Конспект экскурсии "Удивительный мир природы" (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Для воспитателей дошкольных учреждений предложен конспект экскурсии на территории детского сада "Удивительный мир природы". Экскурсия представлена в форме игры по станциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Удивительный мир природы»
Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе посредством проведения экскурсии по экологической тропе детского сада.
Задачи:
- Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах); формировать умение употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка), подбирать однокоренные слова.
- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса, любви и бережного отношения к природе.
- Развивающие: способствовать развитию диалогического общения, умения слушать, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы; способствовать развитию мышления, умения обобщать, развитию пространственного мышления.
Оборудование и материалы: письмо от Лесовичка, схема экологической тропы, фломастеры, ватман.
Предварительная работа: беседа с детьми о деревьях, растениях, насекомых.
Беседа (в группе)
Воспитатель: Сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. И вот что удивительнее всего: чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Но прежде, чем отправиться на прогулку, вспомним правила поведения в природе.
Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Если в лес пошел гулять…»
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Послушайте, ребята, кто-то стучится.
Сюрпризный момент
(Воспитатель из раздевалки вносит письмо).
Письмо от Лесовичка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Вот что я вам хочу рассказать: много людей посещают лес, но не все правильно ведут себя в лесу. Я хотел нарисовать плакат «Правила поведения в лесу», но сороки унесли и растеряли мои фломастеры. Прошу вас помочь мне найти фломастеры. В помощь вам высылаю карту, на которой отмечены все места, где побывали сороки. Ваш Лесовичок.»
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку?
А вот и карта! (Приложение 1)
Экскурсия по экологической тропе детского сада:
Станция «Лиственные деревья»
Беседа с детьми о том, какие деревья растут на данном участке, почему они называются лиственными. Образование прилагательных, новых существительных, множественного числа от названия деревьев. (Береза – как назвать ласково? - березонька, березка; как называется роща, где растут только березы – березовая роща; липа – как назвать ласково? – липочка, липонька; пьют чай с цветочками липы – какой? – липовый); рябина – как назвать ласково? – рябинка, рябинушка).
Воспитатель: Ребята, около деревьев можно ли бегать? (Ответы детей: Надо ходить по дорожкам).
Воспитатель: Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно делать ходы под землей. Почву становится твердой, ее тяжело взрыхлить, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет.
Мы правильно ответили на вопрос и что же нашли на веточке? (Дети находят красный и синий фломастеры.)
Станция «Хвойные деревья»
Проводится работа аналогичная предыдущей. (Ель – елочка, еловая шишка, сосна – сосенка, сосновая шишка, ели, сосны – еловый лес, ельник, сосновый лес, сосновый бор)
Воспитатель: Как вы думаете, можно рубить деревья?
(Ответы детей: Нельзя, их надо беречь).
Воспитатель: Деревья рубить нельзя, потому что они очищают воздух, являются домом для очень многих обитателей леса.
И на этот раз мы справились, посмотрите, что-то лежит под елочкой.
(Дети находят зеленый и желтый фломастеры).
Станция «Цветник»
Рассматривание цветов, называние. (Анютины глазки, петуньи, бархатцы).
Воспитатель: Ребята, можно ли рвать цветы?
(Ответы детей: Нельзя, цветами надо любоваться).
Воспитатель: Нельзя рвать цветы огромными букетами, чтобы потом их выбросить. Цветами надо любоваться. Смотри, какие они красивые! Цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам. Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным хоботком. Посмотрите, вот бабочка крапивница:
Мне очень, очень нравится
Крапивница-красавица.
Над ромашкой пляшет, пляшет
И цыганской шалью машет.
Воспитатель: Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово, никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали, можно их нарисовать или сфотографировать на память.
Ребята, в лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и даже убивают животных. Послушайте, какая история случилась недавно в лесу.
Художественное слово
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно. (Г. Ладонщиков)
(Педагог незаметно берет из цветов божью коровку).
Воспитатель: Дети, посмотрите на мою ладошку. Вам знакомо это насекомое? Это – божья коровка! Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные. Посмотрите, какая она по цвету, форме, как вы думаете какая она на ощупь?
(Ответы детей: Божья коровка красная, круглая, яркая.)
Воспитатель: Да, божьи коровки бывают круглые, яркие, блестящие. Но оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползёт по ладони, и приговариваем (проводится игра –пятиминутка «Божья коровка улети на небо).
Пальчиковая игра «Божья коровка»
Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба».
Воспитатель: Мы понимаем, конечно, что хлеба коровки не могут взять и принести батон или буханку принести. Но они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?
(Ответы детей: Будем беречь, не будем ловить и мучить.)
Посмотрите, в цветах что-то лежит.
(Дети находят коричневый и черный фломастеры).
(Возвращение на участок группы).
Рефлексия
Беседа о том, что видели дети.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
(Ответы детей: У лиственных деревьев – березы, рябины, липы. У хвойных – ели, сосны. Побывали у цветника).
Составление с детьми правил поведения в природе.
Что же нельзя делать в природе?
(Ответы детей: Рубить деревья, топтать траву и землю, рвать цветы, ловить и мучить насекомых, разжигать костры, мусорить.)
Воспитатель: Ребята, мы нашли все фломастеры Лесовичка, а у меня есть еще много разноцветных фломастеров, давайте мы с вами нарисуем плакат «Правила поведения в природе» и отправим его в подарок нашему другу Лесовичку.
Детям предлагается нарисовать коллективную работу «Правила поведения в природе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)
Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1. Закрепить знания детей о деревьях;2. Продолжать расширять, развивать диалогическую р...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"
Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...
Конспект викторины – «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
Закреплять представления о природе и животном мире родного края....
Конспект экологической викторины на тему «Человек – друг природы» для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Закреплять знания детей о родной природе.Через эмоциональное отношение формировать у детей устойчивый интерес к природе.Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по иг...