Авторская программа дополнительного образования патриотического кружка «Сынские дошколята»
рабочая программа
Настоящая программа по целевому назначению является общекультурной, по содержанию и видам деятельности – профильная, по степени авторства – авторская, разработанная индивидуально старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад «Теремок», по сроку реализации – одногодичная, то есть на один учебный год, по особенностям развития – общая. Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_boo_po_patr.vosp_.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № от . .20 г.
Авторская программа
дополнительного образования
патриотического кружка
«Сынские дошколята»
Возраст 5-7 лет
(срок реализации 1 учебный год)
Автор программы:
старший воспитатель Смирнова О.О.
с.Овгорт
-2017г-
Пояснительная записка
Сынский край,
Мой край родимый!
Самый чистый и родной!
Оберег ты мой хранимый,
Для меня – ты мир иной...
(О.О.Смирнова)
Настоящая программа по целевому назначению является общекультурной, по содержанию и видам деятельности – профильная, по степени авторства – авторская, разработанная индивидуально старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад «Теремок», по сроку реализации – одногодичная, то есть на один учебный год, по особенностям развития – общая. Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.
Актуальность программы.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. И в первую очередь – это «Малая Родина». Наша Родина – это «Сынский край». В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к народному творчеству к культурным традициям. Каждый человек должен знать историю малой Родины. К сожалению, что в современном мире представления детей дошкольного возраста о родном крае поверхностны и отрывочны. Конечно, у детей есть знания о родном «Сынском» крае, но они элементарны, например, не все дети знают название поселка, района, иногда даже улицы, на которой они проживают, и в основном не знают об окружающем мире родного края. В наше время, дети с раннего возраста увлечены новыми компьютерными технологиями, играми, сотовыми телефонами, зарубежными мультфильмами, различными детскими планшетами, и забывают о жизни и развитие родного края, поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю уже с дошкольного возраста.
Понимание данной проблемы и явилось ведущим мотивом программы «Сынские дошколята» по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, программа предназначена для работы дополнительного образования в кружке дошкольного учреждения детского сада «Теремок». Программа названа в честь нашей родной местности, которая расположена в Шурышкарском районе, в ее содержании большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории, народам, творчеству родного края. В процессе занятий у детей сформируются психические процессы, будут развиваться умственные, творческие и музыкальные способности. Формирование разнообразных навыков и умений будет происходить в едином процессе ознакомления детей с историей и культурой.
Новизна заключается в том, что в воспитательно-образовательную работу кружка «Сынские дошколята» включены краеведческие знания, которые будут реализованы через различные виды детской деятельности: игровую, творческую, познавательную, двигательную и др. путем реализации образовательного стандарта. Краеведческие знания будут позаимствованы от Овгортского музея им.Е.И.Тыликовой, ведь сегодня Овгортский музей – это 9 экспозиционных залов, 12 постоянных выставок, в которых отражена вся суть родного края, его природа, история, красота национальных традиций, судьбы людей, их достижения. В музее хранится более 5,5 тыс. экспонатов, и практически каждый из них уникален своей историей или древностью.
Цель данной программы заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем, в развитии у дошкольников нравственно-патриотических чувств и уважению к своей малой Родине, через реализацию образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края;
-развивать нравственно-патриотические качества дошкольников;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
- формировать у дошкольников желание в будущем самостоятельно приобретать знания о малой Родине;
- формировать представление о бережном отношении к окружающей природе через различные виды деятельности;
- создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Описание деятельности.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Формы работы.
Достоинством данной программы будет являться то, что для достижения целей обучения будет применим широкий спектр форм работы: теоретические занятия, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, практические и самостоятельные занятия, информационно-коммуникативные технологии, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и развлечения, национальные праздники, участие в мероприятиях района и села.
Рекомендации, необходимые для проведения кружковой деятельности.
- Добровольное участие детей, с согласия родителей.
- Наполняемость кружка: 8-10 детей старшего дошкольного возраста.
- Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
- Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.
- Регулярность проведения кружка – 1 раз в неделю, во второй половине дня.
- Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 36.
- Целевые ориентиры проводятся два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май), также с согласия родителей.
- Создание и поддержание в ходе кружковой деятельности эмоционально-позитивного фона.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Ожидаемые результаты:
- знать историю родного края, поселков;
- иметь представления о традициях и обычаях народа ханты и коми;
- иметь представление о животном и растительном мире родного края;
- знать знаменитых людей нашего края.
- пополнение словарного запаса дошкольников.
Методическое обеспечение:
1. Иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.
2. Методическая и художественная литература, пособия по изучению Шурышкарского края, консультации и статьи о родном крае Е.И.Тыликовой.
3. Художественная литература местных писателей и поэтов.
4.Информационно-технологические средства (компьютер, телевизор, DVD, проектор).
Отслеживание результатов в виде наблюдений, викторин, выставок, поделок, целевых ориентиров, творческих отчетов руководителя кружка, участия в конкурсах различного уровня.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
- Наблюдений.
- Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
- Экскурсий по родному поселку, экскурсии в краеведческий музей, целевых прогулок.
- Проведения дидактических игр.
- Моделирования сказок.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
- Чтения литературных произведений.
- Бесед с элементами диалога.
- Рассказа воспитателя.
- Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
- Загадывания загадок.
- Рассматривания наглядного материала.
- Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод – используется, когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность.
- Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
- Оформить коллекцию из природного материала.
- Изготовить персонажи к сказкам.
- Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
- Провести экскурсии различной направленности.
Принципы разработки программы:
- Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
- Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
- Региональность – учет природных особенностей Шурышкарского района и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.
- Научность – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
- Адресованость – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного поселка, края, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т.д.
Учебно-тематический план разбит на 4 блока: история родного края и поселений, народы, проживающие в родном крае (ханты, коми, русские), животный и растительный мир вокруг нас, знаменитые люди нашего района.
Каждый блок по 9 часов, из них 4 часа выделено на теорию, 3 часа на практику и 2 часа на целевые прогулки и экскурсии.
Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Сынские дошколята» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий). Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.
При реализации данной авторской программы у детей систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы, о культурной жизни «Сынского края».
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Экскурсии и целевые прогулки | ||
1 | История родного края, история поселений | 9 | 4 | 3 | 2 |
2 | Народы, проживающие в родном крае (ханты, коми, русские) | 9 | 4 | 3 | 2 |
3 | Животный и растительный мир вокруг нас | 9 | 4 | 3 | 2 |
4 | Знаменитые люди нашего края | 9 | 4 | 3 | 2 |
Всего: 36 часов |
Используемая литература
1. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). Тюмень, 2003. 304 с.
2. Департамент образования и науки ХМАО – Югры. Использование обско – угорского фольклора на уроках чтения и родного языка, природоведения, экологии. Методическое пособие для учителей национальных школ. Ханты – Мансийск, 2004г.
3. Мегионский городской историко – этнографический музей НИИ Возрождения обско – угорских народов. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион,1995г.
4. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. / Под ред. В.К. Рябицева. – Екатеринбург, 2006г.
5. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт».
6. «Ребенок и окружающий мир», комплексные занятия в старшей группе, Л.Л.Тимофеева, С-Пб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
7. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. Под ред. О. Лисенко, 2009г.
8. «Среди Обских раздолий. Шурышкарский район», Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2005г.
9. Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».
Интернет-ресурсы: obrmuji.wslab.ru, http://ru.wikipedia.org/, http://www.admmuji.ru/, http://nsportal.ru/, school10tula.ru, proshkolu.ru. http://gorki1.narod.ru/, http://www.yamolod.ru/, http://www.mvk-yamal.ru/itogi-konkursa-muzey-i-vremya-2013/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о проделанной работе по реализации авторской программы дополнительного образования"Свет православия"
Подведены итоги работы детского сада по духовно - нравственному воспитанию...
Аналитическая справка о проделанной работе по реализации авторской программы дополнительного образования"Свет православия"
Подведены итоги работы детского сада по духовно - нравственному воспитанию...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
авторская программа дополнительного образования детей "Калейдоскоп"
Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет с разными возможностями и способностями. Программа направлена на начальную ступень освоения изобразительной грамотности и приоб...
Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...