Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста
методическая разработка

Мулюкина Юлия Владимировна

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vzaim_s_semyami_22-23.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101»

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующим МБДОУ

«Детский сад № 101»                                                                                                           О.Ю.Стрежнева

Программа

взаимодействия с родителями

II группы раннего возраста

на 2022-2023 учебный год.

Воспитатель:

Мулюкина Ю.В

г. Дзержинск

 2022 г.

Пояснительная записка

      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Актуальность данной программы выражается во взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, и, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Однако мы с сожалением констатируем, что не всегда родители уделяют должное внимание созданию благоприятных условий для развития личности своих детей, многие из них пока не готовы к более тесному взаимодействию с педагогами образовательных учреждений.

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей раннего возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4. Формировать позитивные формы общения.

5.  Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во-первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Раздел 1. Общие положения программы

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ « Об образовании»
  • Концепция дошкольного образования
  • Семейный кодекс
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 101»
  • Локальные акты МБДОУ «Детский сад № 101»
  • Договор с родителями
  • Положение о родительском совете.

Объекты программы:

  • воспитанники
  • семьи детей, посещающих группу
  • педагогический коллектив

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, повышение рейтинга ДОУ, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ; программа поможет понять и отношение педагогов к взаимодействию с родителями, повысится потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии после каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам:

- численности посещения и активности родителей на мероприятиях,

- уровня родительской удовлетворенности

- эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьей,

- анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы,

- мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоения детьми ООП на конец учебного года.

Раздел 2. Принципы реализации:

  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
  • Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Раздел 3. Структура программы

Реализация программы для работы с детьми второй группы раннего возраста (дети 2-3 лет) рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение), так и полученных в ходе специально организованного исследования, опроса, анкетирования, метода экспертных оценок, биографического метода, психологических методик на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д. На основе систематизированного сбора информации и полученных результатов педагог выстраивает работу с родителями, подбирает интересные формы взаимодействия с семьей.

В группе знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Характеристика родителей воспитанников, посещающих детский сад

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них - не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Раздел 4. Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО

а. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа начинается с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети,  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

2.Распространение информации о работе детского сада:

- информационные стенды;

- сайт;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

 б.  Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей старшего дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

 в. Организационная деятельность

Для повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

3. Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление группы детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Интересный подход к отходам», «Природа Нижегородского края» и т.д.);

- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление зимних построек из снега)

 г. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.

1.Привлечение родителей к пополнению РППС в группе с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительского комитета.

3.Использование профессиональных умений и возможностей родителей при реализации ООП.

 Формы работы при реализации программы        

Традиционные:

Анкетирование родителей

Памятки

Буклеты

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Консультации (тематические и индивидуальные).

 Семейные праздники.

Занятия  с участием родителей

Папки  – передвижки.

Выставки  совместного творчества.

 Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Инновационные:

Сайт детского сада.

 Проектная деятельность.

Участие во всероссийских, городских, районных конкурсах.

Раздел 5. реализация программы

Этапы работы педагога с родителями:

I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.

II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.

III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

Основные блоки работы с родителями

Алгоритм взаимодействия с семьей:

I стадия. Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам.

II стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже

можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на становление личности ребенка.

VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Значимость программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества.

План взаимодействия с родителями воспитанников 2-3 лет.

Формы

сотрудничества

Тематика

Задачи

Сентябрь

Дни открытых дверей

«Как мы живем»

Знакомство родителей с жизнью детей в детском саду 2 группы раннего возраста

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»

Познакомить родителей с режимом дня, сеткой занятий, особенностями развития данного возраста

Консультация

«Особенности адаптации у детей 2-3 лет»

 

Дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависит от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение

Анкета для родителей

«Адаптация в детском саду»

Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения

Родительское

собрание

 «Кризис 3-х лет»

Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей.

Беседа

 «Родитель-это звучит гордо»

Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям.

 Консультация

«Режим и его значение в жизни ребенка»

 Информировать родителей об особенностях адаптации детей, разработка совместных мероприятий, облегчающих адаптацию к дошкольному учреждению.

Октябрь

Буклет

«Стихи и сказки о животных»

Ориентировать родителей на совместное чтение литературы о диких и домашних животных.

Папка- передвижка

«Кризис 3 лет»

Дать понятие «кризис 3 лет»; помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях

 Беседа

 «Одежда детей в группе и на улице. Живем по режиму»

Донести до родителей важность режима дня для здоровья и эмоционального благополучия детей.

Буклет

«Значение пальчиковых игр для развития ребёнка 2-3 лет»

Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Консультация

«В игры играем-речь развиваем»

Дать консультацию родителям, с чего правильно начинать, как развивать речь ребенка двухлетнего возраста.

Индивидуальные беседы

«Если ребенок плачет при расставании»

Посоветовать родителям, что им делать, чтобы не видеть ребенка в слезах.

Выставка детских работ

«Краски осени»

Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.

Ноябрь

Папка-передвижка

«Растите малыши здоровыми»

Ознакомление родителей с основными правилами воспитания ребенка, единые требования к ребенку.

Консультация

«Осенние хвори»

Распространение знаний и опыта между родителями.

Индивидуальные беседы на тему

«Формирование навыков одевания и самостоятельной еды»

Дать родителям информацию о необходимости научить детей самостоятельности в раннем возрасте.

Консультация

«Какие игрушки нужны детям 2-3 лет. Делаем правильный выбор»

 Ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

Консультация

«Наши маленькие детки»

Распространение педагогических знаний и опыта между родителями.

Декабрь

Консультация

«Чем занять ребенка в праздники»

Пропаганда и популяризация дошкольного образования, обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду.

Папка- передвижка

«Новый год»

Пропаганда и популяризация дошкольного образования, обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду. Создать атмосферу праздника.

Конкурс

«Лучшее оформление группы к Новому году»

Создание атмосферы общности интересов, эмоционального взаимодействия.

Консультация

«Домашняя игротека, развивающие игры из подручных средств».

Распространение педагогических знаний и опыта между родителями.

Беседа

«Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей»

Донести до родителей важность соблюдения правил безопасности во время проведения новогодних праздников.

Мастер-класс

«Ёлочная игрушка своими руками»

Способствовать развитию творческого взаимодействия родителей и детей.

Беседа

«Наблюдайте за природой вместе с детьми»

Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.

Январь

Консультация

«Роль игры в семье и детском саду»

Дать знания о важности игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах; формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в игры.

Консультация

«Всё о детском питании»

Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома.

Консультация

«Начинаем утро с зарядки».

Довести до родителей важность утренней гимнастики и необходимость не опаздывать на зарядку.

Консультация

«Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

Информировать родителей о важности профилактических мер в период обострения ОРЗ

Советы психолога

«Как преодолеть капризы»

Повышение уровня знаний родителей по проблеме

Папка-передвижка

«Развивающие игры для малышей»

Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам требования ребенка в ДОУ.

Выставка творческих работ

«Моя любимая игрушка»

Изготовить игрушку своими руками установить дружеские отношения между родителями и педагогами группы

Февраль

Буклет

«Ловкие пальчики – развитая речь»

Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей.

Индивидуальная беседа

«Развитие трудолюбия в семье».

Подчеркнуть ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Консультация

«Как правильно читать с малышом книги».

Донести до родителей важность совместного чтения, рассказать о значении книги в развитии малыша.

Фотовыставка

«Моя большая семья»

Привлечь родителей к оформлению фотовыставки «Моя большая семья».

Наглядная информация

«Познавательная активность раннего возраста»

Обеспечить родителей необходимой информацией.

Родительский клуб

Деловая игра «Что наша жизнь? Игра!»

Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка; познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего возраста.

Консультация

«Растите малышей здоровыми»

Ознакомление родителей с основными правилами воспитания ребенка, единые требования к ребенку.

Март

Индивидуальные беседы

«Маленькие драчуны»

Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей0 научить решать конфликты, воспитывать желания мирным путем находить выход из разных проблемных ситуаций.

Консультация

«Детей учит то, что их окружает»

Привлечение внимания родителей к вопросам окружения детей.

Фотогазета

«Мамочка любимая моя!»

Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Консультация

«Как помочь ребенку заговорить?»

Обратить внимание на важность реализации в детском саду и дома единых методов речевого развития.

Наглядная информация

«Значение народной игрушки в развитии детей».

Информировать родителей о важности игры в развитии ребёнка

Консультация

«Советы родителям, у которых ребенок переживает кризис трех лет»

Дать понятие «кризис трех лет» (определение, симптомы); помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях; учить принимать своих детей.

Информационный лист

«Почему ребенок не слушается»

Помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях; учить принимать своих детей.

Апрель

Консультация

«Как научить детей жить дружно»

Помочь родителям научить детей толерантности.

Консультация

«Как провести выходной день с ребенком»

Предложить родителям ряд мероприятий и примеров проведения выходного дня с ребенком.

Анкета

«Детский сад для Вашего ребенка»

Выявление воспитательно -образовательных потребностей; уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Папка - передвижка

«Правила поведения на дороге»

Приобщить родителей к соблюдению правил поведения на дороге и приобщению к правилам.

Буклеты

«Витамины».

Побеседовать с родителями о мерах профилактики весеннего авитаминоза.

Буклет

«Игры по развитию речи с детьми 2-3 лет».

Познакомить с играми, направленными на развитие речи у детей 2-3 лет.

Консультация

«Безопасность детской игрушки»

Помочь родителям закрепить понятие у детей о том, какие предметы являются опасными, воспитывать осторожность с ними.

Май

Информационный лист

«Основы нравственных отношений в семье»

Воспитывать желание мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций в семье.

фотовыставки

«Наши дни в детском саду».

Повышать заинтересованность 

родителей в жизни детского сада, развивать активность родителей

Беседа

«Стали мы на год взрослей!».

Привлечь родителей к организации итогового родительского собрания.

Информационный стенд

«9 Мая – Звезда памяти»

Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ.

Наглядная информация

«Лето и безопасность ваших детей»

Предупредить возникновение различных опасных ситуаций во время летнего отдыха

Конкурс

«Наша площадка лучше всех»

Привлечение родителей к активному участию в оформлении территории группового участка.

Родительское собрание.

«Только вперед!»

Рефлексия вместе с родителями успехи и неудачи проделанной работы; построить перспективу развития на следующий год.

Список литературы:

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.:Каро, 2015.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2012.
  3. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.
  4. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2012
  5. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2015.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.
  7. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2015.
  8. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.   2013.
  9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
  10. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2012
  11. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2013. – 80с.
  12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.
  13. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2016.
  14. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2015.-179с.
  16. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 304 с.

Информационные источники

1.http://rudocs.exdat.com/docs/index-364938.html
Евдокимова Е.С. Проблемы сопровождения современной семьи в реалиях XXI века: проблемы и подходы. Материалы I региональных педагогических чтений. 2015. Волгоград. Научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей ГОУ ВПО «ВГПУ» Гуманно-личностное пространство  сопровождения семьи в реалиях XXI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....

Взаимодействие с родителями в группе раннего возраста (ясельная группа)

Основная цель взаимодействия с семьей это установление доверительных отношений....