"Обновление содержание и технологий в социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Общение - основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.. Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная компетентность - способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально- психологические особенности личности
ВИДЫ ДЕ Я Т Е Л ЬН О С Т И ДЕТЕЙ ИГРОВАЯ Д Е Я Т Е Л ЬН О С Т Ь ТРУДОВАЯ Д Е Я Т Е Л ЬН О С Т Ь ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ Д Е Я Т Е Л ЬН О С Т Ь
Реализация задач социально- коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах деятельности Игровая д е я т е л ь н о с т ь И сс л е д о в а т е л ьс к ая деятельность И з об р а з ит е л ь н ая деятельность Предметная д е я т е л ь н о с т ь Познавательная д еятельность Коммуникативная деятельность (общение) К о н с т р у кти в н а я деятельность Проектная д е я т е л ь н о с т ь
Центры активности: - Центр безопасности. - Центр сюжетно - ролевых игр. - Центр социально - коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) . возрастной категорией детей. содержанием н е п о с р е д ст в ен н о о б раз о в а т е л ь н о й деятельности «Социально - коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться:
7 Социально- к омм у н ик ат ив н ое развитие Я САМ ОБЖ Правовое в о с п и т а н и е Человек в истории и культуре Пр ед м етны й мир Труд в з р о с лых Я и другие Моя Родина
Формы организации деятельности детей групповые подгрупповые индивидуальные подгрупповые Образовательная деятельность в режиме дня Самостоятельная деятельность детей интегрированные занятия; игровые ситуации, игры с правилами ,дидактические (словесные, настольно- п е ч а т н ы е ), п о д в и ж н ы е , народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные); беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др. индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке; самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Т е а т р а ли з о в а нна я деятельность С о в м е с тный труд беседы И ми т а ционные игры П о д в ижные игры Х у д о ж е с тв е нна я литература К о лл е ктивные работы Д идакти ч е с кие игры Совместная деятельность педагога с детьми С ю ж е тн о- ролевые игры
«Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса «Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, образовательного процесса с целью достижения конкретного результата
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии: Здоровьесберегающие технологии Технологии проектной деятельности Технологии исследовательской деятельности . Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Личностно ориентированные технологии Технология портфолио Социоигровые технологии
Формы организации здоровьесберегающей работы: 1. Ф изкультурные занятия ; 2. С амостоятельная деятельность детей ; 3. П одвижные игры ; 4. У тренняя гимнастика ; 5. Ф изкультминутки ; 6. Г имнастика после дневного сна ; 7. Ф изкультурные досуги ; 8. С портивные праздники .
Использование педагогических технологий способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формировании социально- коммуникативных навыков у дошкольников. Б о л ь ш у ю р о ль в р е а л и з а ци и п р о ек т а и г ра е т участие родителей . Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Значение исследовательской деятельности для детей: Обогащение памяти ребенка ; Развивается речь ребенка ; Происходит накопление фонда умственных приемов и операций ; Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности ;
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность п оиск Вопросы ра с с у жд е ния фантазирование Выход из с и ту а ции
икт Развивающие к о мп ь ю т е рные игры Д и д а к т и ческ и е игры мультимедиа презентации И н т е р а кт и вн ы е доски С о з д а н ие сайтов и блогов
Л ичностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Задачи Формы организации 1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы. 2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. 3.Приоритет личностных отношений. 4.Индивидуальный подход к воспитанникам. 1.Игры, занятия, спортивные досуги. 2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж. 4.Тренинги, этюды, образно- ролевые игры.
Социгровая технология это-развитии ребёнка в игровом общении со сверстниками С о ци г р о в ая технология цель задачи Формирование коммуникативных навыков общения Научить детей эффективно общаться Воспитывать в детях желание узнавать новое Способствовать развитию активной позиции, самостоятельности, творчества Сделать образовательный процесс более увлекательным
Предварительный просмотр:
Дорогие коллеги! Здравствуйте! Тема моего выступления: «Обновление содержания и технологий в социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».
Проблема социально-коммуникативного развития особенно актуальна сегодня. Современное общество нуждается в активных и инициативных, общительных молодых людях, способных реформировать устоявшие жизненные уклады.
Слайд1.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Итак, что же такое социально – коммуникативное развитие? Обратите внимание на экран.
Слайд 2
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопередживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 3
Из чего складывается социально – коммуникативное развитие? Рассмотрим модель на слайде.
Слайд 4
Основные виды деятельности детей, каковы они? Остановимся.
Слайд 5
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах деятельности:
Слайд 6
Остановимся на следующем слайде.
Слайд 7
Социально-коммуникативное развитие, рассмотрим, что оно в себя включает.
Слайд 8
Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Делятся на две группы: групповые-подгрупповые, и индивидуальные – подгрупповые. Рассмотрим их более детально и посмотрим, что они в себя включают. Внимание на экран.
Слайд 9
Совместную деятельность осуществляет педагог совместно с детьми. Через различные формы работы. Это и театрализованная деятельность, совместный труд, беседы, коллективные работы, и многое другое, как Вы видите на слайде.
Слайд 10
Рассмотрим в совокупности все три определения: технология, педагогическая и образовательная технология. Эти три составляющие во едины для нас.
Слайд 11
Говоря о педагогических и образовательных технологиях нашего сада могу привести следующие, которые дали толчок в развитии и их применении. Приведу на слайде. Обратите внимание.
Слайд 12
Многообразие используемых средств, методов и форм социального воспитания предопределяет гармонизацию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер социально-коммуникативного развития, обеспечиваемую в процессе участия ребенка в разных видах деятельности.
Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
Слайд 13
Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление обновления образования, в том числе и дошкольного, связанного не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
Слайд 14
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольников во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. Наша задача как педагогов использовать широкий спектр современных педагогических технологий для успешного коммуникативного и социального воспитания.
Слайд 15
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Слайд 16
Педагогический опыт показывает, чтобы разнообразить коммуникативное развитие нужно использовать ИКТ – технологии, а также и другие ЭОР (электронно-образовательные ресурсы). Схема представлена на слайде.
Слайд 17
Личностно-ориентированное воспитание? Что оно включает в себя?
Определение дано на слайде.
Задачи и формы организации также представлены на слайде. В виде таблицы.
Слайд 18
Портфолио – папка достижений. Или способ фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях человека, общности людей или организации. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития личностного роста, анализа и самоанализа.
Схема представлена на слайде.
Слайд 19
В завершении отметим самую важную социоигровую технологию.
В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Это умение самопрезентовать себя. А мы умеем себя презентовать? Очень важно, чтобы взрослые, работающие с детьми подавали пример в легкости общения, нахождения общих тем и поддержания разговора.
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...
Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...
Тема Самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий"
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даёт...
Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...