Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме: «Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам LEGO- конструирования»
методическая разработка (подготовительная группа)
В настоящее время педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «LEGO» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraovanie.docx | 58.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Шишигина И. Н. |
Актуальность темы:«Лучшая игрушка для ребенка будет та,которую он создал своими руками».
Джон Локк.
В настоящее время педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «LEGO» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. В нашем дошкольном образовательном учреждении LEGO - конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. Идея сделать LEGO -конструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла два года назад. Изучив теоретические и практические материалы, я пришли к выводу, что посредством использования LEGO -конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду. Основной целью является развитие у детей умственных и художественных способностей, а также специфических, наиболее значимых для дошкольника видов деятельности, среди которых очень большое внимание уделяется игровой и конструктивной деятельности. Главными направлениями умственного развития детей, являются: развитие воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности. Конструкторы LEGO сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений. Для эффективной организации занятий по LEGO -конструированию я организовала предметно-развивающая среду, где проводятся занятия с детьми. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование LEGO имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в детском саду и школе.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и уровня знаний, в формировании и развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам LEGO- конструирования
Задачи:
1.Повысить свой профессиональный уровень знаний, изучив литературу по данной теме (LEGO -конструирование).
2.Совершенствовать условия (РППС) для развития связной речи, используя современные направления.
3.Изучить и внедрить в практику методы и приемы знаний и умений по основам LEGO конструирования в детском саду
4.Обобщить полученные знания через представление своего педагогического опыта на методических мероприятиях
5.Повысить педагогическую компетентность семьи в вопросах развития с конструированием у детей старшего дошкольного возраста с опорой на схемы.образцы.
Ожидаемые результаты:
1.Повысится профессиональный уровень после изучения литературы по теме самообразования, презентация опыта на педсовете, ГМО, конференциях.участие в вебинарах, семинарах, (освоение новых технологий по LEGO конструированию )
2.У детей увеличится круг знаний об окружающем мире; появится желаниек техническому творчеству посредствам LEGO -конструирования. Придумывая интересные истории; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
3.Родители вовлечены в процесс технического творчества посредствам LEGO -конструирования.
4.Разработки применены на практике. Обогащение РППС
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно - ознакомительный):
-изучение литературы по данной теме самообразования;
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический):
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий):
- анализ результатов работы.
План работы над темой.
№ п/п | Содержание работы | Срок |
1 | Изучение литературыпо данной теме самообразования. | сентябрь |
2 | Анкетирование родителей. | сентябрь |
3 | Консультация для родителей на тему: «Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструирования | октябрь |
4 | Изучение и внедрение в практику работы одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию | октябрь-апрель |
5 | Консультация для воспитателей на тему: «Формирование и развитие творческих способностей детейдошкольного возраста по средствам» LEGO- конструирования » | декабрь |
6 | Отчет на Педагогическом совете. | май |
Работа с детьми
(Периодичность занятий: 2 раз в неделю длительность занятий – 30минут)
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ | МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ | |||
Сентябрь | 1.Путешествие по LEGO стране. | Закрепление полученных навыковв младшей группе. Повторение форм и цвета LEGO - деталей, варианты скреплений. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | |||
2. Конструирование по замыслу. | Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развивая творческую инициативу и самостоятельность. Ознакомление с конструкторами: LEGO CLASSIK, конструктор LEGO DAKTA. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
3.Построим две башенки разного цвета. | Обучение выполнять простейшую конструкцию –башенок,развивая зрительно моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваясь точности в процессе операционных действий | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы, объяснение, проблемные вопросы) Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки) | ||||
4.Строим детскую площадку. | Развитие воображения, творческого мышления, фантазии, зрительно-моторной координации при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий. | Наглядные (рассматривание иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность обыгрывание постройки). | ||||
5. Разные домики. | Обучение выполнять простейшие конструкции, закрепляя умения строить домики. Установить опоры и класть на них перекладины,развивая зрительно моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваясь точности в процессе операционных действий | Наглядные (рассматривание иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
6.Педагогическое наблюдение знаний и умений по LEGO-конструированию по методики Е.В Фешиной. | Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развивая творческую инициативу и самостоятельность. | Наглядные (рассматривание схем - иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы). Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки). | ||||
Октябрь | 1.Осенний урожай. Сад (Фрукты). Конструирование красивых ворот для «фруктового сада. | Развитие умения анализировать образец постройки – выделяя в нем функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины), называя и показывая детали конструктора, из которых эти части построены. | Наглядные (рассматривание схем - иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы и объяснение) . Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки). | |||
2. Здравствуй, лес! | Обучение строить маленькие елочки. Развитие способностей выделять форму, части дерева, цвет, творческого воображения. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки). | ||||
3.Деревья. | Обучение строить деревья. Ознакомление с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья. | Наглядные (рассматривание схем иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность обыгрывание постройки) | ||||
4.Грибное царство. | Обучение строить грибы по заданным условиям. Развитие способностей выделять форму, части (ножка, шляпка), цвет, творческого воображения. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
5.Знакомство с профессией фермера. Домик фермера. | Ознакомление с профессией фермера. Развитиетворческого воображения и закрепление полученных навыков строить дом для фермера, выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
6.Построим загон для коров. | Закрепление понятия «высокий», «низкий». Развитие творческого воображения и закрепление полученных навыков. | Наглядные (рассматривание схем иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность обыгрывание постройки). | ||||
7.Самостоятельное конструирование. | Обучение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называя ее тему, давать общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
8.Волшебные кубики. | Обучение и закрепление навыков конструирования построек снизу-вверх.Формирование бережного отношения к конструктору | Наглядные (рассматривание схем иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность обыгрывание постройки). | ||||
Ноябрь | 1.Скачут зайки на лужайке. | Закрепление умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора, используя конструктор «LEGO CLASSIK». | Наглядные (рассматривание схем иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность обыгрывание постройки). | |||
2.Животные зоопарка «Слон». | Ознакомление с животными зоопарка. Обучение навыкам конструирования слона, развивая умение выделять части, форму, размер цвет. | Наглядные (рассматривание схем иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность обыгрывание постройки). | ||||
3.Мой любимый цветок. | Обучение строить цветок из LEGOдупло - конструктора способом плоскостного моделирования Развитие творческого воображения | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
4.Разноцветные заборчики. | Обучение конструированию геометрических форм в знакомых объектах, самостоятельно подбирая детали по размеру (величине). Закрепление знаний о размере, высоте, цвете, свойствах (высокий - низкий). | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
5.Матрешка в гости нас зовет, И накормит, и споет. (Мебель для гостей). | Обучение в конструировании выделять знакомые образы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях, детей различать постройки по цвету, расширять навык различных построек из кирпичиков и кубиков. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
6.Мы в лесу построим дом. | Развитие творческого воображение. Обучение строить дом из LEGO -конструктора по образцу. Анализируя постройки (выделяя форму, величину, цвет деталей). | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
7.Пирамидка. | Обучение строить простейшие постройки. Формирование бережного отношения к конструктору. | Наглядные (рассматривание схем- иллюстраций, показ способа действия) Словесные (объяснение, проблемные вопросы) Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки) | ||||
8.Башенка. | Обучение строить простейшие постройки. Формирование бережного отношения к конструктору. | Наглядные (рассматривание схем - иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы и объяснение). Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки). | ||||
Декабрь | 1.Снежинки. | Формирование умениясоздавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | |||
2.Домик с дверью и заборчиком для Снегурочки. | Обучение конструированию домика с окошком/дверью из четырех кубиков и 2х кирпичиков. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
3.Самостоятельное конструирование. | Обучение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называя ее тему, давать общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем - иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы и объяснение). Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки). | ||||
4.Мельница. | Формирование понятия о мельнице. Развитие воображения, фантазии. Обучение конструированию вертушки для мельницы. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
5Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошка! (домик с окошком). | Обучение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называя ее тему, давать общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (просмотр учебного мульт- фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
6.Елочка нарядная на праздник к нам пришла. | Закрепление основного цвета «зеленого». Развитие способностей выделять форму, части дерева, творческого воображения. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
7.Игрушки для елки . | Развитие способностивыделению в предметах их функциональные части. Обучение создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором «LEGO DAKTA». | Наглядные (рассматривание схем - иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы, объяснение) Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки). | ||||
8.Горка для детей. | Развитиетворческой инициативы и самостоятельности. Закрепляя полученные навыки. Обучение обдумывать содержание будущей постройки, называя ее тему, давать общее описание. Воспитывая умение пользоваться одним набором деталей. | Наглядные (рассматривание схем - иллюстраций, показ способа действия) Словесные (чтение художественной литературы, объяснение) Практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки). | ||||
Январь | 1.Скамеечка для матрешки. | Обучение конструированию с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями. Формирование активности в процессе работы по образцу. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | |||
2.Цыпленок. | Обучение конструированию цыпленка, развивая умение выделять части, форму, размер. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесныет(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
3.Построим обувной магазин. | Ознакомление с основными частями конструкции магазина - стены, пол, крыша, окно, дверь, стеллажи, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга, используя детали конструктора «Строитель». | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
4.Мостик через речку. | Обучение конструированию мостика, точно соединяя строительные детали. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
5.Городской парк. | Обучение конструированию в коллективе макета парка, закрепляя полученные ранее навыки конструирования. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
6.Самостоятельное проектирование и конструирование. | Закрепление полученных навыков, обучая воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
Февраль | 1.Построим дорожку в зимний сад -красного цвета. | Закрепление полученных раннее навыков конструирования подбирая необходимые детали по величине и цвету. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | |||
2.Деревья–зимой. | Обучение строить деревья. Ознакомление с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
3.Заюшкина избушка. | Закрепление умения строить дома , мебель, развитие зрительно-моторной координации при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
4.В гости к Маше. | Формирование и расширение конструкторских уменийстроить мебель используя ранее полученные знания, развивая воображение, фантазию, запоминая название предметов мебели. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
5.Конструирование фигуры человека. Мальчик. | Ознакомление с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры с помощью конструктора «LEGO CLASSIK». . | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации. | ||||
6.«Я и моя мама» Моделирование фигур людей. | Обучение анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры. Ознакомление с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками) , эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации. | ||||
7..Военная техника - Самолет. | Обучение навыкам конструированию самолета, стимулируя самостоятельные действия в работе, воспроизводя сооружение в соответствии с поэтапной графической моделью, определяясостав конструктивных деталей, особенности их формы, размера и расположения. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации. | ||||
8.Пожарная машина. | Ознакомление с профессией пожарного.Закрепление полученных раннее навыков конструирования создавая простейшую модель пожарнаямашина. Выделяя основные части и детали. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
Март | 1.LEGO – город. | Обучение, конструированию коллективного макета города закрепляя полученные ранее навыки конструирования. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | |||
2.Радуга. | Обучение конструированию радуги. Формирование умения анализировать объект, выделяя в нём основные части и детали, их составляющие, определять их размеры, форму, пространственные отношения частей, определяя их назначение. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации | ||||
3.Цветок для мамы. | Обучение конструированию цветка. Формируя умение анализировать объект, выделяя в нём основные части и детали, их составляющие, определять их размеры, форму, пространственные отношения частей, определяя их назначение. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
4. Утенок. | Обучение, конструированию утенка, развивая умение выделять части, форму, размер | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
5.светофор. | Ознакомление со светофором. Формирование знаний детей о правилах дорожного движения и проезжей части города | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки ,моделирование ситуации). | ||||
6.Продолжение знакомства со светофором. | Продолжение ознакомление со светофором. Формирование знаний детей о правилах дорожного движения и проезжей части города | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки ,моделирование ситуации). | ||||
7.Мебель для комнаты. | Ознакомление с профессией дизайнер. Развивая дизайнерские и конструкторские способностианализируя образец, сравнивая предметы по длине и ширине, выделяя в предметах их функциональные части. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
8.Печка. | Ознакомление с русской печкой. Развитие воображения, фантазию. Обучение конструированию печки из конструктора. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
Апрель | 1.Кораблик. | Ознакомление с профессией моряк. Рассказывание о кораблях. Обучение конструированию более сложных построек.Развитие внимания, навыков конструирования. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | |||
2.Поезд. | Закрепление навыков конструирования транспортных средств. Формирование понятий величина и цвет. Формирование желания рассматривать работы и оценивать их. | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия) Словесные(проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная деятельность). | ||||
3.Ракета. | Обучение конструированию ракеты. Развитиезамысла в процессе развертывания конструктивной деятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
4.Космический центр. | Обучение конструированию заранееобдумывая содержание будущей постройки, называя ее тему, давая общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
5.Волшебные рыбки. | Обучение конструированию рыб по образцу из конструктора. Закрепление представлений детей об аквариумных обитателях, растениях, внутреннем дизайне. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
6.Морская черепашка. | Обучение конструированию морской черепахи по образцу из конструктора. Закрепление представлений детей об аквариумных обитателях, растениях, внутреннем дизайне. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
7.Встречаем птиц. | Обучение конструированию птицыпо образцу из конструктора«LEGO CLASSIK». | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
8.Строим скворечник для птиц. | Закрепление конструирования домиков с окошком/дверью. Развитие мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, памяти. Побуждая к созданию новых вариантов уж знакомых построек. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
Май | 1.Моделирование бабочки. | Продолжаем обучению обследовать образец, развивая способность к его целостному восприятию. Отрабатывая умения, обеспечивающие выделение присущих образцу признаков и свойств, формируя на этой основе обобщённые представления о конструируемом объекте. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | |||
2.Самостоятельное проектирование и конструирование . | Закрепление полученных раннее навыков конструирования. Развитиетворческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
3. Лабиринт. | Закрепление полученныхраннее навыков конструирования.Развитие творческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
4.Мы едем, едем, едем! Конструирование кроткого красного и длинного зеленого поезда. | Закрепление в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (длинный зеленый поезд – короткий красный поезд). Закрепление цветов: красный и зеленый. Развитие воображения, памяти, образного мышления. Обучение самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
5.Грузовая машина. | Закрепление полученных раннее навыков конструирования создавая простейшую модель грузовой машины, выделяя основные части и детали. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
6.Построим дом любимым игрушкам. | Закрепление полученных раннее навыков конструирования.. Развитиетворческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
7.Все работы хороши. | Ознакомление с разными профессиями (врач, полицейский, дворник). Обучение конструированию человечков учитывая ихособенности внешнего вида. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
8.Качели. | Обучение конструированию заранее обдумывая содержание будущей постройки , давая ей общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации). | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Взаимодействие с родителями | ||||||
сентябрь | Виртуальная экскурсия. Знакомство с историей возникновения фирмы LEGO Цель: ознакомление родителей с историей возникновения фирмы LEGO | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
октябрь | Консультация - «Роль LEGO - конструирования в жизни ребенка 5-7лет» Цель:формирование педагогической грамотности родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
ноябрь | Индивидуальные беседы-«От простого к сложному». Цель: ознакомление родителей с технологическими картами для постройки различных конструкций из LEGO. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
декабрь | Привлечение родителей к изготовлению картотеки дидактических игр по LEGO -конструированию Цель: привлечение родителейк изготовлению картотеки дидактических игр по LEGO -конструированиюдля развития конструкторских способностей. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
Январь | Консультация для родителей «LEGO конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста» Цель:ознакомление родителей сфактор развития одаренности детей дошкольного возраста с помощьюLEGO конструирования. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
февраль | Мастер-класс «Игры в LEGO вместе с детьми» Цель:привлечение родителей к сотрудничеству, и нестандартной форме работы по конструированию. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
март | Пополнение LEGO-центра группы Цель:привлечение родителей к пополнениюLEGO -центра группы. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
апрель | Папка-передвижка «Дети и робототехника» Цель:информирование родителей о конструировании простых и сложных механических моделей, развивая познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей. | Воспитатель: И.Н.Шишигина | ||||
май | Оформление фотовыставки «Чему мы научилиськонструировать из LEGO». Цель:укрепление сотрудничества , доброжелательного взаимодействия между родителями, детьми и педагогом. Способствуя развитию интереса к совместной деятельности. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
Взаимодействие с педагогами | ||
сентябрь | Консультация-«-LEGO конструирование в ДОУ» Цель:информирование педагогов о «LEGO -конструирование»в условиях детского сада. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
октябрь | Буклеты -«LEGO -конструирование в ДОУ» Цель:информирование педагогов о «LEGO -конструирование»в условиях детского сада. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
ноябрь | Семинар - «Виртуальная экскурсия. Знакомство с историей возникновения фирмы LEGO и -LEGO конструктором». Цель:укрепление сотрудничества, доброжелательного взаимодействия между педагогами, формируя знания об истории создания фирмы LEGOи LEGO -конструкторов. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
декабрь | Посещение курсов переподготовки педагогов по LEGO -конструированию. Цель: обучение всестороннему развитию посредством занимательной игры с LEGO – конструктором. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
январь | Обеспечение ДОУ методической литературой по «LEGO -конструированию и работа технике». | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
февраль | Презентация опыта на педсовете, ГМО Цель:содействие педагогов к техническому творчеству, вразностороннемразвитии детей. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
март | Выставки совместных работ педагога и детей Цель: привлечение педагогов к изготовлению творческих работ совместно с детьми для выставки -конкурсных построек. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
апрель | Папка-передвижка «Дети и робототехника» | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
май | LEGO БУКЛЕТ « Интеграция LEGO технологий в ДОУ» Цель: ознакомление педагогов с инструкцией по применению LEGO- конструктора. | Воспитатель: И.Н.Шишигина |
Результативность:
Внедрение «LEGO -конструирование» позволяет осваивать инновационные формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества дошкольного образования.
Прогнозируемые результаты:
1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2.Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
3.Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
4.Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
ЛИТЕРАТУРА:
1 .Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. № 4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006.
2.Безбородова, Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
3.Бедфорд, А. Большая книга Lego: Алан Белфорд, [Текст]: перевод с английского Игорь Лейко. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 256 с.
5.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, Дьяченко, О.М. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
6.Виноградова, Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
7.Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
8.Емельянова, И.Е. Развитие одарѐнности детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования и компьютерно-игровых комплексов [Текст]: учеб.метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.8.
9..Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. – Всерос. Уч.-метод. центр образоват. робототехники [Текст] / М.С. Ишмакова. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска». – 2013. – 100 с.
10.Комарова, Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) [Текст] / Л.Г. Комарова. –М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г.- 88 с.:
11.Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст]: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. иперераб. / Л.В. Куцакова. – М.ТЦС Сфера, 2014. – 240 с. – (Программы ДОУ)
12. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-ировой деятельности у детей с помощью LEGO [Текст]: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 23 с.
13. Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: http://фгос-игра.рф/
14 .Селезнѐва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр LEGOтека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
15 .Сидорова, А.А. Как организовать проект с дошкольниками [Текст] / авт.-сост. А.А. Сидорова. – М: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. Симонова, В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по LEGO-конструированию [Текст]: Методическое пособие. / В.Г. Симонова. – Ульяновск, 2009. – 36 с.
16 .Фешина, Е.В. LEGO конструирование в детском саду [Текст]: учеб.метод. пос. / Е.В. Фешина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 c.9
Педагогическое наблюдение знаний и умений по Лего-конструированию на основе диагностической
методики Е.В.Фешинойдетей подготовительной группы.
Критерии оценки показателей:
Высокий уровень – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога;
Средний уровень – выполняет с помощью взрослого;
Низкий уровень – затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.
Сентябрь2022 г. | |||||||||
№ И.Ф. ребенка | Умение детей называть цвет и форму детали конструктора | Умение детей называть детали, переводит в плоскость (геометрические фигуры) и обратно | Умение детей правильно скреплять Деталиконструктора | Умение детей правильно конструировать поделку по замыслу | Умение детей правильно конструировать поделку по образцу | Умение детей правильно конструировать поделку по схеме | Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам | Умение детей рассказать о своей постройке | итог |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
15. | |||||||||
16. | |||||||||
17. | |||||||||
18. | |||||||||
19. | |||||||||
20. | |||||||||
21. | |||||||||
22. | |||||||||
23. | |||||||||
24. | |||||||||
25. | |||||||||
26. | |||||||||
27. | |||||||||
28. |
Начало года:
Высокий уровень –
Средний уровень –
Низкий уровень-
май | |||||||||
№ И.Ф. ребенка | Умение детей называть цвет и форму детали конструктора | Умение детей называть детали, переводит в плоскость (геометрические фигуры) и обратно | Умение детей правильно скреплять детали конструктора | Умение детей правильно конструировать поделку по замыслу | Умение детей правильно конструировать поделку по образцу | Умение детей правильно конструировать поделку по схеме | Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам | Умение детей рассказать о своей постройке | итог |
1.Анна.И. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
15. | |||||||||
16. | |||||||||
17. | |||||||||
18. | |||||||||
19. | |||||||||
20. | |||||||||
21. | |||||||||
22. | |||||||||
23. | |||||||||
24. | |||||||||
25. | |||||||||
26. | |||||||||
27. | |||||||||
28. |
Конец года:
Высокий уровень –
Средний уровень –
Низкий уровень-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...
Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"
Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...
Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”
laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....
Самообразование по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в органи...
Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования»
Цель: создание условий для формирования творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования. Задачи:- познакомить дошкольников с элементами...
Консультация для педагогов «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для ...