Темнота уйди!
консультация
Боязнь детей темноты: причины, способы лечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temnota_uydi_konsultatsiya_pichuginoy.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Темнота уйди!
По статистике, боязнь темноты возникает у 88% детей в возрасте 3-7 лет. Только что родившийся ребенок темноты не боится. Однако постепенно он привыкает к свету и теряет привычку спать в темноте. Темная комната, если взглянуть на нее глазами ребенка – совсем не похожа на ту, в которой только что было светло: контуры предметов меняются, все становится таинственным, а то и зловещим. И даже, если родители откроют шкаф и покажут малышу, что там никто не прячется, страх все равно не уйдет.
Причины детских страхов
- Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
- Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
- Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
- Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
- Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
- Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
Как помочь ребенку спокойно заснуть
Простейшее решение – оборудовать ночник в комнате малыша. Его можно расположить прямо над кроватью. Основное требование – свет не должен быть ярким, стандартные осветительные приборы не подходят. Пусть ночник будет включенным, когда малыш еще не заснул. Также, не следует выключать его, когда ребенок заснет. Ведь ночью он может проснуться, и полная темнота испугает его.
С помощью музыки можно скрыть страшные звуки. Когда ребенок не видит, что делается рядом с ним, он непроизвольно начинает прислушиваться — и непременно услышит какой-нибудь легкий шорох или скрип – ветер в кровле или звук из соседней квартиры. Выход — заглушить пугающие звуки тихой, успокаивающей музыкой. Возможно, под нее малыш спокойно заснет.
Лечение детских страхов
Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром.
Включает:
- Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
- Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
- Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Едим, спешим, с пути - уйди!
Ознакомление с окружающим...
Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота»
Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Цель занятия: преодоление страхов перед темнотой и различными шум...
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе на тему « Едем –гудим! С пути уйди!»
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе на тему « Едем –гудим! С пути уйди!»...
Конспект НОД Лепки на тему « Едем –гудим! С пути уйди!»
Конспект НОД Лепки на тему « Едем –гудим! С пути уйди!»...
Сказка для дошкольников: «О Темноте-Темноте»
Сказка для дошкольников: «О Темноте-Темноте»Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты. Возраст детей: 3-5 лет...
Презентация "Едем – гудим! С пути уйди» Лепка для детей старшей группы
Задачи: Образовательные:Учить видеть (выделять и передавать в лепке) особенности внешнего видапредметов, их положение в пространстве. Учить видеть общую форму и находить способы ее воплощения доступны...
Би-би с дороги уйди!
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"21039750","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"590","width":"1280"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"2103...