программа взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего развития
рабочая программа (младшая группа)
программа по работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_rabote_s_roditelyami-konvertirovan_-_kopiya.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№50 «Незабудка»
«Программа взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста «Капитошка»
составил
воспитатель: Степченкова Ж.В.
Смоленск 2018-2019гг..
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учѐта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьѐй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребѐнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьѐй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Актуальность.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и педагога, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя
содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия с родителями воспитанников, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития.
Цель работы с родителями: создание необходимых условий для развитияответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания, привлечение родителей к активному участию в деятельности группы.
Задачи:
- Устанавливание партнѐрских отношений между педагогами, детьми и родителями.
- Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.
- Практическая помощь семье в воспитании детей.
- Организация пропаганды положительного опыта общественного
- семейного воспитания.
- Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада,
группы.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду.
Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
- связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
- соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
- раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.
- основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е.
совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.
- основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
- Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми,но и вработе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режимеразвития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.
Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.
- Информационно – аналитическое направление.
- целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с еѐ членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
- Сбор информации о семьях.
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуг
2.Распространение информации о работе детского сада:
- сайт;
- публикации в печати;
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
-выявление стратегии взаимодействия с семьями.
-родительские собрания.
- Анализ информации.
- Сбор информациио ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребѐнка (личностные, поведенческие,
общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома,
дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
- Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
- Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
- Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы.
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:
- информационные стенды;
- родительские уголки;
- методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
- беседы;
- консультации;
- круглые столы;
- родительские собрания.
4.Социально-нравственное и познавательное развитие:
- семья;
- родословная;
- семейные традиции;
- гендерное воспитание;
- формирование духовных ценностей.
- Организационно-методическая деятельность.
- результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого
пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
- Организация культурно-массовых мероприятий.
- Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
3.Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);
- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников,
деревьев; изготовление фигур из снега;
4.Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки,
поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
- Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2.Организация работы родительских комитетов по группам.
3.Создание общего родительского комитета.
4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Формы работы при реализации программы.
Традиционные:
-Анкетирование родителей
-Памятки
-Буклеты
-Родительское собрание.
-День открытых дверей.
-Консультации (тематические и индивидуальные).
-Семейные праздники.
-Папки – передвижки.
-Выставки совместного творчества.
- Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные:
-Сайт детского сада.
-Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).
-Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Ожидаемые результаты программы.
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,
участвующими в воспитании ребѐнка, мероприятий по педагогическому просвещению.
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам,
осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребѐнка).
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,
педагогами, родителями.
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,
родительская компетенция.
Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с семьями детей раннего
возраста (дети 2-3 лет).
Рассчитана на 1 год обучения.
Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
Перспективный план работы с родителями группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (на 2018-2019 учебный год).
3.1 План работы с родителями в группе раннего возраста "Капитошка"
Сентябрь
1. Оформление наглядной агитации: режим дня; сетка занятий; «Это интересно», «Уголок здоровья».
2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров.
3. Выставка: «Дары осени».
4. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей»
5. Консультация: «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
6. Газета по П. Д. Д.: «Родителям водителям».
7. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском саду.
Октябрь
1. Папка-передвижка: «Самообслуживание в жизни ребёнка»
2. Консультация: «Откуда берутся болезни?»
3. Фотовыставка «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека)
4. Консультация: «Бабушкины рецепты»
5. Памятка по ПДД: «Особенности осенней дороги»
6. Развлечение «В гостях у золотой осени».
Ноябрь
1. Родительское собрание: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
2. Консультация: «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой»
3. Фотовыставка: «Вместе с мамой».
4. Стенгазета: «С Днём Матери»
5. Досуг: «Мамы разные нужны…» (к дню матери)
Декабрь
1. Изготовление и выставка кормушек: «Покормите птиц зимой»
2. Памятка по ПДД: «Особенности зимней дороги»
3. Привлечение родителей к постройкам из снега на участке.
4. Газета: «А у нас Новый год»
5. Мастер-класс: «Новогодняя игрушка»; Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
6. Праздничный новогодний карнавал.
Январь
1. Развлечение «Рождественские колядки»
2. Папка-передвижка: «Пожарная безопасность»
3. Консультация: «Чтобы зубы не болели»
4. Консультация: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»
Февраль
1. Папка-передвижка: «Отец как воспитатель»
2. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»
3. Физкультурное развлечение «Папа, дедушка и я – спортивная семья».
4. Анкетирование: «Игра и ребёнок»
5. Семинар-практикум: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»
Март
1. Выставка рисунков: «Рисуем вместе с мамой (бабушкой, сестрой)»
2. Развлечение «Бабушек и маму очень любим мы».
2. Консультация: «Как надо любить ребёнка»
3. Памятка: «Особенности весенней дороги»
4. Папка-передвижка: «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет».
Апрель
1. Развлечение «День смеха».
2. Консультация: «Книга или телевизор?»
3. Газета: «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»
4. Консультация: «Одежда и здоровье детей»
5. Консультация: «Детские страхи»
Май
1. Консультация: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка».
2. Привлечение родителей к озеленению и благоустройству участков.
3. Анкетирование: «Детский сад: плюсы и минусы»
4. Итоговое родительское собрание в форме устного журнала: «Дом, в котором мы живём»
Июнь-Август
1. Папка – передвижка: «Наблюдения в природе летом»
2. Консультации: «Как организовать летний отдых детей».
«Укусы ос пчёл, шмелей»
«Отравление ядовитыми грибами»
«Отравление ядовитыми растениями»
3. Субботники: Благоустройство участка группы.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
- на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 208с.
2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. 240 с.
5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. 187с.
Используемая литература.
1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. 1994, -235 с.
2 . Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .
- Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
В настоящее время, одной из актуальных проблем в образовании детей раннего возраста является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско - родительском взаимодействии...
Программа взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие ссемьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируетсяна принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители явля...
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста «Неваляшки» по реализации основной образовательной программы МБДОУ д/с № 35
Реализация содержания программы направлена на активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, их участие в воспитательно-образовательной работе с детьми....
Программа взаимодействия с родителями в группе раннего возраста
Программа взаимодействия с родителями в группе раннего возраста...
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста "Малютка".
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста «Малютка».Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем Вашему вниманию «Опыт дис...
Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов...
Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов...