Экологическая викторина "Путешествие в природу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В игровой форме дети закрепляют, расширяют знания о диких животных Западной Сибири
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая викторина "Путешествие в природу" | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая викторина «Путешествие в природу»
Цель: способствовать формированию знаний о животных, развитию экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых;
Задачи:
-Уточнять, расширять и закреплять знания детей о диких животных Западной Сибири: белка, горностай, заяц, соболь, медведь, лось, лиса, бурундук;
-Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать, доказательную речь;
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Материал: корзинка с Книгой Природы, эмблемы «Бурундучки», «Белочки» по количеству детей, разноцветные фишки, загадки о животных, разрезные картинки бурундука и белки, изображение животных-2 экземпляра, картинки-модели с изображением «жилищ» животных, картинки с изображение хвостов животных, «кочки», ватманы – 2 шт., фламастеры, мольберт – 2 шт, знаки по ПДД, ПБ, поведения в природе, призы детям, музыкальные фонограммы.
Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о животных, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, оформление альбома совместно с родителями животные нашего округа.
Участники викторины: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри), сказочный персонаж Старичок-Лесовичок.
Ход викторины:
(В музыкальный зал под музыку входят дети и взрослые).
Ведущий:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
(Звучит музыка «Звуки леса», появляется Старичок-Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, друзья!
Ведущая: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок:
Я – Старичок - Лесовичок.
Домик мой в глуши лесной.
Лес стоит глухой стеной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белки, лисы, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.
Ведущая: Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок - Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?
Лесовичок: Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы собираетесь в гости к Природе. А без меня вам будет нелегко. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо. А ещё у меня лесу много друзей, которые вас ждут и хотят с вами поиграть. Я храню Книгу Природы – в ней собрано много интересных игр и заданий. (Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.)
- Ребята, хотите узнать, кто мои друзья и поиграть с ними? Что бы играть было веселей, нам нужно разделиться на две команды. Команды будут играть, выполнять весёлые задания из Книги Природы и получать за это разноцветные фишки. Чья команда во время нашего путешествия в Природе наберёт большее количество фишек – та и выиграет!
- С нами сегодня отправится в путешествие еще одна команда – команда «Мудрецов». (Представление жюри.) Они будут наблюдать за нашими играми, и раздавать фишки.
I задание: «Собери картинку»
Лесовичок: Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки. Они находятся в моей волшебной Книге Природы. (Лесовичок раздаёт конверты обеим командам, и даёт детям задание собрать разрезные картинки).
- Приветствуем команды: первая команда «Бурундучки», вторая «Белочки»
- Команды поприветствуйте друг друга! (Дети рассказывают стихи).
1. команда «Бурундучки»:
У нас в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундуки,
Прячут в дупла ...Бурундуки! (Машут руками).
2. команда «Белочки»:
По деревьям акробатки
Прыгаем не для зарядки:
Шишки спелые найдём,
В кладовые отнесём.
Быстрые как стрелочки
Так ведь мы же…Белочки! (Машут руками).
(«Мудрецы» надевают детям эмблемы с изображением названий команд и оценивают выполнение задания).
Лесовичок: Ну, вот вы и получили первые фишки за то, что правильно собрали картинки. А теперь отправляемся в путь по лесной тропинке! (Дети друг за другом вслед за Старичком-Лесовичком двигаются под музыку по залу). Команды присаживайтесь на «брёвнышки» (стульчики), отдохнём.
- А теперь пришло время познакомиться с моими лесными друзьями. Я загадаю вам о них загадки из Книги Природы.
II задание: «Загадки» (После каждого ответа детей, Лесовичок интересуется, почему они так считают).
Цель: Развивать логическое мышление.
1. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.)
2.Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
3. Только ляжет снег не смело
И покроет все места,
Становлюсь и я весь белым,
Кроме кончика хвоста. (Горностай).
4. Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт (Белка).
5. Великан в лесу живет,
Он - сладкоежка, любит мед.
Когда испортится погода,
Он спать ложится на полгода.(Медведь)
6. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.)
7. Посмотрите-ка какая!
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица.
Как зовут ее? (Лисица.)
8. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
9. Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека –
Вроде сумки для орехов
Или скажем, вещмешка. (Бурундук)
10. Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд. (Медведь)
11. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?..(Зайчишка)
12. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(Лиса)
13. Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
(«Мудрецы» оценивают выполнение заданий).
Лесовичок: Вы познакомились с моими друзьями. Все они живут со мной в лесу, но у каждого есть своё жильё! Попробуйте их расселить.
III задание: «Кто где живёт?»
Цель: Закреплять знания детей о «жилищах» животных. Формировать навык пользования моделями.
(Лесовичок раздаёт каждой команде карточки-модели разных «жилищ» и картинки с изображением животных).
«Дупло» - белка,
«Нора» - лиса, бурундук, горностай, соболь,
«Берлога» - медведь,
«Куст, дерево» - заяц, лось.
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
III. Музыкальная пауза «Звериный хоровод»
Цель: Закреплять умение под музыку передавать характерные движения животных, менять в соответствии с музыкой характер этих движений, развивать воображение, музыкальность.
Лесовичок: Ребята, вы знаете, что каждое животное передвигается по – своему, у каждого характерные движения. Сейчас мы с вами устроим звериный хоровод. Одна команда будет показывать животного, а вторая должна его угадать. Я достаю из Книги Природы картинки с изображением животных. (Лесовичок раздаёт командам картинки с животными, которых они должны изобразить).
«Бурундучки» «Белочки»
Белка, Бурундук,
Соболь, Заяц,
Лось, Лиса,
Медведь. Горностай.
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
Лесовичок: Какой весёлый звериный хоровод получился! Все повеселились на славу! А сейчас, назовите сказки в которых могут жить эти животные.
IV задание: «Кто в какой сказке живёт?»
Цель: Закреплять знания сказок о животных, развивать память.
«Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок» и др.
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
Лесовичок: Молодцы, ребята, вижу, любите вы моих друзей, много сказок о них знаете. А знаете ли вы, как называют детёнышей этих животных? А ну-ка, попробуйте назвать!
V задание: «Назови ласково»
Цель: Расширять словарь детей за счёт имён существительных- названий детёнышей животных.
(Лесовичок по очереди подходит к каждой из команд и называет животного, дети в ответ называют детёныша).
Медведь-медвежонок, медвежата,
Заяц-зайчонок, зайчата,
Бурундук - бурундучонок, бурундучата,
Лиса-лисёнок, лисята,
Белка-бельчонок, бельчата,
Горностай –
Соболь – соболёнок, соболята.
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
Физкультурная пауза «По кочкам»
Лесовичок: Ребята, в моём лесу много болот, топких мест. Нужно быть очень внимательными, гуляя по лесу. Нам с вами нужно добраться до полянки, не замочив ножки, по кочкам. Вперёд!
(Дети двигаются по залу, перепрыгивая с качку на кочку).
Лесовичок: Вот мы и добрались до полянки. Ой, ребята, посмотрите, сколько хвостов здесь лежит! На этой полянке животные любят собираться вместе и играть. Вот озорники! Все свои хвосты растеряли!
VI задание: «Угадай чей хвост?»
Ребята, давайте поможем животным отыскать их хвосты! (Лесовичок по очереди каждой команде показывает картинку с хвостом, а дети называют чей это хвост).
Лисий, медвежий, бурундучий, заячий, соболиный, беличий, лосиный, горностая.
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
Лесовичок: Ребята, давайте на этой полянке оставим животным подарок, наши рисунки. Каждая команда подумайте, какого животного вы хотели бы нарисовать.
VII задание: «Нарисуй животного»
Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде животного, его характерных особенностях, развивать художественное творчество.
(Команды на ватманах изображают выбранное животное, «Мудрецы» оценивают выполнение задания).
Лесовичок: Ребята, оставьте свои рисунки животным на полянке, а нам пора отправляться в детский сад. (Дети рассаживаются на стульчики).
Лесовичок: Сколько удивительного можно увидеть в Природе, сколько много жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать как вести себя в гостях у Природы, что бы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей. Давайте вспомним правила поведения в Природе и подберём знаки, указывающие на то, что делать в Природе нельзя.
VIII задание: «Подбери знак»
Цель: Закреплять правила бережного поведения в Природе.
(Команды подходят к столам и из всех знаков выбирают соответствующие, по очереди называют правила и показывают знак, «Мудрецы» оценивают выполнение задания).
- «Не разводить костёр»,
- «Не шуметь»,
- «Не ломать ветки»,
- «Не рвать растения»,
- «Не разорять птичьи гнёзда»,
- «Не трогать детёнышей животных».
Лесовичок: Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому. А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу оставить вам свой наказ.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
Ведущая: Ребята, понравилось вам путешествие в Природу со Старичком-Лесовичком? С какими животными вы встретились? (Дети ещё раз называют). Мы с вами очень весело играли, но пришло время подвести итоги, сколько же разноцветных фишек вы заработали в своём путешествии. Слово – «Мудрецам». (Председатель жюри оглашает общие оценки за все конкурсы, поздравляет детей, Лесовичок вручает призы, прощается и уходит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»
Формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
методическая разработка экологического праздника "Берегите природу"
Этот сценарий развлечения разрабатывался мной для старшей группы с участием родителей....
Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...
Экологический рассказ о природе для дошкольников "Берегите, дети природу!"
Рассказ преднозначен для детей дошкольного возраста, который учит малышей беречь природую...
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....