У самовара.Конспект развлечения для старших дошкольников.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

шишковская вера васильевна

Этот конспект будет хорошим подспорьем   воспитателям, родителям .Вы узнаете очень много о самоваре, о традициях чаепития на Руси,вызовет интерес к истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад" "Сказка"" села Тростянка Балашовского района Саратовской области

Конспект развлечения   в группе дошкольного возраста "Полянка"

(5-7 лет)

Тема: У самовара.

(  совместно с родителями, в мини-музее "Русская изба"

(Уголок русского быта))

В рамках проекта"Русская изба. Семейные традиции".

                                               

                                       

                                      Провела воспитатель Шишковская В.В.

Конспект развлечения   в группе дошкольного возраста "Полянка"

 (5-7 лет)

Тема: У самовара. ( с родителями, в мини-музее "Русская изба")

Цель: Способствовать знакомству детей и родителей  с историей возникновения самовара на Руси, воспитывать интерес к истории ,традициям русского народа(гостеприимство,.... )

Задачи:- Продолжать знакомить с национальными и современными традициями России, учить чтить и уважать традиции.

- Развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить отвечать полным предложением на вопрос.

- Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей, интерес к исследовательской деятельности.

- Воспитывать любовь к семье, уважение к традициям семьи и своей Родины.

- Развивать мелкую моторику, самостоятельность, инициативу.

- Воспитывать вежливость, аккуратность.

Задачи по программе "Добрый мир":

Учить заботиться о ближних , воспитывать уважение к продуктам совместного труда.

Расширять представление о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах как  премудрого божественного действия в жизни мира, природы, человека.

Обогащать словарный запас понятиями  духовно- нравственной культуры(добро, трудолюбие)

Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, развитие умения соотносить красоту предметов с ее отражением в своей творческой деятельности.

Воспитывать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.

Развивать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Материалы: чайный сервиз в русском стиле(широкая чашка, яркий узор), сладости к чаю, лимон, разные сорта чая(в тарелочках),запись народной музыки ("Светит месяц", песня "К нам гости пришли", "Детская кадриль", Ю. Тухманов "Самовар"), выставка самоваров, столы со скатертью, заварной чайник, пакетики чая, стакан, марля (квадраты 15х15 см),нитки, сахар кусковой, сахар- песок, костюм для Хозяйки (народный), лавка. ,кружки ,и 2 самовара для игры "Наполни самовар", фото или картинки самоваров.

Репродукции картин:  Борис Кустодиев."Купчиха за чаем",Владимир Стожаров ""У самовара", Вячеслав Рассохин ""Посиделки"

Предварительная работа :

с детьми- рассматривание картин с изображением самоваров, сервированных столов , разучивание стихов, загадок, песен о чаепитии, , сюжетно-ролевой игры "Семья",д/и "Кондитерский магазин","Чайная и столовая посуда".

с родителями- предложить провести дома кулинарные опыты с тестом(замесить, раскатать, вырезать формочками, слепить пирожки и т.п.)

воспитатель- изучить  методическую литературу по теме, провести беседу с детьми"Традиции моей семьи", оформить альбом о посуде, ввести традицию встречаться с родителями за общим делом., дидактический материал к д/играм.

Словарная работа: чаепитие ,самовар,

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Родители детей сидят в зале.

Под музыку " Светит месяц" дети входят в зал-"Русскую избу". Воспитатель(Хозяйка):

Мы живем в родном краю-

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте, гости дорогие,

Званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на порог-

Хозяйке радость!

Все садятся . 

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде!

Воспитатель: - У каждого из нас есть семья. Это самое ценное в нашей жизни. В семье люди заботятся  друг о друге, трудятся и отдыхают  вместе.

Недаром говорят в народе: "Семья вместе и душа на месте".

В каждой семье есть и свои традиции- обычаи, действия, связанные с определенными событиями. С ними вас познакомили ваши родители, бабушки, дедушки. И мы уже проводили с вами такую беседу.( обобщить -назвать традиции в семье)

Раньше, если приходили гости, их встречали хозяева ..чем?  (ответы детей )

Хлебом да солью. А сейчас как вы встречаете гостей дома?( ответы детей). К нам  сегодня пришли в гости ваши родители. Как мы будем их встречать?(ответы детей)

Гостей надо поприветствовать, угостить,  чем-то занять,  чтобы не было скучно.

2. Основная часть.

1.Работа с картинами.

Борис Кустодиев."Купчиха за чаем",Владимир Стожаров ""У самовара", Вячеслав Рассохин ""Посиделки"

Воспитатель: - Посмотрите на эти картины. Что вы заметили общего на них? (ответ детей) Все пьют чай. И сегодня мы с вами познакомимся с традицией русского народа - чаепитие. Что же это за слово - чаепитие? (ответы детей)

Чтобы напоить гостей чаем , надо приготовить специальную посуду.

Посмотрите на наш стол- Назовите ее (дети отвечают)

здесь и чайник, и сахарница, чашки, блюдца, вазочки, угощения. Так традиционно  столы накрывают в России. И это  у нас появилась традиция приглашать в гости на чай.

Подавали пряники, леденцы, куличи, варенье, кренделя, печенье, мед.

Накрывали цветной скатертью. А в середину стола ставили...

2.Познавательная деятельность (о самоваре)

Отгадайте мою загадку.

Стоит толстячок ,

Подбоченивши бочок.

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит. Это самовар. Верно. ( Показать самовар) .А что это за слово самовар? ( ответы детей)

Самовар еще называют батюшка- самовар. уважаемые родители, а почему его так называли?( ответ родителей) 

Самовар  символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал самое почетное место в доме. Про него в народе ласково говорили: «Самовар-батюшка», «Генерал стола».

Самовар самый главный на столе.

Воспитатель: - А вот и его история. Сядем кружком да поговорим ладком.

Родители рассказывают о самоваре.

Оказывается, только на Руси пили чай из самовара. Самые первые самовары появились на Урале (в Сибири),а потом в городе Тула.

А делали их разными: (фото самоваров)- большими и маленькими, круглыми и продолговатыми. Украшали разными узорами., придавали различную форму ручкам и краникам.

Давайте поближе познакомимся с этим предметом..

Обследование самоваров.

- Какой он. самовар?(блестящий, красивый, пузатый, железный)

-Что есть у самовара? (крышка, дно, стенки, кран)

- Сколько ручек у самовара и из чего они сделаны? (две ручки, пластмасса, дерево)

- Почему ручки такие?(чтобы не обжечься)

- Сколько ножек у самовара? (4)

- Для чего нужен самовар? (в нем кипятят воду, пьют чай)

- Как самовар устроен внутри? (фото)

Воспитатель: - У самовара бывает труба. В нее засыпают сосновые сухие шишки, щепки. Поджигают их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху  -комфорку -ставили заварной чайник с душистым чаем.

Игра “Наливаем самовар»

Дети  и родители делятся на две команды: возле каждой команды стоит ведро с водой и кружка. Звучит музыка. Ребёнок зачёрпывает воду из колодца(ведра) и, аккуратно несет «воду»-наливают в самовар, затем передает кружку  следующему игроку

Воспитатель: - А что вы знаете о чае? Какой он бывает? (ответы)

Есть чай черный, зеленый, с травами, цветами, лечебный чай.

Пройдите и понюхайте чай , какой вам понравился больше по запаху? (исследование чая детьми и родителями)

Воспитатель: - Какой же еще бывает чай? (рассыпной, в пакетиках)

3.Проблемная ситуация.

Скажите, а если у нас нет чая в пакетиках, можно ли нам самим его сделать?

Вы готовы сейчас сами приготовить чай в пакетике старинным способом?

(садятся вместе с родителями за стол, у каждого кусочек марли 15х15 см, нитки, рассыпной чай в пиалах, ложечки)

Итак, Аккуратно берем марлю и раскладываем ее на столе, сухой ложечкой берем чай из пиалы, насыпаем в середину марли, собираем в пучок, завязываем нитками. Вот и получился пакетик чая, точнее мешочек.

А теперь надо проверить, заваривается ли он? Для этого мы нальем в стакан кипяток, опустим в него наш пакетик. Заварился.. - А чай-то у нас сладкий? Нет?   Про сахар мы и позабыли?  Раньше сахар был кусками и пили чай, откусывая от кусочка сахара.

4.Развлекательная деятельность

Воспитатель: - У русского народа есть поговорка: Делу- время, потехе -час.

Предлагаю немного повеселиться. Послушайте песню "К нам гости пришли"

( или "Детская кадриль") 

Воспитатель: - О чем же мы сегодня с вами говорили? Чем гостей занимали?

(Ответы детей)

О  русской традиции -чаепитии, о самоваре.

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Воспитатель: - А теперь на чай зовем и чайку мы всем нальем.

Наш стол накроем.

Сверху пар, Снизу пар,

Кипит наш русский самовар!

Милости просим на чашку чая

(Дети наливают из самовара чай) Доброго вам здоровьечка!

Под музыку "Самовар" Ю. Тухманова все пьют чай. На память родители получают рецепт имбирного чая от простуды.

Текст песни" К нам гости пришли"
1. К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.

2. С морковью пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.

3. А сейчас вдвоём
Мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши –
Мы плясать пойдём.

4. Ты топни ногой
Да притопни другой,
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой.

5. Наш детский сад
Дружбой славиться,
Приходите, гости, чаще,
Если нравится.

Воспитатель передают бабушке самовар.

Воспитатель: Вот бабушка самовар — берите.

Бабушка: — Какой красивый прибор и название чудное — «самовар». И почему его так назвали ребята.

Дети: Сам воду варит.

Бабушка: Из чего же  делают самовар?

Дети: Самовар делают из железа.

Воспитатель: Так какой самовар?

Дети: Железный

Бабушка: Скажите, хорошо ли это или  плохо, что он железный.

Воспитатель:  Давайте с вами подумаем, чем же хорошо, что самовар железный?

Дети: — Прочный не сгорит, не разобьется.

Бабушка: А что плохого?

Дети: Тяжёлый, можно обжечься, неудобно нести.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а все ли детали железные

Дети: Нет не все

Бабушка: Как вы думаете, почему?

Дети: Ручки  у самовара не железные, а деревянные?

Воспитатель: А как вы  думаете, самовар это опасный предмет или нет?

Почему вы так считаете?

Дети: Стенки самовара горячие, потому что в нём  кипяток, можно обжечься.

Если в самоваре кипяток и приподнять крышку можно обжечься горячим  паром.

(поэтому нужно брать самовар прихваткой или за ручки)

Нельзя разжигать самовар в доме, потому что в нем горячие угли и может случиться пожар.

Воспитатель: Бабушка помни эти правила  безопасности при обращении с самоваром.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде!

Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Игра “Наливаем самовар»

Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит ведерко из пластмассы. Звучит музыка. Ребёнок зачёрпывает воду из колодца и, аккуратно несут «воду»-наливают в самовар, затем передают ведерко  следующему игроку

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

март

2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Путешествие в страну сказок. Развлечение для старших дошкольников

Сказочные спектакли я использую как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок и звуков. Сказки-театрализации пользуются у ребят неизменной любовью. О...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы об...

"Край родной" развлечение для старших дошкольников.

Развлечение построено на фольклорном материале. Использовался материал разных журналов по дошкольному воспитанию. Не требует большой подготовки....

Вечер развлечений для старших дошкольников "Светлая Пасха"

Вечер развлечений для детей старших, подготовительных групп посвящённый празднованию Пасхи. Цель:...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...