Образовательная ситуация как инновация образовательного процесса
статья
Одной из инновационных форм влияния педагога на образовательный процесс, является образовательная ситуация.
Образовательная ситуация уникальна своим комбинированным характером, раскрывающимся через временной, пространственной и функциональный аспекты.
Организованные педагогом образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу.
Преимущества образовательных ситуаций показаны в: комплексном характере (например, активное использование игровых приемов, разнообразные виды наглядности, в том числе, схемы, предметные и условно-графические модели с обогащение словаря ребенка) и возможности ситуативного проектирования в спонтанном педагогическом процессе индивидуально на группу или подгруппу детей, например, в проведении формирующего этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация
как инновация образовательного процесса
Реформы последних лет затрагивают все стороны жизни общества, в том числе и систему образования. Модернизация российского образования происходит в соответствии с мировыми тенденциями, предлагая новые цели, подходы, отношения, иное содержание образования, иное поведение.
Изменение ценностно-целевых ориентиров современного образования, связанное с внедрением в образование идей компетентностного подхода, заключается в том, что значение перестало быть самоцелью. Если раннее целью образования было накопление определенного объема знаний, информации, сведений, теперь целью становится накопление опыта реализации, применения освоенных знаний и умений на практике и формирование готовности решать различные задачи в любой сфере жизнедеятельности.
Изменение целей влечет за собой запуск цепочки других изменений, в первую очередь, изменение самого педагогического процесса: без новых форм подачи материала, организации деятельности всех участников процесса, новых подходов, методик, технологий, приемов на всех ступенях образовательного процесса начиная с дошкольного образования невозможно достичь нового результата – готовности и умения применять освоенные знания и умения в различных реальных жизненных ситуациях.
Одной из таких новых форм может стать образовательная ситуация.
Образовательная ситуация – это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной и детской деятельности.
Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Многие исследователи (Хуторской А.В., Тубельский А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Бабаева Т.Н., Крулехт М.В., Михайленко О.А., Кларина Л.М. и др.) рассматривают образовательную ситуацию как форму организации деятельности участников образовательного процесса, способствующую эффективному достижению образовательных целей.
Колесникова И.А., анализируя педагогическую реальность связывает временной аспект с направлениями цивилизационного и культурного развития. Оказывая непосредственное влияние друг на друга, они порождают многообразные педагогические структуры внутри которых, во-первых, реализуется взаимодействие педагога и обучаемого, во-вторых, проявляется определенный социально-исторический контекст образовательного процесса. Происходит это путем образования специфических объемных конструкторов – социокультурных образовательных ситуаций – как теоретического аналога социокультурной образовательной модели и педагогической ситуации в идеальном варианте.
Интерес представляют выводы Гершунского Б.С., который, описывая базисные философские основания образования, раскрывает в контексте многочисленных и специфичных педагогических ситуаций проявление истинной сущности педагогической деятельности, ее субъектов и объектов.
Цукерман Г.А., обращаясь к работам Зинченко В.П., говорит о необходимости построения такой образовательной среды, которая распахивает перед растущими людьми веер равнодостойных направлений самоизменения, а не зомбирует один, единственно верный, «научно обоснованный» путь, который лишь для некоторых окажется подлинным, собственным.
Анализ различных подходов к пониманию сути образовательной ситуации приводит нас к выводу о существовании двух основных направлений ее изучения. Первое раскрывает образовательную ситуацию как внешние условия протекания деятельности человека, как множество элементов среды, либо как ее часть на определенном этапе жизнедеятельности. В таком понимании образовательная ситуация включает субъектов образовательного процесса, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты.
Иная позиция состоит в использовании понятия «образовательная ситуация» в качестве результата активного взаимодействия личности и среды. Данный подход является более емким в сравнении с описанным выше. В нем объективные элементы образовательной ситуации дополняются субъективными: межличностными отношениями, социально-психологическим климатом, групповыми нормами, ценностями, стереотипами сознания. Масштабность их проявления зависит от преобладающей роли либо внешних обстоятельств, либо личностных.
Следует уточнить, что образовательная ситуация понимается, как «рамочная» конструкция. Конкретизированная в исследовании до ситуации развития ДОУ, как инновационной образовательной системы, она органично включает в себя цели, задачи, содержание, методы, средства, критерии оценки, организационные формы, исследуемого процесса во всех его многогранных проявлениях.
Вместе с тем, возможность изучения образовательной ситуации подтверждается ее комбинированным характером, раскрывающимся через временной, пространственный и функциональный аспекты.
Проблема исследования образовательной ситуации развития личности, выявления ее структуры, действующих факторов – одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Без четких представлений о составе элементов личностно-развивающей ситуации, о диалектике их взаимосвязей и функций невозможно осуществлять научно обоснованное проектирование развивающих образовательных систем, разрабатывать ориентированные на развитие личности технологии педагогической деятельности.
Образовательную ситуацию возможно рассмотреть в аспектах ее логической структуры: формы, методы, средства, требования и условия.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.
Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.
Воспитатель также широко использует ситуации выбора, практического и морального. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Таким образом, образовательные ситуации являются актуальным способом применить усвоенные знания и умения на практике, и дают возможность определить направление дальнейшей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-пресс, 2014.
- Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. – М.: Флинта, 2003. – 768 с.
- Колесникова, И.А. Качество воспитательной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http:// www.openclass.ru/node/90053. (08.12.2017).
- Конохова, Е.С.Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://deti-club.ru. (29.11.2017).
- Конохова, Е.С.Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников / Е.С. Конохова // Педагогическое образование в России. – 2014. – №3.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
- Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. – М.: Флинта, 2009.
- Ходякова, Н.В. Моделирование структуры образовательной ситуации личностного развития методом бинарных оппозиций / Н.В. Ходякова // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность интегративного характера. Образовательная ситуация «Смешные слова»
Основная задача: Обучение грамоте «Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ»...
Конспект образовательной ситуации по реализации образовательной области «Познание» по разделу: «Математическое развитие» на тему: «Геометрические фигуры» в подготовительной к школе группе с использованием технологии проблемно-диалогового обучения.
Программное содержание: Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Упражнять детей в определение геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного ...

Конспект образовательной ситуации по реализации образовательной области «Познание» по разделу: «Природный мир» на тему: «Птицы разных стран» в подготовительной к школе группе. Воспитатель - Голикова Л.Д.
Цель: ознакомление и закрепление знания детей о птицах живущих не только в нашей стране, но и других странах мира.Задачи:1. Расширить представление детей о птицах.2. Закрепить знания детей в уме...

Консультация для педагогов ДОО "Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса"
Консультация для педагогов ДОО "Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса"...

Образовательная ситуация - основная единица образовательного процесса в поддержку исследовательского поведения дошкольников в ДОУ.
Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазв...

Конспект «В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника) Цель: создание образовательной ситуации развития детей в процессе знакомства с профессией художник. Задачи: формировать представления детей об общественной значимости труда художника,.
Конспект «В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)...