Морфологический анализ
методическая разработка (подготовительная группа)
Опыт работы Морфологический анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_morfologicheskiy_analiz.doc | 326 КБ |
morfologicheskiy_analiz.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек»
г. Белоярский»
Морфологический анализ
как средство развития связной речи дошкольников 6 - 7 лет
( из опыта работы)
Автор:
воспитатель
Зазимко Татьяна Борисовна
2016 г
Сведения об авторе:
Ф.И.О. Зазимко Татьяна Борисовна
Образование средне специальное
Название (полное) учебного заведения, год его окончания Ейское педагогическое училище Краснодарского края 1987г
Специальность по диплому 2002 «Дошкольное воспитание»
Место работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»
Должность: воспитатель
Актуальность опыта.
Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями: сравнивать, анализировать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения, умеет и хочет сам учиться, характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление, развита речь. Ребенок подготовлен к жизни в завтрашнем дне
Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы речевого развития дошкольников. Диагностика уровня обучаемости дошкольников подготовительной группе в 2016 г выявила, что лишь 77,5 % воспитанников уровень речевого развития положительный. В результате диагностики выявили проблемы речевого развития: у детей бедный словарь, недостаточно развита связная речь , дети не используют прилагательные, сравнения.
Выявленные проблемы способствовали поиску наиболее эффективных форм, методов и средств речевого развития старших дошкольников.
Основной педагогической идеей является создание педагогических условий для развития связной речи дошкольников 6-7 лет методом морфологического анализа литературных произведений.
Длительность опыта: долгосрочный
Данный опыт внедрялся в практику в д\с «Снегирек» с сентября 2016 г. по следующим этапам:
1этап: аналитико – диагностический; сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследовательских трудов ученых.
2 этап: практический: проведение ООД с использованием морфологической таблицей, индивидуальная работа с детьми по развитию речи, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап аналитико – обобщающий: итоговая диагностика по развитию речи, оценка результатов.
Теоретической основой опыта являются исследования Сидорчук Т.А, Лелюх С.В о формировании навыков мышления, воображения, речи дошкольников, ОТСМ (общая теория сильного мышления ) Хоменко Н.Н, практический опыт педагогов г. Нягань, г. Череповец, г. Нижний Новгород, г. Ульяновск. ( Рябова Е.Н., Белякова Т. Ю.), В. Я. Проппа алгоритм составления сказок.
Новизна опыта заключается в использовании метода морфологического анализа в развитии связной речи дошкольников. В результате деятельности разработаны схемы анализа литературных произведений для детей старшего возраста с помощью морфологической таблицы.
2. Технология опыта.
Цель: Развитие связной речи дошкольников 6-7 лет методом морфологического анализа литературных произведений.
Задачи:
- формировать у детей способность анализу литературных произведений с помощью метода морфологического анализа, устанавливать причинно-следственные связи в литературных произведениях, замечать и объяснять динамику изменения свойств героя в зависимости совершаемых им действий;
- развивать навыки сочинительства, умения придумывать свои варианты окончания и начала сказок, составлять новый текст сказки, меняя свойства и действия героя;
- обогащать словарь детей, развивать творческое воображение, мышление и творческую активность.
- Ожидаемые результаты
Дети научатся давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.
Самостоятельно выбирать наиболее интересные, оценивать и давать подробный рассказ о фантастическом действии с достаточной степенью достоверности.
Дети научатся выстраивать сюжет на основе самостоятельно выбранных показателей: героя (герои), функций (целей), описывать изменения свойств и поведения героя разных обстоятельствах.
Ребёнок познаёт мир с помощью органов чувств: я слышу, я вижу, я чувствую, и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация с эмоциями. В старшем дошкольном возрасте детей мы начинаем учить пересказывать и уточнять смысл литературных произведений. Для обеспечения устойчивого интереса к составлению смысловых характеристик героев литературных произведений используется метод морфологического анализа. Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности, дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями.
Технологическая цепочка
1. Представляется морфологическая таблица. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).
по вертикали: действия, следствия (что произошло), свойства, мораль (жизненное правило),
по горизонтали: герои сказок
2. Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).
3. Перечисляются действия, следствия, свойство (характер) героев. Выводится жизненное правило каждого героя и всей сказки.
4. Изменение действий, свойств одного из героев. Рождение новой сказки.
5. Организуется продуктивная деятельность.
Дети 6 - 7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфологической таблицы и словесном обозначении горизонтальных и вертикальных показателей.
Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения (элементы “мозгового штурма”).
Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп “Морфология сказки”, 1928 г.].
Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).
3. Результаты опыта
Итоги наблюдений, работы по развитию связной речи дошкольников показали:
- у детей возник интерес к творческо – поисковой деятельности. Они стали более уверены в себе, научились преодолевать робость, сопереживать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
- изменилась речь детей, которая стала более эмоциональной, выразительной, образной. научились устанавливать причинно – следственные связи в сказках. Дети научились составлять новый текст сказки, меняя свойства и действия героя; используют в своей речи метафоры, сравнения, определения, фразеологические обороты.
- динамика диагностических показателей развития речи у дошкольников (по методике Т.И. Гризик, Л. Е. Тимощук) показала следующие результаты:
Положительный результат: 2016 г начало года – 77, 5%; 2017 конец года 86,5%
Увеличилась на 9%
Вывод: Таким образом, я считаю, что использование метода морфологического анализа способствует более эффективному развитию связной речи дошкольников. С помощью метода морфологического анализа, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, замечать и объяснять динамику изменения свойств героя. У детей развиваются навыки сочинительства, обогащается словарь детей, развивается творческое воображение, мышление и творческая активность.
4. Список литературы.
1. Программа Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество»
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации
4. «Дошкольная педагогика» учебник для учащихся В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин.М
Просвещение 1986г
5. Т. И. Гризик. Л. Е. Тимощук. Развитие речи детей 6 – 7 лет .М просвещение 2007г.
6.Сидорчук Т. А. Лелюх С.В. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
7. Тихеева. Е.И. «Развитие речи детей». М. 1981г.
8. Белякова Т.Ю. «Составление текстов сказочного содержания с использованием алгоритма составления сказки морально – этического типа».
9. Леонтьев А. А. Речевая деятельность. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста» - М. Академия, 1999г.
Перспективно – тематическое планирование работы по анализу литературных произведений с помощью морфологической таблицы
Сентябрь
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями | |
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Одни – одинешеньки копытце, донимает, стожок, булатные | Театрализация по сказке | Привлечь родителей к подготовке атрибутов | |
герои | сестрица Аленушка | братец Иванушка | Купец | Ведьма |
действия | ходила на работу, запрещала пить из копытца, переживала; плакала, вышла замуж, поверила ведьме | хотел пить, не послушался, плакал, бегал около купца | ездил на работу, пожалел, поверил, заботился | Завидовала, утопила, издевалась над Иваном |
следствия | Брала братца, заботилась, обратила на себя внимание купца, вызвала зависть ведьмы, утонула | выпил из копытца, превратился в козленка, вызвал жалость, помог спасти Аленушку | увидел Аленушку, женился, жил с ведьмой, слушался жену, спас Аленушку | уговорила Аленушку, превратилась в Аленушку, приказана зарезать |
свойства | Трудолюбивая, заботливая, доверчивая | непослушный, упрямый, добрый, беспомощный | Добрый, трудолюбивый, заботливый, невнимательный, доверчивый | хитрая, коварная, злая, завистливая |
Мораль (жизненное правило) | Надо быть внимательной | надо слушаться, иногда в жизни надо уметь своим поведением привлечь к себе внимание | надо быть наблюдательным, не всегда следует верить слову | хитрость иногда помогает достичь цели, но в конце справедливость торжествует |
Октябрь
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Дудочка и кувшинчик» | Четверть, мерещиться, всего – навсего, мурава, боровик, лупоглазая, сизая борода. | Рисование по сказке | Привлечь родителей к сбору библиотечки р. н. сказок |
Герои | Женя | Старик боровик | Папа |
Действия | Хотела собрать ягод, ходила, смотрела, взяла кувшинчик, вытерла кувшинчик, ничего не нашла | Вылез из – под пенька, разговаривал с девочкой, обменялся с девочкой, | Собирал ягоды, нагибался, давал совет дочке |
Следствия | Рвала ягоды, надоело сидеть на корточках, съела ягоды, стала сама собирать ягоды | Рассердился на девочку, топнул ногой, провалился под пенек | Собрал полную кружку ягод, похвалил дочку |
Свойства | Ленивая, капризная | Добрый, справедливый | Добрый, любящий, заботливый |
Мораль | Проблемы можно решать самой, и тогда ты можешь собой гордиться. | Не надо жалеть лентяек | Надо воспитывать в дочке трудолюбие |
Ноябрь
произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Гуси – лебеди» | Наливные, кликала, кудель, заслонила, день клонится, веретено | Поделки сказочных героев из природного материала | привлечь родителей к сбору природного материала |
Герои | Девочка | Речка | Яблоня | Печка | Гуси - лебеди |
Действия | Выслушала наказ родителей, бросила братца, заигралась | Течет, предложила поесть простого киселька с молочком | Вступила в разговор с девочкой, предложила съесть яблочко | Предложила съесть пирожка | налетели |
Следствия | Искала братца – не нашла, бросилась в погоню | Укрыла от Гусей - лебедей | Заслонила ветвями, прикрыла листами | Спрятала девочку с братцем | Унесли братца, полетели в погоню, покричали |
Свойства | Балованная, безответственная | Добрая, | Справедливая, добрая | Добрая, справедливая | Злые, коварные |
Мораль | Надо слушаться родителей | Делать добро по справедливости | Делать добро по справедливости | Делать добро | Справедливость всегда торжествует |
Декабрь
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Хаврошечка» | Прядет, журят, распеклась, кудреватый, лихо | Рисование по сказке | Привлечь родителей к выставке работ |
Герои | Хаврошечка | Старик | коровушка | мачеха | сестры | Молодой человек |
Действия | Осталась сиротой, ткет, прядет, прибирает, жалуется | Точит нож, зарезал коровушку | Стоит в поле, слушает печальный рассказ | Вырастила и заморила работой Хаврошечку | Сидели, на улицу глядели, | Ехал, увидел девушек |
Следствия | Согласилась с ролью рабы и смертью помощницы, голодала, угостила яблоком молодого человека, вышла замуж | Подчинился жене | Помогает Хаврошечке, умерла | Принимает работу, захотела избавится от Хаврошечки | Подглядывали за Хаврошечкой, прыгали под яблонькой, хотели замуж | Стал затрагивать девушек, женился |
Свойства | Добрая, трудолюбивая | Беспомощный,слабохарактерный | Справедливая, добрая | Злая, завистливая | Злые, коварные | Добрый, справедливый |
Мораль | Не надо терпеть издевательства над собой | Надо быть решительным, уметь постоять за себя | Делать добро по справедливости | Надо быть доброй и жизнь наладится | Справедливость всегда торжествует | Делать добро по справедливости |
Январь
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Снегурочка» | Проталинки, смышленая, краше, перекатный, свечерело | Коллаж по сказке | Рассматривание иллюстраций сказки |
Герои | старики | Снегурочка | Подружки |
Действия | Жили – были, печалились горю, не было детей | Появилась из снега, помогала старикам по – хозяйству, печалилась, укрывалась в холодок | Собрались гулять в роще |
Следствия | Наблюдали за игрой других детей, думали, слепили дочку из снега, радовались , послали с подружками | Пошла с подружками, прыгнула через костер, растаяла | Позвали Снегурочку, собирали цветы, плели венки, пели песни, водили хороводы, разожгли костер, прыгали, аукали. |
Свойства | Добрые, но безответственные | Добрая, ласковая, приветливая трудолюбивая, застенчевая | веселые, беззаботные |
Мораль | Надо быть внимательным и ответственным | Надо быть решительной, смелой, самостоятельной | Делать добро по уму. |
Февраль
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Жихарка» | Домовничал, растопырил, точеная, схоронился | Лепка сказочных героев из соленого теста | Привлечь родителей к совместной работе с детьми |
герои | Жихарка | кот | петух | лиса |
действия | Домовничал. варил, накрывал, раскладывал, приговаривал, запирал, забыл | Жил – был, ходил на охоту, наказывал запирать дверь | Жил – был, ходил на охоту, наказывал запирать дверь | Выследила, подкралась, зашла в дом |
следствие | Испугался, соскочил, уронил, залез под печку, закричал, попал в лапы лисе, растопырил, толкнул в печку, прибежал домой | Потерял Жихарку, плачет, рыдает, утирает слезы, обнимает. обрадовался, целует, | Потерял Жихарку, плачет, рыдает, утирает слезы, обнимает. обрадовался, целует, | Захотела съесть Жихарку, перехитрила Жихарку, прибежала, истопила печь, показала как надо садится, изжарилась |
свойства | Трудолюбивый, невнимательный, хитрый, находчивый | Добрый, заботливый | Добрый. Заботливый | Хитрая, коварная |
Мораль | Надо всегда заботится о своей безопасности | Не надо отчаиваться | Не надо отчаиваться, надо верит в лучшее | Не надо быть слишком доверчивым и выполнять все просьбы |
Март
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Лиса и заяц» | Избушка, лубяная, коса, посечи, закоулочки | Лепка сказочных героев из соленого теста | Привлечь родителей к совместной работе с детьми |
герои | заяц | лиса | собака | медведь | бык | петух |
действия | Жил в лубяной избушке, прогнали из избы | Жила в ледяной избушке, просилась к зайцу | Шла, выслушала жалобу | Шел. выслушал жалобу | Шел. выслушал жалобу | Шел, выслушал жалобу |
следствия | Идет, плачет. жалуется, просит о помощи | Перехитрила, выгнала, лежит на печи, вступала в разговор с животными, испугалась, убежала | Решила помочь, гнала лису, испугалась, убежала | Решил помочь, гнал лису, испугался, убежал | Решил помочь, гнал лису, испугался, убежал | Решил помочь, кричал лисе, грозился |
свойства | Слабый, беспомощный, нерешительный, доверчивый | Хитрая, наглая, коварная | Не решительная, трусливая | трусливый | трусливый | Храбрый, смелый, отважный |
мораль | Нельзя быть доверчивым | Нельзя на чужом горе наживаться | Если взялась за дело, то доводи до конца | Надо быть смелым и не бояться преград | Надо быть смелым и не бояться преград | Справедливость всегда торжествует |
Апрель
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Красная шапочка» | Чепчик, дровосек, мельница | Рисование по сказке | Чтение сказки |
герои | мать | бабушка | Красная шапочка | волк | дравосеки |
действия | Любила, испекла. Послала дочку | Любила, подарила Красную шапочку, болела, не поняла, кто стучит | Слушалась маму, несла пирожки, разговаривала с волком, сообщила маршрут и адрес бабушки | Встретил Красную Шапочку, разговаривал, перехитрил, побежал, | Стучали топорами в лесу. Услышали шум |
следствия | Потеряла дочку | Поверила, объяснила как войти, была съедена, спасена | Была съедена, спасена | Лишил жизни бабушку, Красную Шапочку | Вбежали в дом, убили волка, освободили Шапочку, бабушку |
свойства | Трудолюбивая. Заботливая, безответственная | Доверчивая, слабая | Добрая, доверчивая, безответственная | Коварный, злой, хитрый | Трудолюбивые, смелые, решительные |
мораль | Надо быть ответственной | Нельзя быть доверчивой | Нельзя быть доверчивой. Серьезней относится к поручениям | Зло всегда наказывается | Всегда приходить на помощь |
Май
Художественные произведения | Обогащение словаря | Практическая деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сказка «Маша и медведь» | Потужила, овражек, глазастая, гостинец | Аппликация по сказке | Привлечь родителей к выставке работ |
герои | Маша | Дедушка и бабушка | медведь | подружки |
действия | Отправилась, ослушалась, | Отпустили в лес | Увидел девочку, обрадовался. не отпустил | Пошли в лес, собирали грибы, ягоды |
следствия | Заблудилась, постучала, зашла в избушку, повиновалась, осталась жить, думала – думала и придумала, хитрила, предупреждала, осталась дома | Потеряли внучку. Вышли к воротам, открыли крышку короба, обрадовались, обнимали, целовали | Назначил хозяйкой, нес короб, слушался Машу, пришел в деревню, поставил короб у ворот, стучал в ворота, испугался собак, убежал | Потеряли Машу, аукались |
свойства | Непослушная, хитрая, умная, трудолюбивая | Любящие, добрые, безответственные | Коварный, хитрый | Легкомысленные. Безответственные |
мораль | Надо слушаться старших, быть ответственным | Надо замечать опасности, быть ответственными | Зло всегда наказывается | Нельзя быть безответственными |
Приложение 1
Свойства характера
Позитивные | Негативные |
Трудолюбивый | Злой |
Мудрый | Грубый |
Внимательный | Ленивый |
Весёлый | Глупый |
Милый | Невнимательный |
Умный | Жестокий |
Добрый | Неблагодарный |
Милосердный | Тоскливый |
Серьёзный | Молчаливый |
Добродушный | Грустный |
Спокойный | Обидчивый |
Обаятельный | Злопамятный |
Замечательный | Равнодушный |
Опрятный | Болтливый |
Целеустремлённый | Задиристый |
Выносливый | Хитрый |
Щедрый | Завистливый |
Умелый | Жадный |
Смелый | Трусливый |
Мужественный | Доверчивый |
Терпеливый | Льстивый |
Добросовестный | Изворотливый |
Настойчивый | Настырный |
Находчивый | Скупой |
Справедливый | Упрямый |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- БЕДНЫЙ СЛОВАРЬ; - НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, СРАВНЕНИЯ; - НЕ УМЕЮТ СВЯЗНО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПЕРЕДАВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Проблемы в развитии связной речи дошкольников 6 – 7 лет:
Ведущая педагогическая идея создание педагогических условий для развития связной речи дошкольников 6-7 лет методом морфологического анализа литературных произведений
1этап: аналитико – диагностический ; сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследовательских трудов ученых. 2 этап: практический : проведение НОД с использованием морфологической таблицей, индивидуальная работа с детьми по развитию речи, корректировка методов и средств достижения поставленных задач. 3 этап аналитико – обобщающий : итоговая диагностика по развитию речи, оценка результатов.
НОВИЗНА ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ЗАДАЧИ: - ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ АНАЛИЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА МА. - УЧИТЬ ДЕТЕЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В КАКОЙ - ЛИБО СКАЗКЕ. -УЧИТЬ ЗАМЕЧАТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ДИНАМИКУ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ ГЕРОЯ В ЗАВИСИМОСТИ СОВЕРШАЕМЫХ ИМ ДЕЙСТВИЙ; - УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРИДУМЫВАТЬ СВОИ ВАРИАНТЫ ОКОНЧАНИЯ И НАЧАЛА СКАЗОК; - УЧИТЬ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЯТЬ НОВЫЙ ТЕКСТ СКАЗКИ, МЕНЯЯ СВОЙСТВА И ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ. - РАЗВИВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ; - РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ. Цель : использование МА для повышения развития связной речи детей.
Морфологический анализ (автор Ф. Цвикке) – метод управляемого воображения, мышления, речи.
1 ШАГ. ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА. ЗАПОЛНЯЮТСЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ОСИ 2 ШАГ. РАССМАТРИВАЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ПРОВОДИТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПОЛУЧЕННЫХ ВАРИАНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). 3 ШАГ. ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, СВОЙСТВО (ХАРАКТЕР) ГЕРОЕВ. ВЫВОДИТСЯ ЖИЗНЕННОЕ ПРАВИЛО КАЖДОГО ГЕРОЯ И ВСЕЙ СКАЗКИ . 4 ШАГ. ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, СВОЙСТВ ОДНОГО ИЗ ГЕРОЕВ. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ СКАЗКИ. 5 ШАГ. ОРГАНИЗУЕТСЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Технологическая цепочка
Продуктивная деятельность детей по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Динамика развития связной речи дошкольников 6 – 7 лет.
герои сестрица Аленушка братец Иванушка Купец Ведьма действия ходила на работу, запрещала пить из копытца, переживала; плакала, вышла замуж, поверила ведьме хотел пить, не послушался, плакал, бегал около купца ездил на работу, пожалел, поверил, заботился Завидовала, утопила, издевалась над Иваном следствия Брала братца, заботилась, обратила на себя внимание купца, вызвала зависть ведьмы, утонула выпил из копытца, превратился в козленка, вызвал жалость, помог спасти Аленушку увидел Аленушку, женился, жил с ведьмой, слушался жену, спас Аленушку уговорила Аленушку, превратилась в Аленушку, приказана зарезать свойства Трудолюбивая, заботливая, доверчивая непослушный, упрямый, добрый, беспомощный Добрый, трудолюбивый, заботливый, невнимательный, доверчивый хитрая, коварная, злая, завистливая Мораль (жизненное правило) Надо быть внимательной надо слушаться, иногда в жизни надо уметь своим поведением привлечь к себе внимание надо быть наблюдательным, не всегда следует верить слову хитрость иногда помогает достичь цели, но в конце справедливость торжествует Схема анализа литературного произведения
месяц Художественное произведение Обогащение словаря Практическая деятельность Взаимодействие с родителями сентябрь Сказка «Маша и медведь» Потужила, овражек, глазастая, гостинец Аппликация по сказке Привлечь родителей к выставке работ октябрь Сказка «Дудочка и кувшинчик Четверть, мерещится, всего – навсего, мурава, боровик, лупоглазая, сизая борода Рисование по сказке Привлечь родителей к сбору библиотечки р.н. с. ноябрь Сказка «Гуси – лебеди» Наливные, кликала, кудель, заслонила, день клонится, веретено поделки сказочных героев из природного материала Привлечь родителей к сбору природного материала декабрь Сказка «Хаврошечка» Прядет, журят, распеклась, кудреватый, лихо Рисование по сказке Привлечь родителей к выставке работ январь Сказка «Снегурочка» Проталинки, смышленая, краше, перекатный, свечерело Коллаж по сказке Рассматривание иллюстраций сказки февраль Сказка «Жихарка» Домовничал, растопырил, точеная, схоронился Лепка сказочных героев из соленого теста Привлечь родителей к совместной работе с детьми март Сказка «Лиса и заяц» Избушка, лубяная, коса, посечи, закоулочки Лепка сказочных героев из соленого теста Привлечь родителей к совместной работе с детьми апрель Сказка «Красная шапочка» Чепчик, дровосек, мельница Рисование по сказке Чтение сказки май Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Одни – одинешеньки копытце, донимает, стожок, булатные Театрализация по сказке Привлечь родителей к подготовке атрибутов Перспективно – тематическое планирование по анализу литературных произведений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфологический анализ ТРИЗ
Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу....
Приобщение дошкольников к физическим упражнениям посредством метода «морфологического анализа».
Приобщение к физической культуре посредством ехнологии ОТСМ - Триз....
«Загадки с грядки» (морфологический анализ)
конспект итогового занятия...
ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)
Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого....
Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»
В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ»....
Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов и метод морфологического анализа в технологии ТРИЗ»
Использование ТРИЗ технологии в развитии речи детей...