Проект "Безопасность детей в быту, на дороге".
проект (старшая группа)
Ознакомить детей с опасностями на дороге, в быту. Предупреждение опасных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект в старшей группе
«Безопасность детей в быту, на дороге».
Составил: воспитатель старшей группы Пахомова И.А.
Проверил: зам по УВР Шпилина Ю.Г.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Актуальность проекта:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
- Этапы реализации проекта:
- Первый этап: Подготовительный.
- Цель: определить основные направления работы.
- Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- Второй этап: Организационный.
- Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
- Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
- Третий этап. Основной.
- Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
- Четвертый этап. Аналитический.
- Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
- Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
- Пятый этап. Заключительный.
- Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Продолжительность проекта: один месяц – май.
: дети, родители, воспитатели старшей группы.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
- Мир вокруг
- Пожарная безопасность
- Безопасная дорога
«Мир вокруг»: - острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
«Пожарная безопасность»: - представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
«Безопасная дорога»:-правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
1 блок «Мир вокруг»: «Один дома». Цель: Научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей. Настольный театр «Три поросёнка». Цель: Инсценировать сказку «Три поросёнка», для закрепления понятия безопасного поведения. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Цель: В доступной форме рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть, если открыть незнакомцу дверь. Моделирование ситуаций, рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему. Цель: Повторить правила безопасного поведения, если ты остался дома один. Беседа: «Я знаю, как набрать номер маминого телефона». Цель: Дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы, или он где то должен быть записан, в доступном для ребёнка месте. «Мой дом – моя крепость», «Не открывай дверь чужим людям» Цель: обучать детей поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.
Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома»).
Чтение художественной литературы: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию.
Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева Художественное творчество: рисование: «Вспомни и нарисуй, кто притворялся добрым в сказках?»
Дидактические игры: «Угадай по голосу», «Составь слово»(незнакомец)
Беседы: «Правила безопасности на качелях», «Безопасная игра в песочнице». Цель: Научить детей личному самоконтролю, предотвращающему опасные ситуации для здоровья.
«Как вести себя во время проведения подвижных игр». «Как песок может быть опасным», «Осторожно-растения и грибы на участке детского сада»
НОД: «Правила безопасности на природе» Цель: Научить детей правильному отдыху на природе, безопасному для людей и экосистемы природы.
Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы»
Беседы «Как избежать неприятностей на воде и на природе». «Как вести себя в жару»,
2 блок: «Пожарная безопасность»
Цель: выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности, сформированные в старшей группе
Экскурсия в пожарную часть
- продолжать знакомить детей с работой пожарных
- воспитывать уважение к их нелегкому труду
Приглашение пожарного для встречи в детском саду по теме «Смелые люди пожарные»
- закрепить знания детей о работе пожарных
- формировать умение задавать вопросы
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель:
Развивать зрительное внимание, закреплять знания детей о труде спасателей
Мозаика «Пожарная машина»
Разбор фразеологизма «Спешить, как на пожар».
«Осторожно — электроприборы»
Цель
- закрепить знания детей о бытовых электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими
Заучивание пословиц и поговорок
- спичка не игрушка, огонь – не забава
- огонь не вода, схватит – не выплывешь
Дидактическая игра «Модельер»
Цель: закреплять знания детьми профессиональной формы спасателей
Рисование «Приключения спички – невелички»
- учить детей создавать творческую коллективную работу, используя нетрадиционные техники рисования
(монотипия, пальцевая живопись, выдувание пузырей и др.)
Разучивание стихотворения:
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Огонь добрый и злой
- познакомить детей с тем. как используется огонь человеком в добрых целях
- закрепить знания о возникновении пожара и чем он опасен для жизни
«Огонь добрый – огонь злой»
- закрепить знания детей о пользе и вреде огня
Чтение
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- познакомить детей с творчеством С.Я Маршака
- воспитывать уважение к действиям людей в чрезвычайных ситуациях
Рисование «Огонь добрый и злой»
Цель: учить детей в рисунках передавать впечатления, полученные в совместной деятельности с воспитателем
Игровая ситуация:
1. «Случилась беда, позвони по телефону и расскажи».
- Закрепление алгоритма телефонного разговора о случившейся беде. Преодоление страха или дискомфорта перед официальным разговором по телефону
- выучить с детьми стихотворение
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело
2. «Если ты обжегся»
- закреплять правила первой помощи при ожогах
Заучивание пословиц и поговорок
- искра мала, а велик пламень родит.
- дерево с огнем не дружит.
- огонь — хороший слуга, но плохой хозяин
Цель:
Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок и уметь его объяснять
Разучивание песни «Тревога»
1. Если вдруг произошла с тобой беда,
Если появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда-
Набери телефон «01»
Припев:
И скажи скорей
Адрес полный свой,
Объясни смелей,
Что стряслось с тобой.
«Помогите, помогите, помощи жду!
Помощи жду, помощи жду,
Помощи жду!»
И дождись, пока ты не услышишь
В ответ:
«Мы спешим к тебе на помощь,
Жди нас, привет! Жди нас, привет!
Жди нас, привет! Жди нас, привет!»
Чтение:
Произведения Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»
-рассказать детям о борьбе с пожарами, о роли собак в спасении людей
- повторить правила поведения на пожаре
Ситуация:
«Пожар! Как действовать?»
-закреплять правила поведения детей при пожаре
Дидактическая игра –лото «Спасатели»
Цель: закрепить знания детей о деятельности спасателей и орудиях их труда
Беседа «Пожар в доме»
- обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре
Чтение:
Б.Житкова «Пожар»
- познакомить детей с литературным произведением
Создание плаката «Пожар»
- учить детей создавать плакаты на предложенную тему, используя изобразительные и технические приемы рисования и аппликации
-вызвать эмоциональный отклик на чрезвычайную ситуацию
-закрепить знания детей о навыках безопасного поведения
Ситуация «Как оказать помощь при пожаре?»
3 блок «Безопасная дорога».
Беседы: «Как правильно переходить улицу», «Мы пешеходы», «Идём на экскурсию»
Беседа по картине «Улица города». Цель: Дополнить представление об улице новыми сведениями. Закрепить знание о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги по которым движется транспорт.
Рассматривание картинок с разными видами транспорта.
Наблюдение на прогулке: «Машины на нашей улице»
Наблюдение за движущимся транспортом. Беседы об одностороннем и двустороннем движении.
Прогулка «Знакомство с улицей».
Сюжетные игры: «Гаражи и автомобили», «Шофер»,
Дидактические игры: «Светофор», «Собери светофор», «Четвёртый лишний», «Что лишнее», «Собери машину», «Правильно-неправильно», «Назови пассажирский транспорт».
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль»
Чтение художественной литературы: С.Михалков «Если свет зажёгся красный», «Дядя Стёпа – милиционер». «Машины на нашей улице» А. Ильина, «Осторожным надо быть» Т. Косова, Н.Мигунова «Учимся переходить дорогу», стихи, загадки о правилах дорожного движения и др.
Художественное творчество:конструирование «Грузовики», рисование «Специальный транспорт»
Раскраски, трафареты «Машины»
Приложение 2.
Анкета для родителей (опрос перед род собранием).
«Я и мой ребенок на улицах города»
Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет узнать, насколько Ваши дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.
1. Знает ли Ваш ребенок свой домашний адрес?
- Знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефоны
- Знает только одно, два наименования
2. Как Вы добираетесь домой с ребенком из детского сада?
- Пешком
- На транспорте
3. Если Вам приходиться идти пешком, то Вы с ребенком:
- Переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке.
- Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин и не смотрите по сторонам.
- Переходите дорогу там, где удобно и близко к дому.
4. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может рассказать, что они обозначают:
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
5. Когда Вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают:
- Постоянно, когда приходится пользоваться транспортом, переходить дорогу
- Достаточно давно
- Не помню
6. Считаете ли вы, что даете в полном объеме своему ребенку необходимые знания и практические навыки поведения на улице и в городском транспорте
- Да, ребенок знает основные знаки, может их назвать, рассказать, для чего они нужны, применяет в жизни правила дородного движения
- Нет, времени не хватает давать ребенку знания на эту тему
- Не уверен, знания недостаточные, даются от случая к случаю, ребенок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как вести себя на улице и в транспорте.
7. Достаточно ли знаний о правилах дорожного движения получает Ваш ребенок в детском саду.
- Да, достаточно
- Нет, недостаточно
- Затрудняясь ответить
Приложение №3.
Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"
Цели:
- познакомить детей с правилами дорожного движения
- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков)
- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.
Материалы:
- рисунки с изображением дорожных знаков.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям рассказ "Зачем нужны дорожные знаки?"
«Муравьи — существа хоть и маленькие, но умные и работящие. Целый день бегают они по муравьиным дорожкам. Одни — с поклажей в дом, к муравейнику. Другие — прочь, с мусором и налегке. Никто ни с кем не ссорится, не сталкивается. И всё потому, что у муравьёв свои правила движения. Соблюдаются они строго!
Впрочем, если муравей на муравья в спешке и налетит, урон небольшой — уж больно они легки да малы!
Машины тоже снуют с утра до вечера. Бегут с грузом или перевозят людей. Отдыхают в гаражах, а подкрепляются на бензоколонках. Они очень сильные. Они летят по дорогам, как стрела, ревут, словно дикие звери. Они копают глубокие ямы, поднимают брёвна, как спички, и тушат пожары.
Если две машины налетят друг на друга или на человека, случится беда.
Люди и машины каждый день встречаются на улице. Чтобы не мешать друг другу, они придумали правила — как себя вести на дорогах.
Машины соблюдают эти правила строго. Если на переходе горит для них красный свет — встают как вкопанные. Пропускают тебя вперёд, на другую сторону улицы. Стоят, урчат, только и ждут зелёного света, чтобы вновь рвануться вперёд.
Машины верят, что и люди будут соблюдать законы улицы. Не переходить её, где попало. На переходе не бежать на красный свет, горящий для пешеходов. Не выбегать внезапно на дорогу. Машины не ожидают этого и не могут сразу остановиться.
Машины не нарушают договор с человеком.»
- А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
- Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах — это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах и о том, какие бывают дорожные знаки.
Педагог загадывает загадки (с показом картинок) о дорожных знаках, дети отгадывают.
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если всё вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак "Пешеходный переход")
Правило № 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.
(Знак "Подземный переход")
- Самый безопасный переход — подземный.
Правило № 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Вот какое стихотворение написал С. Михалков про светофор:
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Жёлтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Правило № 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило № 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала — налево, а дойдя до середины дороги — направо.
Правило № 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило № 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь). Перед дорогой надо остановиться.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети.
(Знак "Дети")
Правило № 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Ребята, как вы думаете, почему нельзя играть на дороге и возле дороги? (Выслушиваются ответы детей).
Правило № 8. Автобусы, троллейбусы и трамваи опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Правило № 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (по обочине) навстречу машинам.
Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак "Дорожные работы")
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле -
Не проедете никак!
(Знак "Въезд запрещён")
Этот знак на переезде -
В непростом, заметном, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
(Знак "Железнодорожный переезд без шлагбаума")
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак "Пункт первой медицинской помощи")
- Все дети любят кататься на велосипеде, на скейтборде, на самокате, на роликовых коньках. Оказывается, для них тоже есть свои правила безопасности:
- Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Зимой это относится и к конькам, и к санкам.
- Ездить на велосипеде по дорогам можно только с 14 лет.
- Не переезжай дорогу на велосипеде, а переходи её по переходу, ведя велосипед за руль.
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак "Велосипедное движение запрещено")
- Ребята, а сейчас я проверю вашу находчивость и сообразительность. Я буду задавать вам вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя.
- Сколько колёс у легкового автомобиля? — (Четыре).
- Кто управляет автомобилем? — (Водитель).
- Кто ходит по тротуару? — (Пешеход).
- Для чего нужна проезжая часть? — (Для движения транспорта).
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? — (По правой).
- Как называется место пересечения двух дорог? — (Перекрёсток).
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? — (Авария или ДТП).
- На какое животное похож пешеходный переход? — (На зебру).
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? — ("Скорая помощь", пожарная и милицейская машины).
- Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? — (Моргает правой маленькой лампочкой).
- Где можно играть детям, чтобы не подвергаться опасности? — (Во дворе, на детской площадке).
- Всем ребятам спасибо за участие в занятии. Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные направления работы с дошкольниками по формированию безопасного поведения в быту, на дорогах, пожарная безопасность.
консультация по ОБЖ...
Конспект занятия по ПДД для детей старшей группы Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога »
Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге.Расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней; знакомство с понятием «скользкая дорога» и «тормозной путь».Развивать внимание...
культурно-ценностный проект для детей 5-6 лет "Дорога жизни - дорога к победе"
2015 год - год 70-летия победы в Великой Отечественной войне. В современном мире все меньше людей отдают должное героям Великой Отечественной войны, патриотизму. Мы решили глубже познакомить детей с о...
ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Я, ребенок, имею право быть на дороге в безопасности"
Цель занятия: расширить знания детей о правилах безопасности при перевозке пассажиров....
Безопасность детей в быту, на дороге
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во в...
Статья "Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД"
Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД. Рекомендуемые по данной теме игры для проведения с детьми....