит» Чуковский, С Михалков «Прививка», пословицы о здоровье, М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье искал», В. Донникова «На катке», С. Михалков «Не спать», Шорыгина «Зарядка и простуда», С. Михалков «Я уколов не боюсь» | 1.Составление альбома «Полезные привычки». 2.Беседы с родителями о прогулках вечером, в выходные дни. 3.Выпуск стенгазеты «Малыши-крепыши». |
Декабрь
«Тело человека»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Что я знаю о себе?» Дать первоначальные представления о строении человека и функциях его органов. 2.Лепка человека 3.Познание «чудесное яблоко или зеркало нашей души» (зрение) | Д/игры «Видим, слышим,ощущаем» «Жмурки» «Посылка от обезьянки» | 1.Определение частоты сердечных сокращений до и после бега, функций отдельных органов. 2. Тренинг «Обучение самомассажу, гимнастике для глаз. 3.Чтение С. Прокофьев «Румяные щечки» С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык» В. Бондаренко «Язык и уши» | 1.Подбор познавательной литературы по теме «Тело человека». 2.Наглядная информация «Компьютер-друг или враг?» |
Январь
«Личная гигиена»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «В гости к тете зубной щетке».Познакомить с правилами поведения за зубами, вредным полезным воздействиям на зубы. 2.Познание «О расческе и зубной щетке». Цель: познакомить детей с историей происхождения этих средств личной гигиены. Научить правилам пользования этими предметами 2.Коммуникация Заучивание отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо…» 4.Конструирование из бумаги «Стаканчик для зубной щетки». | 1.Сюжетно-ролевые игры «Семья» «Салон красоты» «Прачечная» 2.Д\игры «Что будет, если…» «Что сначала, что потом» («Я мою руки», «Я чищу зубы» и т.д.) | 1.Экскурсия в прачечную детского сада. 2.Проблемные ситуации «Грязные руки» и т.д. 3.Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» 4.Чтение Шорыгина «Чучело», «Муха-грязнуха» К. Чуковский «Мойдодыр 5.Рассматривание иллюстраций из книги «Личная гигиена» и беседы по ним 6.Рассматривание своей полости рта в зеркале, определение состояния зубов 7.Моделирование «Тебя пригласили в гости». | 1.Наглядная информация «Береги зубы смолоду», «Гигиена ребенка дома». 2.Разучивание загадок о предметах гигиены. |
Февраль
«Будем спортом заниматься»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
Составление рассказов из личного опыта «Как мы занимаемся спортом» 2.Познание «Все о зимних видах спорта». Расширить знания о зимних видах спорта. | 1.Настольно-печатные игры «Что для чего нужно» 2.Д/игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем» «Малыши-крепыши» «Четвертый лишний» 3.Сюжетно-ролевые игры «Детский сад («На физкультурном занятии») «Семья» | 1.Просмотр мультфильма «Баба яга против» 2.Прослушивание аудиозаписи сердцебиения 3.Чтение В. Суслов «Про Юру и физкультуру» 4.Беседа о зимней одежде. Моделирование одежды для лыжной прогулки. Цель: опираясь на опыт детей, рассмотреть особенности зимней одежды, предложить смоделировать одежду для зимней прогулки. | 1.Анкетирование 2.Изготовление в центр физкультуры нестандартного оборудования для развития движений 3.Подбор раскрасок, стихов, загадок, иллюстраций о спорте. 4.Участие в физкультурном досуге. |
Март
«Ребенок на улицах города»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Целевая прогулка вокруг детского сада. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. 2.Познание «Мчатся по улице автомобили» Расширить знания о видах транспорта, назначении, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах. 3.Рисование «Специальный транспорт» 4.Конструирование из картона «Автобус» | 1.Сюжетно-ролевые игры «Улица» «Автозаправочная станция» 2.Под.игры «Самолеты», «Кто быстрее» 3.Игровое упражнение «Позвони по телефону» 4.Игра «Нарисуем дорогу» 5.Д/игры «Запрещается-разрешается» | 1.Чтение Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», Клименко «Зайка-велосипедист», «Происшествие с игрушками» 2.Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор» 3.Наблюдение за движущимся транспортом. 4.Беседы по книге «Безопасность вашего малыша», «Будем вежливыми» 5.Строительные игры «Дороги и мосты», «Разные дома 6. Рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций. | 1.Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Улица». 2.Заучивание загадок, стихов о ПДД. 3.Подбор раскрасок по теме. 4.Анкетирование «Ребенок на улицах города». |
Апрель
«Наши верные друзья»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Коммуникация Составление рассказа по картине «На границе» Продолжать учить составлять рассказ по картине, используя план воспитателя. 2.Познание «Собака и кошка-друзья человека» Расширить знания о собаке и кошке (порода, особенности внешнего вида, особенности поведения) 3. Рисование «Собака-друг человека» Учить рисовать собаку, используя схематическое изображение. 4.Лепка «Кошка играет в мяч» | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», «Семья». | 1.Рассматривание иллюстраций с изображением кошек и собак различных пород. 2. Беседа на тему «Как вести себя с незнакомыми животными» 3. Чтение А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Дворняжка», Т. Шорыгина «Осторожные сказки», А Усачев «Не подходите близко к будке». 4. Решение проблемных ситуаций «Что делать, если укусила собака?», «Я встретил большую собаку». | 1.Акция «Помоги бездомным животным» 2.Подбор раскрасок по теме. 3.Изготовление альбома «Наши верные друзья» |
Перспективное планирование по теме:
«Формирование культуры ЗОЖ»
Подготовительная группа
Сентябрь
«Здоровое питание»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Полезные и вредные продукты» Расширить и закрепить знания о полезных и вредных продуктах. 2.Игра-занятие «Об удивительных превращениях внутри нас» Расширить знания о пищеварительном тракте и его основных отделах. 3.Аппликация «Овощи в тарелке» (симметричное вырезывание). 4.Рисование «Витрина магазина «Овощи-фрукты» | 1.Сюжетно-ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Торговый центр», «Поликлиника», «Семья», «Кафе». 2.Дид/игры «Угадай на вкус», «Загадай, я отгадаю», «Полезные и вредные продукты», «В лес за грибами», «Что где растет», «Это лимон желтый, как…», «Я сварил(а) варенье…» | 1. Чтение М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», С. Маршак «Робин-Бобин».М.Яснов «Обжора», А.Козловский «Песенка Обжоры» 2. Беседы «Витамины и здоровье», «О здоровой пище». 3. Посадка лука на перо и корней петрушки на зелень. 4 .Просмотр кукольного спектакля «Какой гриб лучше?» 5. Развлечение «Веселые овощи». | 1.Изготовление книжек-малышек о витаминах. 2.Наглядная информация «Питание ребенка дома». |
Октябрь
«Ребенок на улицах города»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Перекресток и движение» (на автоплощадке). Уточнить и закрепить знания о ПДД. 2.Встреча ссотрудникам ГИБДД 3.Викторина «Что? Где? Когда?» Закрепить знания об элементах дороги, дорожных знаках, ПДД. 4.Коллективное рисование «Улица нашего города». | 1.Дид/игры «Да-нет», «Поставь нужный знак», «Можно-нельзя», «Найди такой же знак», «Составь знак». 2.Сюжетно-ролевые игры «Улица», «строители», «Автосервис», «Путешествие по городу». 3.Настольно-печатные игры «Гонки в пустыне», «Дорожное движение», «Дорожные знаки». 4.Под.игра «К своим знакам» 5.Игры на макете | 1. Рассматривание иллюстраций с ситуациями правильного и неправильного поведения людей на улице. 2.Просмотр видеофильма «Улица полна неожиданностей». 3.Вечер загадок и отгадок. 4.Беседа «Зачем нужны дорожные знаки». 5.Чтение «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Е. Рейн «Этот страшный случай с Петей…», Т. А. Шорыгина «Воробьишка Тишка», А. Дмоховский «Чудесный островок». 6.Конструирование из коробок «Различные дома». 7.Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улице города» | 1.Заучивание загадок о ПДД. 2.Совместное рисование «Машины на наших улицах». 3.Участие в спортивном празднике «Зеленый огонек». |
Ноябрь
«Что я знаю о себе?»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Коммуникация «Как мы говорим? Познакомить детей с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков. 2.Познание «Из чего сделан человек?». Цель: познакомить детей со «строительным материалом» тела человека. 3.Рисование «Портрет друга» Закрепить представления детей о внешнем строении человека. | 1.Дид./игры «Видим, слышим, ощущаем», «Что вредно, что полезно…», «Что я вижу одним глазом?», «Умею- неумею», «Валеология или здоровый малыш». 2.Игра малой подвижности «Жмурки». 3.Игры на развитие речевого дыхания «Бабочка», «Морской бой», «Футбол». | 1.Рассматривание иллюстраций, плакатов о строении человека, его внутренних систем (из серии «Как устроен человек?». 2.Конструирование из плоскостных геометрических форм человека в движении. 3.Чтение В. Бондаренко «Язык и уши», Е. Пермяк «Про нос и язык». 4.Дыхательные упражнения. 5.Развлечение «Что лучше: руки или ноги?» | 1.Подбор художественной и познавательной литературы по ознакомлению детей со строением человека. 2.Помощь в изготовлении пособий для развития речевого дыхания. |
Декабрь
«Пожарная безопасность»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре». Расширить знания о вреде и пользе огня, безопасном поведении с электроприборами, первой помощи при ожогах. 2.Рисование по стихотворению «Кошкин дом», «Пожарная машина». | 1.Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учении», «Служба спасения», «Скорая помощь». 2.Дид/игры «Собери номер пожарной службы, пожарную машину» (пазлы), «Предметы-источники пожаров», «Опасно-неопасно». 3.Под.игры «Кто быстрее потушит пожар», «Эстафеты», «Огонь-вода», «Лови, бросай-сразу отвечай». | 1.Чтение «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», «как Стобед хотел испугать волка», Лесной пожар» З.Шефнер. 2.Конструирование из конструктора «Пожарная машина», «Гараж», «Дома». 3.Решение ситуационных задач. 4.Опыт «Чем потушить огонь», «Горит-не горит». 5.Раасматривание иллюстраций по стихотворению «Кошкин дом». Инсценировка. 6.Рассматривание иллюстраций с изображением правильного и неправильного поведения людей с пожароопасными предметами. | 1.Разучивание загадок и стихов об огне, спичках и т.д. 2.Наглядная информация «Ожог у ребенка». |
Январь
«Ребенок и здоровье»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Расширить знания детей озакаливающихроцедурах, их воздействии на организм человека. 2.Рисование «Зимние забавы». Продолжать учить детей рисовать человека в движении. 3.Аппликация «Дети делают зарядку» (симметричное вырезывание). | 1.Дид.игры «Как быть здоровым», «Оденем куклу на прогулку (на занятие физкультурой и т.д.», «будь здоров», «Так-не так», «если малыш поранился». 2.Наст./печ. игры «Первая помощь», «Режим дня». 3.Сюжетно-ролевые игры«Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Семья». | 1.Чтение «Кто с закалкой дружит…», Шорыгина «Волшебный морж», « О том, как мальчуган здоровье искал», Е. Кан «Наша зарядка», С. Михалков, «Не спать», «Как Тимоша здоровье искал». 2.Просмотр видеофильма о закаливание людей. 3.Игровой тренинг «Оказание первой помощи», «Измерение своего роста». 4.Рассматривание книги «Азбука здоровья в картинках» и беседа по содержанию. 5.Опыт «Воздух видимый и невидимый. 6. «Как мальчик Вова решил закаляться» (авторская сказка). Цель: на примере сказки, придуманной педагогом, рассказать детям о пользе закаливания. | 1.Создание портфолио ребенка «Я и мое здоровье» 2.Изготовление совместного альбома родителей и детей «Все о здоровье». 4.Консультирование родителей на тему: «Точечный массаж при ОРЗ»; «Как уберечься от простуды». 5.Анкетирование родителей «Растем здоровыми». |
Февраль
«Путешествие в страну «Спортландию»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Олимпиада-какая она и откуда?» Познакомить детей с историей возникновения Олимпийских игр. 2.Лепка «Спортсмены». Учить детей лепить человека в движении. 3.Рисование «Лыжники». Продолжать учить детей рисовать человека в движении, используя схематичное изображение. | 1.Дид.игры. «Узнай вид спорта по показу», «Измени слово(хоккей-хоккеист)», «Узнай движение по схеме». 2.Наст.печ. Игры «Команда чемпионов», «Спорт». 3.Спортивные игры «Хоккей», «Санный спорт», «Футбол на снегу», «Лыжные гонки» (элементы). 4.Подв. игра «Где мы были-мы не скажем…» | 1.Вечер загадок и отгадок (о спорте). 2.Просмотр видеоматериалов о спортсменах, Олимпиаде и т.д. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением спортивных сооружений (стадионы, бассейны, дворцы спорта). Рассказывание из опыта. 4.Чтение «ох и ах», Г. Юрмин «Гол» (об истории возникновения видов спорта), «Пойдем играть в хоккей». 5.Прослушивание песен о спорте. 6.День народных игр. | 1.Разучивание загадок о спорте, спортивном инвентаре. 2.Выпуск газеты «Быть здоровыми хотим». 3.Изготовление совместного альбома взрослых и детей «Виды спорта» 4.Анкетированеи. 5.Разучивание с ребенком народной игры. |
Март
«Личная гигиена»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Что такое микробы?» Дать детям простейшие представления о микрооорганизмах. 2.Лепка «Микробы-какие они?» 3. «О гигиенических принадлежностях. Составление сказок о предметах личной гигиены». Цель: закреплять знания детей о гигиенических принадлежностях, развивать творчество и фантазию детей. | 1.Словесная игра «Вредно-полезно», «Чтобы кожа была здоровой». 2.Дид.игры «Сделаем куклам разные прически», «Зачем человеку руки?» (с мячом), «Угадай на ощупь». 3.Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты», «Детский сад» (прачечная), «Поликлиника». 4.Игровое упражнение «Погладим белье», «Развесь белье сушиться». 5.Игра-эстафета «Перенеси предмет» (предметы личной гигиены). | 1.Рассмотривание логотипов «Моем голову», «Моем руки», «Чистим зубы» и т.д. 2.Чтение «Г. Остер «Петька-микроб», Г. Зайцев «Дружим с водой», З. Александрова «Купание», А. Анпилов «Зубки заболели», «Чистюля-Енот». 3.Инсценировка стих. Чуковского «Мойдодыр». 4.Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены. 5.Опыты «Свойства воды», «Чистые руки» (ватные диски). 6.Беседы «Чтобы быть здоровыми, надо быть чистыми», «Что едят микробы?» (рассматривание плесени). 7.Просмотр видеофильма «все о микробах». | 1.Участие в досуге «Осторожно, микробы!» 2.Подбор иллюстраций с изображением животных, птиц, принимающих водные процедуры. |
Апрель
«Ребенок и другие люди»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание «Уроки осторожности». Продолжать знакомить детей с основами личной безопасности. 2.Рисование по сказке «Красная шапочка». | 1.Дид.игры «Наблюдайка», «Свой, знакомый, чужой», «Да-нет». 2. Подв. игра «Найди свой дом». | 1.Создание проблемных ситуаций «Чужая старушка», «Звонок в дверь», «Алло! Кто дома» , Тебя зовут на соседнюю улицу», «Как звать на помощь» и т.д. 2.Чтение «Сказка о мертвой царевне», «Снежная королева, «Приключения Буратино», Ш.Перро «Красная шапочка». 3.Инсценировка «Сказка о глупом мышонке» С Маршака. 4.Настольный театр «волк и семеро козлят». 5.Рассматривание иллюстраций из серии «Правила личной безопасности». | 1.Анкетирование |
Май
«Зеленая аптека»
О.О.Д. | Игровая деятельность | Связь с другими видами деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познание. «Зеленая аптека». Расширить знания детей о лекарственных растениях. 2.Рисование «Подорожник». 3.Аппликация «Мать-и-мачеха». 4.«Растение мята и его лечебные свойства (зубная паста, таблетки, конфеты, чай). Посадим мяту в группе». Цель: познакомить детей с лечебными свойствами мяты. Вызвать желание посадить это растение в группе. | 1.Дид. игры «Что лишнее?», «Собери картинки» (растения). 2.Сюжетно-ролевая игра «Аптека», «В лес на прогулку». | 1.Рассматривание гербария «Лекарственные травы», книги «лекарственные травы». 2.Беседы «Правила поведения в природе», «Если ты в лесу поранил ногу». 3.Разгадывание кроссворда от Лесовичка «Зеленая аптека». 4.Чтение Т. Шорыгина «Зеленые сказки». | 1.Разучивание загадок, стихов о лекарственных травах. 2.Подбор иллюстраций с изображением лекарственных растений. 3.Подбор познавательной литературы о растениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»
В данной презентации описывается обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...
Педагогический опыт по теме "Развитие логомоторных функций у детей дошкольного возраста"
Актуальность опыта обусловлена тем, что детей с нарушением звукопроизношения становятся с каждым годом всё больше. Работая над устранением данных нарушений, я задалась вопросом: есть ли такие аспекты ...
Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...
Перспективное планирование с родителями на тему: «Воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей» .
Перспективное планирование с родителями...
Методическая разработка по проектной деятельности во второй младшей группе на тему: " Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Самообразование Тема: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, через обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций, в режимных моментах и культурных практик".
Актуальность темы по самообразованиюДошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведен...