Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
консультация

Курмахина Надежда Александровна

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие об¬щеобразовательной практики способствует проявлению твор¬ческого, инновационного потенциала всех работников систе¬мы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная ком¬петентность, в основе которой лежит личностное и профес¬сиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс об-новления образования организуется людьми. Следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффек¬тивней, в какой мере организаторы инновационной деятель-ности опираются на достижения науки и потребности обще¬ства. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и пе¬дагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреж-дение, инновационные преобразования приобретают систем¬ный характер. Созданы новые типы, виды и профили до¬школьных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-обра¬зовательного процесса, ориентированного на индивидуаль¬ность ребенка и запросы его семьи. Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозмож¬ны без качественного изменения системы повышения квали¬фикации. Инновационная деятельность — это особый вид педаго¬гической деятельности. Его рассмотрению и изучению посвя¬щен специальный семинар, который проводится в Москов¬ском институте открытого образования на кафедре «Педагоги¬ка и методика дошкольного образования» по многочисленным просьбам заведующих, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений. ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ? Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.) Новый — впервые созданный или сделанный, появивший¬ся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь откры¬тый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоя-щему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Оже¬гов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.) Нововведение (инновация) — комплексный процесс созда¬ния, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новше¬ства для удовлетворения человеческих потребностей. (Полон¬ский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-спра¬вочник. М., 1995.) Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.) Новшество — это именно средство (новый метод, методи¬ка, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства. В целом под инновационным процессом понимается комп¬лексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Уп¬равление развитием школы. М., 1995.) Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Участники инновационного процесса всегда должны по¬мнить, что новое: добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; • носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии. Новое может выступать в разных формах: • принципиально неизвестное новшество (абсолютная но¬визна); • условная (относительная) новизна; • «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), фор¬мальная смена названий, заигрывание с наукой; • изобретательские мелочи. Типы нововведений также группируются по следующим ос¬нованиям. 1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс: • в содержании образования; • в формах, методах воспитательно-образовательного процесса; • в управлении ДОУ. 2. По масштабам (объему) преобразований: • частные, единичные, не связанные между собой; • модульные (комплекс частных, связанных между со¬бой); • системные (относящиеся ко всему дошкольному учреж¬дению). 3. По инновационному потенциалу: • усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); • новое конструктивное соединение элементов существу¬ющих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); • радикальные инновации. 4. По отношению к предшествующему: • новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); • прекращение использования формы работы, отме¬на программы, технологии (отменяющее нововве¬дение); • освоение нового вида услуг, новой программы, тех¬нологии (открывающее нововведение); • ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже исполь¬зовавшегося в системе дошкольного воспитания и об-разования. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Потребность в инновациях возникает тогда, когда появля¬ется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведени¬ями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедический словарь определяет разви¬тие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются ру¬ководителем на основе закономерностей и направлены на до¬стижение конкретных целей. Например, коллектив хочет изменить организацию рабо¬ты с детьми, используя новую технологию, ориентирован¬ную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого ру-ководитель приобретает литературу по данной проблеме; орга¬низует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д. Однако нередко дошкольные учреждения берутся за вве¬дение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, на¬сколько педагоги подготовлены к их восприятию. Каждый педагогический коллектив имеет право на инно¬вационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организа¬ции нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Заведующий должен определить перспективу развития сво¬его учреждения с учетом социального заказа общества и чет¬ко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педаго¬гического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к пред¬лагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов: 1. считаю бесполезным; 2. есть сомнения в необходимости использования; 3. есть сомнения в возможности применения; 4. есть интерес; 5. есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике; 6. затрудняюсь ответить; 7. свой ответ. Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, по¬зволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может счи¬таться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда оценивалось высоко. И хотя, руковод¬ствуясь нормативными документами, заведующий определя¬ет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека. Вот несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога в коллективе. 1. Степень ответственного отношения к делу. 2. Мотив педагогической деятельности: призвание — ста¬рание — случайность. 3. Приоритеты в организации работы: поиск нового — на¬бор известных приемов. 4. Отношение детей: любовь — уважение — боязнь. 5. Отношение родителей: уважение — неприятие — «ни¬какое». 6. Отношение коллектива: стремление к лидеру — ровное — отчуждение. 7. Кругозор. 8. Воспитанность: тактичность — низкая культура — кон¬фликтность. 9. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен — участву¬ет — отмалчивается. 10. Степень профессиональной открытости: охотно делит¬ся опытом (часто проводит открытые уроки) — после уговоров — иногда. 11. Моральные правила: принципиальность — невмешатель¬ство — игра в «правду». 12. Чувство юмора. 13. Коммуникабельность: открытость — сдержанность — «все в себе». Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в коллективе. В свою очередь предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность. Он должен: 1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых; 2. быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий; 3. твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сфор¬мулировать, к каким результатам приведет ее реализация; 4. уметь донести свои идеи до коллег таким образом, что¬бы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить; 5. иметь в коллективе группу единомышленников; 6. мыслить категориями успеха. Но самое важное заключается в умении руководителя вы¬делить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нуж-но четко сформулировать ответы на следующие вопросы: • что мы имеем, каких результатов достигли; • что нас не удовлетворяет в работе; • что мы хотим изменить в соответствии с новыми требо¬ваниями и какие результаты хотим получить. В развивающемся ДОУ все изменения (в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного про¬цесса с детьми, во взаимодействии с родителями и т.д.) на¬правлены на достижение конкретных целей и должны при¬водить к качественно новым результатам работы. Планирование и организацию необходимо сделать более гибкими и позволяющими приобщить к делу каждого сотруд¬ника, активно включить в педагогический процесс Педаго¬гам, родителям предлагается внести свои предложения в пла¬нируемый проект. Вводится режим самоконтроля, самооценки и профессио¬нальный контроль специалистов за конечными результатами (психологи наблюдают за психическим развитием детей; ме-тодист, врач, медицинская сестра — за здоровьем детей и их физическим развитием; логопед, дефектолог - за результа¬тами коррекционной работы и т.д.). Развитие охватывает все стороны деятельности учрежде¬ния, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом. Можно выделить важные признаки развивающихся учреж¬дений, организаций: 1. коллектив организации сам выделяет проблемы и раз¬решает противоречия; 2. культивируется инициатива; 3. поощряется ответственность; 4. одобряется способность определять приоритетные за¬дачи; 5. ценится умение организовать себя и своих коллег на ре¬шение актуальных задач. При этом основная функция современного детского сада — целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения. Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на инди¬видуальное развитие в соответствии со своими потребностя¬ми, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспе¬чивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив рабо¬тает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, орга¬низует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей. Переводу дошкольного образовательного учреждения в ре¬жим развития служат: • концепция и программа развития детского сада; • моделирование воспитательно-образовательного процес¬са как системы, помогающей саморазвитию личности; • проведение в учреждении инновационной, эксперимен¬тальной или Опытной работы; • сплоченный общностью цели коллектив — дети, педа¬гоги, родители; • организация оптимальной системы внутрисадовского контроля и самоуправления; • система эффективной научно-методической деятельно¬сти; • материально-техническая база, достаточная для форми¬рования оптимальной предметно-развивающей среды; • набор альтернативных образовательных услуг в соответ¬ствии с интересами и запросами детей и родителей. Рассмотрим основные направления развития столичного об¬разования, являющиеся своеобразным ориентиром в иннова¬ционной деятельности. 1. Ориентация системы образования на интересы личности ребенка. Максимальный учет индивидуальных особенностей детей (врожденных и приобретенных в процессе воспитания и обучения). Создание педагогических систем для детей, тре-бующих специализированных форм обучения и воспитания. (Одаренные дети, дети с повышенной мотивацией к обуче¬нию и способные дети; дети, социально не защищенные; дети с девиантным поведением; дети с задержками и откло¬нениями в развитии; дети с ослабленным здоровьем и дети-инвалиды.) Развитие системы этнокультурного образования, создание условий для диалога культур, учет разных конфес¬сий. Переосмысление роли и дальнейшее развитие дополни¬тельного образования, выполняющего важные функции обу¬чения и воспитания. 2. Решение комплекса проблем воспитания детей, рассмот¬рение их как приоритетных и первоочередных. Консолидация городского сообщества в интересах детства. Объединение уси¬лий учреждений общего среднего, профессионального и до¬полнительного образования, науки, культуры и здравоохра¬нения, физкультуры и спорта, творческих союзов, средств массовой информации и широкой общественности с целью разработки новых, более эффективных воспитательных тех¬нологий. 3. Обновление содержания образования. Тщательный отбор минимально необходимого содержания образования. Форми¬рование новой культуры, позволяющей человеку эффективно работать с компьютером. Уделение особого внимания эстетическому воспитанию, проблемам готовности детей к школь¬ному обучению. Уточнение задач, которые должны решать педагоги, работающие в ДОУ с детьми пятилетнего возраста. Разработка принципиально новых методов (по сравнению с тестированием) оценки готовности детей к школе. Создание групп кратковременного пребывания детей в ДОУ разной на¬правленности. 4. Введение комплекса социальных, экономических, правовых и организационно-управленческих мер по поддержке развития образования, в том числе инновационной и экспериментальной деятельности. Развитие форм многоканального финансирования образования за счет: • бюджета города; • финансовой поддержки префектур и районных управ; • инвестиционной программы Правительства Москвы; • благотворительных программ и организаций; • попечительских советов и средств родителей. Возрождение отечественной индустрии материально-тех¬нического обеспечения образования, создание системы раз¬работки, производства и распространения средств обучения (учебно-методическая литература, наглядные пособия, тех¬нические средства обучения, компьютеры и т.д.). Широкое вовлечение общественности в управление образованием, со¬здание ассоциаций работников науки, культуры и образова¬ния, внебюджетных фондов развития образования, попечи¬тельских советов и т.д. 5. Существенное повышение роли педагогической науки. Ак¬тивное сотрудничество с институтами Российской академии образования, Российской академией наук, Российской акаде¬мией медицинских наук, столичными вузами. Разработка ме-тодов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации. Подготовка профессиональ¬ных кадров для различных педагогических систем. Повышение психологической квалификации педагогов и управленцев. 6. Создание условий для расширения внедрения информа¬ционных технологий в учебный процесс, формирование у нового поколения способности к самостоятельному поиску, сбору, организации и передаче информации. 7. Многоуровневое изучение образовательных запросов на¬селения столицы. Проведение регулярных социологических опросов основных категорий потребителей образовательных услуг (учащихся, выпускников, родителей, работодателей) с целью оптимизации, совершенствования работы учрежде¬ний образования города. 8. Совершенствование работы методической службы горо¬да. Оказание педагогу постоянной методической поддержки. Анализ и прогнозирование многоуровневой образовательной системы города. Поддержка, стимулирование главного внут¬реннего источника развития системы образования — иннова¬ционной активности педагога. КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тра¬тить времени на открытие уже известного. Г. К. Селевко дает классификацию педагогических техноло¬гий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспита-ния и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку. Авторитарные технологии. Педагог — единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини¬циативы и самостоятельности учащихся, применением тре¬бований и принуждения. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр об¬разовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее разви¬тия, реализации ее природных потенциалов. Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всесторон¬него уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равен¬ство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Технологии свободного воспитания делают акцент на предо¬ставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осу¬ществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к ре¬зультату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воз¬действия. Способ, метод, средство обучения определяют разные тех¬нологии: догматические, репродуктивные; объяснительно-ил¬люстративные, программированного, проблемного, развива¬ющего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и другие. Большой класс современных технологий определяется со¬держанием модернизаций и модификаций, которым подвер¬гается существующая в них традиционная система. Это техно¬логии на основе: • гуманизации и демократизации педагогических отноше¬ний; • активизации и интенсификации деятельности учащихся; • эффективности организации и управления процессом обучения; • методического усовершенствования и дидактического ре¬конструирования учебного материала. Технологии, использующие методы народной педагогики, опирающейся на естественные процессы развития ребенка, а также альтернативные («Вальдорфская педагогика» Р. Штейнера и др.). Педагогика сотрудничества, по мнению Г.К. Селевко, — одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Сотрудничество — это совместная развивающая деятель¬ность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, про¬никновением в духовный мир друг друга, совместным анали¬зом хода и результатов этой деятельности. В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них — гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокуп¬ности качеств личности, источник многих инновационных идей. Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педа¬гогических отношений, включающие в себя: • любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; • веру в ребенка; • мастерство общения; • отсутствие прямого принуждения; • терпимость к детским недостаткам; • признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения; • особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а органи¬зовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу вы-бора. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обращение к анализу проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки тео¬ретических основ формирования инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе об¬разования, перспективы развития дошкольного учреждения. Выявление ведущих тен¬денций, принципов, психолого-педагогических условий инноваци¬онной деятельности составило цель данного исследования. Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педаго¬гических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятель¬ную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обо¬стрилась потребность в новом знании, в осмыслении новых поня¬тий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др. Одной из тенденций развития инновационных технологий яв¬ляется также включение в учебный процесс не только познаватель¬ной, но и эмоционально-личностной сферы человека. Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффектив¬на, если она разворачивается в адекватных учебных формах и ре¬шает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действо¬вать по-новому. Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. – М.: АПО, 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...

Консультация для воспитателей "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

Консультация "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении...

Презентация: "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Презентация: "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"...

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Инновационное образование предполагает использование интерактивных форм обучения, включая компьютерные и информационные технологии, а также электронные средства как один из элементов стратегии инновац...

Инновационная деятельность в Дошкольном Образовательном Учреждении

Современные дети – это новое поколение, разительно оторвавшееся от уровня своих родителей в их возрасте.Как маленькому человеку помочь, чтобы он мог адаптироваться в обществе и строить свою жизн...