ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
учебно-методический материал
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.В. Сухомлинский
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016годы». Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».
Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.
Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре – одна из основных задач дошкольного воспитания
Способов и путей в решении поставленной задачи много, но я отдала предпочтение народным играм. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, полоролевая принадлежность. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для дошкольников.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.
Поэтому цель моей работы: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя русские народные игры.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
- Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре;
- Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры;
- Обогащать представления детей о русских традициях, о русском фольклоре;
- Поддерживать детскую инициативу к проявлениям эстетических чувств;
- Развивать выразительность в передаче образов, в прочтении закличек, считалок и т.п;
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Формировать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, доверительные отношения между детьми и взрослыми
В основу работы легли следующие принципы:
• Принцип индивидуального подхода: максимальное учитывание индивидуальных физических, психологических особенностей ребёнка и создание наиболее благоприятных условий для их развития.
• Принцип гуманизации: построение содержания, методов и форм занятий физическими упражнениями в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов.
• Принцип развивающего обучения: построение занятий от простого - к сложному.
• Принцип систематичности: регулярное, последовательное формирование у дошкольников знаний, умений и навыков двигательного поведения, согласно адекватных особенностей их развития в периоды младенчества, раннего и дошкольного возраста;
• Принцип наглядности: активизация зрительного анализаторов ребенка для формирования у ребенка представлений об осваиваемых движениях.
• Принцип деятельного подхода: активизация слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов ребенка для вовлечения в активную деятельность.
С целью реализации задач были разработаны:
- Перспективный план с использованием народных игр. (Приложение № 1)
- Развлечения и праздники на основе народных игр с использованием стандартного и нестандартного оборудования (Приложение № 2)
- Консультации для родителей (Приложение 3)
План работы включает интегрированный материал - это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно-обрядовые праздники познавательные проекты, а также знакомство ребят с традиционными народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях.
Мною широко используются русские народные игры в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
В своей работе я придаю большое значение обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому использую эмоционально-образные средства, подключаю интерес, воображение, активность.
Элементы предстоящей игры включаюм в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток в непосредственно образовательную деятельность. Стараюсь раскрыть сюжетную линию народной игры, показываю иллюстрации, рассказываю о предметах, используемых в этих играх, национальных обычаях, знакомлю с текстом игры. Иногда кратко рассказываю о сюжете игры, поясняя роль, диалог.
Условно-игровая форма организации русских игр особенно развивается в играх, отражающих отношение человека к природе.
Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, использую зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки - то есть всю художественную прелесть, ценнейший игровой фольклор. Например, «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду», или «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води ».
Это помогает быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего. Объясняя новую игру, часто используем сундук-игротеку. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры «Городки», волчок, биты, скакалки, юла, мишень, камушки, и другое. С помощью сундука мы знакомим ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек совершенствуют национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного и устойчивого отношения к родной стране. Мы предлагаем игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность и другие. Этот прием дает богатый материал для воспитания детей. Разучиваем народные игры и хороводы (водящие только «девицы») и (только «хлопчики»), связанные текстом игры, любуются или наоборот показывают свою удаль.
Эти игры уникальны тем, что способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают их личностные качества, ведут к импровизации. Впечатления после таких игр очень глубоки и эмоциальны.
Итог нашей работы, нашёл отражение в православных праздниках, проводимых в детском саду: «Богатыри земли русской», «Праздник Покрова», «Рождество», «Пасхальный звон», «Масленица»; сезонных игровых праздников: «Осенние гуляния», «Русские игрища».
Наши дети научились проявлять интерес к традициям русского народа, играть в русские народные игры и организовывать их совместно со сверстниками и взрослыми.
Практика показала, что играя, дети учатся с удовольствием. Игры, дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Литература
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Приобщение дошкольников к народной культуре через подвижные игры
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...
Статья : ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Роль подвижной игры в развитии дошкольника...
Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".
Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...
Приобщение дошкольников к народной культуре через подвижные игры
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии...
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...
Презентация: Приобщение дошкольников к народной культуре через подвижные игры.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...