План саморазвития "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO – конструирования»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Работа представлена для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sam_2022.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития
2022 -2023уч.г.
Устюжаниной О.Л.
Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO – конструирования»
Цель работы: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования
Задачи:
Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию
Образовательные: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.
Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в пространстве. Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость, желание включаться в творческую активность. Задачи для воспитателя:
- повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования LEGO-конструктора в процесс обучения и воспитания; - создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к LEGO-конструктору с учетом требований ФГОС;
- формировать у родителей и педагогов значимости конструирования;
- формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;
- разработать и составить конспекты занятий с использованием LEGO-конструктора;
- разработать программу работы с детьми;
- создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников;
- создать условия для формирования предпосылок творчества дошкольников; - создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно - теоритический: сентябрь – октябрь 2022г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2023г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2023г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Основные вопросы: - изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию (история возникновения LEGO-конструирования); - актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками; - цели и задачи LEGO-конструирования в обучении детей дошкольного возраста; - этапы работы по введению LEGO-конструирования в образовательную деятельность детей дошкольного возраста; - группы умений, формируемые конструированием; - особенности LEGO-конструирования для детей дошкольного возраста; - роль родителей в деятельности детей по конструированию; - практическая реализация программ по LEGO-конструированию; - изучение педагогический опыт других педагогов; - внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
✓ умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
✓ овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;
✓ умение активизировать творческие способности и умения;
✓ распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты;
✓ применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
У детей сформируется:
✓ творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
✓ социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;
✓ повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для работы с LEGO конструкторами:
-Игровое LEGO оборудование.
Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса LEGO-конструирования и робототехники в ДОУ.
- литература по робототехнике и конструированию;
Участие в мини педсовете по теме: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO конструирование.
Выступление по теме «Развитие технических способностей в мире технологий». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.
Разработка методических материалов для работы.
-Мастер-класс «Лего страна – наша игра!»
-Семинар-практикум для педагогов «Учусь, играя»
-Консультация для родителей «Мы дети технологий»
-Практические занятия согласно планированию программы «lego - Конструирование и робототехника в доу – шаг к техническому творчеству» Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.
- Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения рабочих зон по работе с LEGO конструкторами.
Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.
План, образовательные проекты, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал. Проведение конкурсов.
- «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями), - «Фото - стенд моих построек». Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада.
Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по LEGO-конструированию и робототехнике.
-Развлечение «В гости к Lego мы идем!»
-Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет. Организация сетевого взаимодействия.
Мероприятия с детьми: - Образовательная деятельность с применением конструкторов LEGO.
Мероприятия с родителями:
- Семинар-практикум для родителей «Детское техническое творчество» -Презентация "Конструкторы нового поколения "
- Совместное занятие (дети и родители) «Мы сами с усами»
Мероприятия с педагогами:
-Презентация «LEGO-конструирование».
Мастер-класс «Недалекое будущее».
Нормативно-правовая база
• 1. Конвенция о правах ребенка.
• 2. Закон «Об образовании в РФ».
• 3. Семейный кодекс РФ.
• 4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
• 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Актуальность темы самообразования:
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как Лего – конструирование. Этот вид деятельности способствует развитию умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира; формируется самостоятельность, мышление, творчество, художественный вкус; ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели); коммуникативные умения. Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
учить конструированию с использованием Лего-карточек;
запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
Базовые идеи Лего-технологии:
от простого к сложному;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
созидательность и результативность;
развитие творческих способностей;
комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:
«Найди деталь, как у меня»;
«Построй с закрытыми глазами»;
«Найди такую же постройку, как на карточке»;
«Разложи по цвету»;
«Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).
Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик — это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.
Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.
Для достижения поставленных задач использовались такие формы организации обучения как:
1. «Конструирование по образцу» - заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.
2. «Конструирование по замыслу» - обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.
3. «Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам» - из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов.
4. «Конструирование по модели» - из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель.
Занятия по ЛЕГО - конструированию помогают детям войти в мир социального опыта, у детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Занятия конструированием способствуют разностороннему развитию дошкольников, позволяют стимулировать интерес и любознательность детей, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить словарный запас.
В план занятий, включены такие темы, как «Овощи», «Транспорт», «Мой дом», «Лесные животные» и другие. В центре конструирования организуются выставки, в которых представлены работы детей.
В процессе конструкторской деятельности совершенствовались элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри) используя схемы и чертежи; дети учились анализировать постройки, рисунки, выделяя основные части, функциональное назначение; учились создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу; обыгрывали их, придумывали различные игровые сюжеты.
Дети с большим интересом используют полученные знания и умения на занятиях и в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! «Конструирование по замыслу» | Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с конструкторами: LEGO CLASSIK |
«Башня» | Закреплять навыки, полученные в младшей группе и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | |
«Мостик» | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, выкладывать их друг на друга. | |
Октябрь | «Красивые рыбки» | Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей. |
«Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее название. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Ноябрь | «Улитка» | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, внимание, мышление. |
«Большие и маленькие пирамидки» | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережному отношению к конструктору. | |
День Матери «Я и моя мама» Моделирование фигур людей | Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы их соединения». Закреплять понятия «длинный – короткий». Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры с помощью конструктора «LEGO CLASSIK». Воспитывать желание трудиться. | |
Декабрь | «Лесной домик» | Учить строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. |
«Мебель» | Развивать способность выделять в реальных предметах на функциональные части. Учить анализировать образец. | |
«Русская печь» | Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. | |
Январь | «Загон для коров и лошадей» | Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. |
«Грузовик» | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора. | |
«Дом фермера» | Учить строить большой дом для фермера. Развивать воображение, фантазию. Учить доводить начатое дело до конца. | |
Февраль | «Знакомство со светофором» | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования |
«Робот» | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструирования. | |
День защитников Отечества. «Самолет» | Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. | |
Март | «Дом, в котором мы живем..» | Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Формировать умение строить крышу «лесенкой». Воспитывать умение работать в коллективе. |
Мой город. «Мы едем в зоопарк» | Вспомнить основные виды городского транспорта. Формировать умение строить автобус. Воспитывать желание строить и обыграть постройку. | |
«Слон» | Учить строить слона. Знакомить с обитателями зоопарка | |
Апрель | День космонавтики. «Ракета, космонавты» | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. |
«Корабли» | Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. | |
«Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее название. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Май | «Разные профессии» | Рассказать о некоторых профессиях ( фермер, доярка, повар, водитель) |
«Любимые сказочные персонажи» | Развивать фантазию и воображение. Развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; передавать характерные черты. | |
«Творческое конструирование по замыслу» | Развивать воображение , память и внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умение обыгрывать постройку. Воспитывать умение работать в коллективе. |
Лего-конструирование можно назвать многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать детей что-то новое и полезное; развивать у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развивать воображение и творческое мышление дошкольников.
Используемая литература
1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.
2. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»
3. Сайт http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/26/issledovatelskaya-rabota-konstruktor-lego.
4. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/lego-proekt-detskii-sad-buduschego-zaschita-lego-proekta-i-fototchet.html .
7. Сайт dohcolonoc.ru/. v. /9528-proekt-po-lego-konstruirovaniyu-terentij-teterev.html.
8. Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с. 9. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с.
Конспект занятия по лего-конструированию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие на цветочную поляну».
Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.
Задачи: развивать у детей воображение, внимание, память; развивать у детей творчество; развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего- конструктора; учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование; развивать умение располагать фигуру на плато; развивать умения работать индивидуально; учить получать радость от результатов работы.
Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации изображением цветов.
Ход занятия Дети под музыку входят в зал. Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку. (звучит музыка М. Старакадомский – С.Михалков «Весёлые путешественники») Звучит музыка «Шумы – птицы в лесу».
Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается! (звучит классическая музыка, появляется Фея цветов)
Фея цветов: Здравствуйте, ребятки! Я – Фея цветов! Я очень рада на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?
Педагог: Мы с ребятками гуляли и заблудились. И теперь мы не знаем, Как выбраться из твоей прекрасной поляны.
Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.
Педагог: Какие задания Фея?
Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов. (фея достаёт из корзинки цветы, дети называют)
Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята ещё знают стихи про цветы. (дети читают стихи)
Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой-то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?
Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем. Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО! Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?
Дети: Да!
Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего. (дети садятся за столы)
Педагог: Если б в поле расцветали только белые цветы. Любоваться бы устали ими скоро я и ты. Если б в поле расцветали только жёлтые цветы, мы б с тобой скучать бы стали от подобной красоты! Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и жарки! У ромашки белый цвет, у гвоздики – красный. Цвет зелёный у листвы, это так прекрасно! Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на …. (плата!))
Пальчиковую гимнастику:
Вырос высокий цветок на полянке, (ручки у детей вперёд поднимаем)
Утром весенним раскрыл лепестки. (ладони раскрыли).
Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками)
Дружно дают под землёй корешки. (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками).
Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (дети выбирают образцы) Педагог раздаёт детали. Дети приступают к работе (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.
Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.
Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (дети отвечают «ЛЕГО»). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка, по которой надо идти!
Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...
Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"
Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...
Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”
laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....
Самообразование по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в органи...
Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования»
Цель: создание условий для формирования творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования. Задачи:- познакомить дошкольников с элементами...
Практикум «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO конструирования»
Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работа...