Экологический проект "Путешествие в мир природы"
проект (младшая группа)
Для детей первой младшей группы (2-3 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в мир природы | 74.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
Выполнила: воспитатель
Кононова Г.С.
Игрим 2015
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Тема проекта: «Путешествие в мир природы»
Автор проекта: воспитатель Кононова Галина Сергеевна
Участники проекта:Воспитанники первой младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Вид проекта: образовательный, игровой.
Продолжительность проекта: октябрь – май 2015-2016 учебный год
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Актуальность проекта: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).
Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Для того чтобы получить необходимые знания в нашем детском саду имеются все необходимые условия: «Зимний сад», в групповой комнате - уголок природы; на территории МАДОУ - экологические тропа, уголок леса, огород, полянка лекарственных трав. В достаточном количестве наглядный иллюстрационный материал, дидактические игры экологического содержания, методическая, справочная и детская художественная литература.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Перспективный план
непосредственно образовательной деятельности
Октябрь |
|
Программное содержание: Обогащать представления детей о фруктах, учить различать фрукты на ощупь, по вкусу, познакомить с обобщающим понятием фрукты, обогащать словарь за счет обозначения качеств. Развивать зрительное внимание, умение визуально контролировать и координировать свои действия. |
2. «Овощи» |
Программное содержание:Обогащать представления детей об овощах, учить различать овощи на ощупь, по вкусу, познакомить с обобщающим понятием фрукты, обогащать словарь за счет прилагательных, обозначающих качества овощей. Формировать грамматическую структуру речи(образование формы родительного падежа имен существительных). Развивать зрительную память, зрительное внимание. Учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по картине. |
Ноябрь |
|
Программное содержание: знакомить детей с характерными признаками осени, учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи; учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета. |
|
Программное содержание: Закреплять названия животных. Учить отгадывать загадки, соотносить изображение животного с текстом. Учить выполнять определенное действие по подражанию. |
Декабрь |
|
Программное содержание: Знакомить с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц. Учить отличать и правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, сорока). |
|
Программное содержание: Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. |
Январь |
|
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с признаками времени года (зима). Учить замечать изменения в окружении. Расширять пассивный словарь. Активизировать речь. |
Февраль. |
|
Программное содержание: Знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних животных. Учить отличать и правильно называть этих животных и их детенышей. Формировать словарь по теме. |
|
Программное содержание: Дать детям представления о домашних животных и их детенышах. Формировать словарь по теме. Формировать доброе отношение к животным. |
Март |
|
Программное содержание: Расширять представления детей о домашних птицах и их характерных особенностях. Формировать желание заботиться о них. |
|
Программное содержание: Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума. |
Апрель |
|
Программное содержание: Знакомить детей с характерными признаками весны, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Формировать словарь по теме. |
|
Программное содержание: Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. |
Май |
|
Наблюдения на прогулках с детьми 2-3 лет
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой природы. | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности | |
Живая природа | ||||
Животные | ||||
Птицы (голуби, вороны, воробьи) |
| Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы - черные, все остальное - серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Голубь - птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей - бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев. Подвижная игра «Птички и автомобиль». | Подвижная Игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Рассматривание картины «Таня и голуби». | |
Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки) |
| Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становится холодно, насекомые прячутся. | Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью). | |
Растения | ||||
Деревья (ель, клен, береза, рябина) |
| Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья - это явление называется листопад. "' Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков - маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. | Игра «Мы осенние листочки». Игра «Найди такой же лист». Игра «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист». Изготовление гирлянд из осенних листьев. Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету, (по убывающей или возрастающей величине)». Слушание песни «Листопад», муз. Т. Попатенко. Пение песни «Осенняя песенка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель. Чтение, рассказа М. Пришвина «Листопад». | |
Травянистые растения |
| Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком - она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др. | Игра «Побежали на травку - убежали с травки». Рисование травки. | |
Фрукты (яблоки, груши) |
| Яблоки и груши растут на деревьях. Яблоки и груши созревают в конце лета и осеню. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты: бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми. | Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус». Игра с муляжами фруктов. Употребление фруктов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов. Сбор фруктов. | |
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор): | Дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе. Формировать, умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу. Учить различать овощи по виду, вкусу, форме. | Взрослые убирают урожай на огороде. Морковь, и репа растут в земле. Морковь - твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цвета, круглая. Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде. | Наблюдение за сбором урожая с огорода. Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек». Игра «Найди и назови». Чтение русской народной сказки «Репка». Инсценировка сказки «Репка». | |
Неживая природа | ||||
Солнце |
| Солнышко греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее. Капелька воды блестит на солнце. | Игра «Солнышко и дождик». Разучивание потешек про солнышко | |
Ветер |
| Дует легкий ветерок. Дует холодный, порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная - деревья качаются. Дует ветер - вертушки крутятся на ветру. | Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»). | |
Дождь |
| Дождь может быть теплый и холодный. После дождя - все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека - он может запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли" дождя стучат по крышам домов. | Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». | |
Небо |
| Небо в начале осени - голубое. Солнца на небе. Не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе - будет дождь или снег. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка». Рисование «Идет, дождик». | |
Вода |
| Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода - прозрачная. Грязная вода - непрозрачная. Стало холодно - вода замерзла, на лужах образовался лед. | Опыты с водой. Чтение потешки «Водичка, водичка...» | |
Песок |
| Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. | Лепка куличиков из песка. Экспериментирование с песком. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». Лепка из пластилина «Бублики». |
Зима
Живая природа | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири) |
| Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало - птицы нахохлились. Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На дереве сидит много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Рисование и лепка корма для птичек. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Сизари». Дидактическая игра «Найди пару». Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Голуби и воробьи». |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, рябина). |
| Зимой клен и береза стоят без листьев. На елке вместо листьев зеленые иголочки. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые, Бели светит солнце, снег да деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу. | Рисование «Белочка». Рисование «Деревья на нашем участке». Рисование ветки рябины. Заучивание стихотворения Б. Ильиной «Наша елка» Подвижная игра «Раз, два, три - к дереву беги...» |
Травянистые растения |
| Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно | |
Неживая природа | |||
Солнце |
| Светит солнце, значит день солнечный. Снег очень красиво блестит на солнце. Солнце не светит — пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши. | |
Небо |
| Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным. | Рисование «Зимние пейзажи». |
Ветер |
| Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет.Наблюдение за движением вертушек во время ветра. | Имитация звуков ветра. |
Снег |
| Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т.д. Намело много снега - образовались сугробы. Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть. | Чтение произведения Л.Воронковой «Снег идет» (из книги «Снег идет»). Экспериментирование со снегом. |
Вода |
| Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить, в формочке. Вода замерзла - получился лед. Если лед занести в комнату он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед. | Украшение елки цветными льдинками. Экспериментирование с водой. |
Весна
Живая природа | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы) |
| Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Птицы греются на солнце. Птицы купаются в лужах. Птицы прыгают по земле и клюют червячков. Птицы вьют гнезда. В домиках-скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики. Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва. | Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла». Аппликация «Скворечник». |
Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) |
| Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле. Мухи летают. | Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо». |
Червяки |
| Всеядный вид червяка: длинный, похож на веревочку у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. | Лепка червячков для цыплят. |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, черемуха, яблоня) |
| На ветках деревьев появились почки. Из почек распускаются маленькие зеленые листочки. На березе появились сережки. Очень красиво цветут яблоня и черемуха. Цветы ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы - молодые деревца. Над цветками, растений кружат насекомые. | Рисование деревьев. |
Кустарники (сирень, смородина) |
| На ветках кустарников появились почки. Красиво цветет сирень. Цветы сирени ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы кустарников. Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво. | |
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор) |
| Семена гороха -горошина. Семена лука - луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука. | Употребление овощей в пищу. |
Травянистые растения |
| На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Одуванчик - травянистое растение. У одуванчика - есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета. На месте цветка появляются пушинки - семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны. Появились первоцветы (мать-и-мачеха). Появились всходы на клумбах. | Разучивание стихотворения Е. Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик». |
Неживая природа | |||
Солнце |
| Светит солнце, на крышах появились сосульки. Сосульки красиво блестят на солнце. Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце, светит - тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Солнце пригрело землю - появились растения и насекомые. Все рады весеннему солнышку. | Игра «Выложи солнышко из палочек». «Закличка солнца», слова нар., обр. И.Лазарева и М.Лазарева. Игра с солнечными зайчиками. |
Небо |
| Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе - к дождю. После дождя на небе появляется радуга | Потешка «Радуга-дуга». |
Ветер |
| Ветер гонит облака по небу. Дует ветер - деревья качаются, вертушки крутятся. | Игра с вертушками и ленточками. |
Дождь |
| Идет теплый дождь. Идет холодный дождь. Первая гроза и гром. Пошел дождь, люди раскрыли зонты. Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся. Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование: «Идет дождик». |
Снег |
| Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый - снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает. | Рисование «Сосульки длинные и короткие». |
Вода |
| Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой. | Экспериментирование с водой. |
Песок |
| Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Когда идет дождь - песок мокрый. После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка руки можно легко отряхнуть. | Экспериментирование с песком. |
Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста.
Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец)
- Задания:
- Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?
- Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, картофель).
- Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).
- Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель, капусту (овощи).
- Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
- Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
- Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.
Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь). Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).
Задания:
- Кто изображён на картинке (животное, птица, рыба).
- Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы, голову, уши, глаза, нос).
- Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь).
- Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей, курица, утка).
- Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка, лошадь, овца, свинья, баран).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.
Критерии оценки:
- Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
- Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.
Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».
Задания:
- Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
- Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
- Какого цвета шкурка у зайчика зимой?
- Где проводит зиму медведь?
- Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом, осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том как меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.
Критерии оценки:
- Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
- Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Ниже среднего уровень – 3 – 5 баллов
Консультация для воспитателей «Дошкольник и экология»
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель в первой младшей группе многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
- проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологических занятий один раз в две недели;
- проведение экологических досугов.
Схема работы над сказкой.
Сказка: «Репка»
Нравственный урок: « Вместе вдвое быстрей дело любое справится у друзей»
Проблемные вопросы: Что созрело в огороде? Кто из зверей любит овощи?
ХТ: «Репка большая-пребольшая» (рисование), «Вот так Репка» (лепка)
Познание (продуктивная деятельность): «Домик для любимого героя» (из крупного материала)
Познание (ФЭМП): на какую геометрическую фигуру похожа репка
Музыкальное развитие: «Веселый хоровод»
Познание (ознакомление с окружающим): «Овощи – фрукты» (дидактическая игра), «Собери урожай» (подвижная игра).
Познание (ознакомление с природой): как дед вырастил большую репку?
Сказка: «Теремок»
Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде».
Проблемные вопросы: Как зимуют звери? Какая польза от зверей?
ХТ: «Фартук для Мышки» (рисование), «Морковка для зайки» (лепка)
Познание (продуктивная деятельность): «Новый теремок» (из крупного материала)
Познание (ФЭМП): сколько зверей (один, много, ни одного)
Музыкальное развитие: «Как в тереме высоком»
Познание (ознакомление с окружающим): «Кто спрятался?» (дидактическая игра), «Кто быстрее?» (подвижная игра).
Познание (ознакомление с природой): чем питаются животные в лесу зимой?
Сказка: «Колобок»
Нравственный урок: « Не верь речам, где меду с лишком, не будь самоуверен слишком».
Проблемные вопросы: Как хлеб на стол пришел? Почему Колобок катится?
ХТ: пшеничное поле (рисование), Колобок (лепка)
Познание (продуктивная деятельность): кормушки для птиц
Познание (ФЭМП): исследование форм геометрических фигур
Музыкальное развитие: «Песенка Колобка»
Познание (ознакомление с окружающим): «От зернышка до булочки» (дидактическая игра), «А что потом?» (подвижная игра).
Познание (ознакомление с природой): труд человека
Сказка: «Волк и семеро козлят»
Нравственный урок: «Захотел побыть Волк в овечьей шкуре, да не вышло».
Проблемные вопросы: Для чего козе рога? Как относятся мамы-животные к своим детенышам?
ХТ: « Цветочки для козочки» (рисование), «Овощи для козлят» (лепка)
Познание (продуктивная деятельность): «Заборчик для козы и козлят» (настольный конструктор)
Познание (ФЭМП): выкладывание картин с помощью плоских логических блоков Дьенеша
Музыкальное развитие: «Лесная сказка»
Познание (ознакомление с окружающим): «Где, чья мама?» (дидактическая игра), «Веселые старты» (подвижная игра)
Познание (ознакомление с природой): как удалось козе с козлятами выжить зимой?
Сказка: «Три медведя»
Нравственный урок: «Чьи хоромы, того и хлеб».
Проблемные вопросы: Как выйти из леса? Почему Маша испугалась медведей?
ХТ: «Миска для Мишутки» (рисование), «Медвежий сервиз» (лепка)
Познание (продуктивная деятельность): «Мебель для медведей» (из крупного материала)
Познание (ФЭМП): размер - больше, меньше, еще меньше
Музыкальное развитие: "Забавные звери"
Познание (ознакомление с окружающим): "Кто где живет?" (дидактическая игра), "Успей первым" (подвижная игра), картина "Дикие животные"
Познание (ознакомление с природой): почему Маша захотела, есть и спать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический праздник « День защиты природы»
Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....
Экологическая викторина "Путешествие в природу"
В игровой форме дети закрепляют, расширяют знания о диких животных Западной Сибири...
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»...
Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"
Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...
Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей
Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...