Программа «Мы живём на родине А. Невского» по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, краеведению, физкультурно-оздоровительной работе, посвящённая 800-летию Александра Невского.
рабочая программа
Программа «Мы живём на родине А. Невского» по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, краеведению, физкультурно-оздоровительной работе, посвящённая 800-летию Александра Невского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nevskiy.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МДОУ
«Детский сад «КОЛОСОК»
______________ Н.И. Лукьяненко
«___»_________2017г.
П Р О Г Р А М М А
«Мы живём на родине А. Невского»
по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, краеведению, физкультурно-оздоровительной работе, посвящённая 800-летию Александра Невского.
ВОСПИТАННИКОВ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
ПРИНЯТО
педагогическим
советом МДОУ
Протокол № ___
от «___»_________20___г.
г.Переславль-Залесский
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: 5
2. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 6
3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 7
4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: «МЫ ЖИВЁМ НА РОДИНЕ А. НЕВСКОГО» по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, краеведению, физкультурно-оздоровительной работе, посвящённая 800-летию Александра Невского. 9
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 15
2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 15
2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 17
3. ДИАГНОСТИКА знаний, умений и навыков детей, направленная на определение уровня нравственной воспитанности по И.П. Юнгнеру, Л.Г. Кирилюк. 18
V ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ 19
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Полное наименование Учреждения в соответствии с уставом:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»,
2. Юридический адрес: 152024, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская д.117
3. Фактический адрес: 152024, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская д.117
4. Телефоны: (48535) 2-30-46; факс (48535) 2-30-46
5. Электронный адрес: ds-kolos@pereslavl.ru
6. Банковские реквизиты учреждения (если имеются):
ИНН 7608009232; КПП 760801001; УФ (Муниципальное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» л/с 203031112); р/с 40701810278843000001; РКЦ Переславль-Залесский г.Переславль-Залесский; БИК 047884000
7.Учредители (название организации, адрес, телефон, банковские реквизиты):
- городской округ город Переславль-Залесский.
Функции и полномочия учредителя от имени Администрации города Переславля-Залесского осуществляет Управление образования Администрации города Переславля-Залесского.
почтовый адрес:152020, город Переславль – Залесский, улица Трудовая, д 1А
телефон: (48535) 3-25-05; факс (48535) 3-25-05
электронная почта: assistant@gorono.botik.ru
8. Имеющиеся действующие лицензии на образовательную деятельность:
Лицензия выдана Департаментом образования Ярославской области, серия 76Л02, регистрационный номер № 0000595 от 02.10.2015 года, срок действия лицензии — бессрочно.
9. Количество воспитанников на 01.09.2016: 146
10. Численность педагогического персонала на 01.09.2016: 17
11. Численность управленческого персонала на 01.09.2016: 1
12. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала на 01.09.2016: 22
13. Руководитель дошкольного образовательного учреждения: Наталия Ивановна Лукьяненко.
14. Руководитель органа общественно-государственного управления: Председатель Управляющего совета Кукушкина Наталья Николаевна
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в последних программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005 г.г. и 2006-2010 г.г.).
В них сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков)
К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.
Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.
II.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель: Воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
Задачи:
- вызвать у детей чувство гордости за свою страну; свой город;
- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;
- формировать патриотические чувства и представление о героизме;
- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества;
- учить понимать инструкцию, работать в соответствии с ней, принимать помощь и уметь использовать ее;
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
- ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2017-2018 гг.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Проблему формирования у дошкольников знаний о духовно-нравственной воспитанности невозможно решить без целенаправленной, систематически спланированной деятельности педагога на длительный период.
Работу можно провести по следующим блокам:
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Цель: дать представление детям о родной природе.
Задачи:
- знакомить детей с растительным и животным миром области;
исчезающими видами растений;
- учить видеть красоту природы;
- воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
«Родной город. » Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.
Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.
Задачи: закрепить название родного города, домашний адрес;
формировать у детей чувство любви к родному городу;
познакомить с достопримечательностями родного города;
формировать патриотические чувства.
«Родная страна»
Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Задачи: формировать у детей представления о России как о родной стране;
познакомить с государственным флагом, гербом и гимном; воспитывать чувство гордости за свою страну.
«Защитники земли Русской»
Цель проекта – воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
Задачи: вызвать у детей чувство гордости за свою страну; воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории; формировать патриотические чувства и представление о героизме; воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.
В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы духовно-нравственного воспитания с учетом следующих принципов:
Системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах
Адресного подхода, который предполагает учет индивидуальных особенностей группы
Универсальности основных направлений духовно-нравственного воспитания, предполагающего использование социально-ценностного опыта народов, проживающих в нашем крае
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны.
Таким образом, необходимо детям дать первоначальные сведения из географии, экономики, истории края – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе, а также сведения о социальной структуре малой родины, об историческом прошлом и настоящем Родины, символике, русских героях, великих полководцах, святых подвижниках, досточтимых людях русской земли и нашего края.
- ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Музыкальная
- Изобразительная (можно включить разделы по изо)
- Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
- Конструктивная
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Двигательная
Методы и приемы:
- целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения;
- рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми;
- игры-головоломки;
- использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
- обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
- проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.
- использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
- проекты;
- разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
- приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества»
- ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: «МЫ ЖИВЁМ НА РОДИНЕ А. НЕВСКОГО» по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, краеведению, физкультурно-оздоровительной работе, посвящённая 800-летию Александра Невского.
№ пп | Название мероприятия | Срок проведения | Ответственные | Категория участников |
1 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - великие полководцы» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 22.03.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 7) |
2 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - Богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 29.03.2017 | ||
3 | Проектная деятельность «Рыбы озера Плещеева» (дидактические игры, лэпбуки, театрализованная деятельность, тематические занятия) | Март-апрель 2017 | ||
4 | Творческий конкурс «Летопись природы»:
| 15.03.-15.11.2017 | Отдел экологического просвещения ФГБУ «НП «Плещеево озеро» | Воспитанники и их родители |
5 | Проектная деятельность «Защитники земли русской Дмитрий Донской – великий князь!» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 05.04.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 7) |
6 | Проектная деятельность «Защитники земли русской Пётр Первый – создатель - русского флота» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 19.04.2017 | ||
7 | Проектная деятельность «Защитники земли русской Пётр Первый – на переславской земле» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 26.04.2017 | ||
8 | Городской конкурс «Александр Невский –имя России, посвященный 796-му Дню рождения великого полководца и защитника русской земли Святого благоверного князя А.Невского» * | 19.04.-.21.04 2017 | МО ДО «Станция юных туристов» | Воспитатели, воспитанники и их родители |
9 | Консультация для воспитателей «Использование пиктограмм при организации физкультминуток» | 12.04.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Педагоги МДОУ |
10 | Акция «Сохраним город чистым!» Фоторепортаж в ФГБУ «НП «Плещеево озеро» в газету в рамках XIII Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» | 11.04.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Педагоги МДОУ, воспитанники и их родители |
11 | Акция «Экобокс» по утилизации использованных батареек | Апрель-декабрь 2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Педагоги МДОУ, воспитанники и их родители |
12 | Социальные партнёры (Школа искусств) Мастер-класс по рисованию птиц | 01.04.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники подготовительной группы № 7 |
13 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - Кошкин – великий земляк. Танк Т-34» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации + ручной труд «Танк» | 03.05.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 7) |
14 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - Жуков Г.К. – Великая Отечественная война» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 10.05.2017 | ||
15 | Проектная деятельность «Защитники земли русской Суворов А.В. – учитель военного дела» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 17.05.2017 | ||
16 | Пешая прогулка в «Русский парк» посещение экспозиции «Всё для фронта, всё для победы!» | 05.05.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре, воспитатели групп | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 7) |
17 | Поход выходного дня: посещение экологической тропы «В гостях у серой цапли» | 22-26.05.2017 | ||
18 | Пешая прогулка в дендросад имени С.Ф.Харитонова. Заповедный день «Экологическая школа одного дня» открытые экоуроки на территории дендрологического сада) в рамках экологического образования. | 12.05.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре Воспитатель Орлова С.В. | Воспитанники подготовительной группы № 4 |
19 | Спортивные развлечения «Подвижные игры разных народов мира» | 01.06.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники всех групп |
20 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - Кутузов М.И. – «хитрый лис»» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации | 07.06.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 7) |
21 | Пешая прогулка в Музейный комплекс «Русский парк» игра-квест «Животные –герои русских сказок» | 13-16 июня 2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 7) |
22 | Пешая прогулка в Музейный комплекс «Русский парк» посещение экспозиции «Флаг» | 21.08.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 5) |
23 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - Нахимов П.С.-великий адмирал» интегрированная НОД с использованием компьютерной презентации + ручной труд «Кораблик» | 16.08.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп № 4,5 |
24 | Проектная деятельность «Защитники земли русской -имя России- Невский интегрированная НОД использованием компьютерной презентации | 06.09.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп № 4, 5 |
25 | Проектная деятельность «Защитники земли русской - Александровские дни.(спортивное развлечение с родителями на воздухе «Богатырские игрища» | 12.09.2017 | ||
26 | Социальные партнёры (библиотека) «Земля героев» комплексное мероприятие с показом видео на основе былин и летописей о русских богатырях | МУК «ГБО» Городская библиотека № 2 | Все группы | |
27 | Пешая прогулка в дендросад имени С.Ф.Харитонова мероприятие в рамках «Дня леса» | Сентябрь 2017 | Дендрологический отдел ФГБУ НП Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Воспитанники старшей, подготовительной групп № 4,5 |
28 | Конкурс рисунков ко дню рождения ФГБУ НП «Плещеево озеро» | Сентябрь 2017 | Воспитатель Смирнова Т.Ю. Захарова М.А. | Воспитанники старшей, подготовительной групп № 4, 5 |
29 | Неделя защиты животных
| 04.10.2017 | Захарова М.А., инструктор по физической культуре | Все группы Воспитанники старшей, подготовительной групп (№ 4, № 5 |
30 | Детская познавательная программа «Путешествие в страну дружбы» | 16.11.2017 | Захарова М.А. интсруктор по физической культуре | Все группы |
31 | Музейная педагогика. Открытие мини-музеев «Марья –искусница» , «Слава богатырская» | 18.05.2018 | Холмова Ю.В., старший воспитатель | Все группы |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
4–5 лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном городе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, округа.
- Иметь представление о символике города, округа.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и остров Сахалин.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
III РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Конституция Российской̆ Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
- ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Название программы | Цель программы | Критерии освоения программы |
«Мир открытий» комплексная образовательная программа (под общей научной редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой) | Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования; Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования; Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление детей дошкольного возраста; Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей; Создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; Повышение социального статуса дошкольного образования. | - воспитание и развитие личностных качеств ребёнка; – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); – развитие эмоциональной сферы. - формирование опыта игровой, практической, познавательной, творческой и др. деятельности. - формирование опыта самопознания. |
Программа социально-эмоционального развития дошкольников О.Л.Князева | Создание благоприятных условий для осознания каждым ребёнком его индивидуальности; становления его как личности, умения управлять своими эмоциями; обучения детей этическим формам и способам поведения в социуме. | -уверенность в себе -чувства, желания, взгляды - социальные навыки |
IV. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ
- ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ
Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) позволят педагогам дошкольных организаций:
- оптимизировать работу с группой детей, условия их развития;
- определить индивидуальные образовательные траектории;
- при необходимости, осуществить профессиональную коррекцию особенностей развития детей.
В помощь педагогам дошкольных образовательных организаций специально разработана электронная версия педагогического мониторинга к комплексной программе «Мир открытий», которая является дополнительным инструментом к методическому пособию «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» и содержит электронные карты наблюдений за детьми дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики.
Все подсчеты в Excel-шаблоне выполняются автоматически. Педагогу необходимо лишь внести в таблицы фамилии детей и результаты наблюдений за детьми, а программа автоматически выдаст результаты относительно успешности продвижения каждого ребенка в образовательном пространстве и оценку адекватности форм и методов образовательной работы по образовательным областям и в целом.
В Программе используется диагностический инструментарий и методы контроля для обеспечения достоверности результатов:
- педагогические разработки;
- листы наблюдений;
- анкеты;
- контрольные вопросы;
- тесты;
- стенограммы занятий;
- интервью;
- видеозаписи и т.д.
2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Формы | Особенности |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. |
Групповая (индивидуально-коллективная) | Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения |
Фронтальная | Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. |
- ДИАГНОСТИКА знаний, умений и навыков детей, направленная на определение уровня нравственной воспитанности по И.П. Юнгнеру, Л.Г. Кирилюк.
Диагностическая карта по нравственной воспитанности детей дошкольного возраста
ФИ ребѐнка | Родной город, символика | История народной культуры, традиции | Историко-географический и природный компоненты | Личностный компонент | |||||||||||||
Название города | Дом. адрес, адрес детского сада | Достоприме- чательности родного города | Герб, города, его автор | Предметы быта, жилище человека | Русские народные праздники | Народные умельцы города | Народные игрушки, промыслы | Природные богатства города, края | Любимый уголок природы | Животные нашего края | Растит. мир | Отношение к окружающей природе | Забота о своих близких | Умение управлять своими чувствами | Умение анализировать свои и чужие поступки | ||
Критерии определения уровня нравственной воспитанности детей
дошкольного возраста :
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
V ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.
Формы взаимодействия
1.Информационные (например, устные журналы; рекламные)буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.)
2.Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
3.Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.)
VII ПРИЛОЖЕНИЯ
Перспективный план для проекта «Защитники земли русской»
№п/п | Название занятия | Дата |
1. | Защитники России – великие полководцы.( | 22.03.17 |
2. | Богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич…(интегрированное занятие с использ. комп. през-ции) | 29.03.17 |
3. | Дмитрий Донской – великий князь! (интегрированное занятие с использ. комп. през-ции) | 05.04.17 |
4. | Пётр Первый – создатель - русского флота! (интегрированное занятие с использ. комп. през-ции) | 19.04.17 |
5. | Пётр Первый – на переславской земле! (интегрированное занятие с использ. комп. през-ции) | 26.04.17 |
6. | Кошкин – великий земляк. Танк Т-34 (интегрированное занятие комп.презентация + ручной труд «Танк») | 03.05.17 |
7. | Жуков Г.К. – Великая Отечественная война! | 10.05.17 |
8. | Суворов А.В. – учитель военного дела. | 17.05.17 |
9. | Кутузов М.И. – «хитрый лис». | 07.06.17 |
12. | Нахимов П.С.-великий адмирал. (интегрированное занятие комп.презентация + ручной труд «Кораблик») | 16.08.17 |
13. | Имя России – Невский. (интегрированное занятие с комп. презентацией) | 06.09.17 |
14. | Александровские дни.(спортивное развлечение с родителями на воздухе «Богатырские игрища») | 12.09.17 |
Организация работы в рамках проекта «Защитники земли русской»
Дети приносили из дома книги о Великих князьях Руси!
«Рассказы об Александре Невском»
На территории Русского парка посетили экспозицию «Российские флаги»
Работы детей
Экспозиция в «Русском парке» «Всё для фронта, всё для победы»
- настоящие окопы!
примерили каски, спустились в окопы!
Поделки ко Дню Победы!
выступление перед ветеранами
с танцем «Граница»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию
Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников
Аннотация. В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравст...
Духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского.
Статья предсталявляет духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского....
Активизация работы по реализации регионального компонента по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию на основе исторических и православных традиций нашего края
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание по программе "Добрый мир"...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере жизни и подвигов Александра Невского».
Воспитание патриотических чувств детей, приобщение к героическому прошлому России, через ознакомление с жизнью и подвигами великого полководца Александра Невского....