Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой в средней группе.
методическая разработка (средняя группа)

Родионова Ирина Вячеславовна

В данной методической разработке приведен материал по руководству сюжетно-ролевой игрой в соответствии с ФГОС по средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-r_igra_sr.gr_.docx59.64 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное руководство формированием сюжетно – ролевой игры в  средней группе.

Тема:  «Доктор».

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Беседы воспитателя о работе врача – педиатра, медсестры, о медицинских учреждениях
  • Наблюдение за работой медсестры д/с
  • Экскурсии

 в медицинский кабинет, в процедурный кабинет

  • Целевые прогулки до поликлиники, до аптеки
  • Чтение стихов А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский  «Айболит»
  • Чтение рассказов

 И. Туричин «Человек заболел»

  • Рассматривание иллюстраций Петров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, из журналов и энциклопедий
  • Загадки «Если кто-то заболел…»,
  •  «Кто у постели больного сидит…», «Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь…», «Ускользает, как живое…», «Пузыри пускало…»
  • Скороговорки «Прочитал журавль в журнале…»
  • Просмотр видеозаписей «Айболит 66», «Болто»
  • Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»
  • Продуктивные виды деятельности

Лепка «Витамины»,  конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация  «Красный крест», рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит».

  • Слушание музыки «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.Чайковского 

Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр»

  • Дидактические игры 

«Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», «Распутай и сверни  бинтик», «Что изменилось», Разрезные картинки,  «Распределить пациентов по кабинетам», «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)

  • Театрализованные игры «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»
  • Игровые упражнения «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»
  • Игры – имитации «Медсестра измеряет давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки»
  • Строительно – конструктивные игры

 «Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), кушетка

  • Игры с математическим содержанием.  «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством»
  • Игры с экологическим содержанием

«Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра»

  1. Обучающие игры
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей) Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)

Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)

 дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…)

  • Ребенок играет, используя только реальные предметы. Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.
  1. Принятие параллельной роли
  • Привлечение к параллельной роли

Позвать другого врача для осмотра и консультации, медицинский консилиум

  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога

Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент - пациент

  • Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации

Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача

  1. Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования
  • Внешние признаки

Чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки

  • Копии имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели
  • Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки.
  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «Пациент» (кукла – кегля – воображаемый больной)
  • Цепочка: подсказывающие игрушки:

Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест»

  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: таблица для проверки зрения
  • Изменение сюжетной ситуации все машины скорой помощи на вызовах, как доставить больного до больницы

2 Совместное изготовление игры, атрибутов:

  • Внесение нового атрибута в проблемные ситуации  

Изготовление градусников (эпидемия гриппа, появилось много больных)

  • Введение нового атрибута в проблемные ситуации Медицинские амбулаторные карты пациентов, номерки к врачам
  • Обыгрывание игрового материала педагогом сигмомонометр (для измерения давления)

3 Презентация игрового материала педагогом дефибриллятор (при остановке сердца)

  1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:
  • С сюжетной игрушкой  «У куклы заболело горлышко и она не сможет петь песни.» Что надо сделать?
  • С предметами – заместителями «У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик)
  • С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» - что надо сделать? – помазать ножку, перевязать
  • Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»
  1. Создание подсказывающей ситуации

Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать

  1. Обращения по ходу игры «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?»,  «Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»

«На что жалуетесь?»

«Соблюдайте правила для глаз»

Тема:  «Парикмахерская»

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Беседы

«История профессии парикмахер», «Как стать парикмахером»

  • Наблюдение

За работой воспитателя, когда он причесывает детей

  • Экскурсии в парикмахерскую
  • Целевые прогулки до парикмахерской
  • Чтение стихов

«Дайте ножницы, расческу…», «Мастер сделает прическу…», «Привели подстричь ребенка…»

  • Чтение рассказов Е.Благинина «Красавица какая», Б.Довяк – Мотович «Татьяна в парикмахерской»
  • Рассматривание иллюстраций Картина парикмахер (из серии «Кем быть»), иллюстрированный материал по теме
  • Загадки

«У этой волшебницы…», «В этот чистый светлый зал…»

  • Скороговорки «Не жалела мама мыла…»
  • Чистоговорки «Расти коса до пояса…»
  • Просмотр видеозаписей «Конкурс парикмахеров»
  • Просмотр презентаций  «Профессия парикмахер»
  • Продуктивные виды деятельности рисование: «Мамина прическа», аппликация: «Кудрявая прическа», «Украсим прическу», лепка: «Новая модель прически» (барельеф)

Слушание песен  муз. А.Александрова, сл. М. Ивенсон «К нам гости пришли», «Почему на голове не растут цветочки…»

  • Дидактические игры

«4 – лишний», «Что изменилось», «Каждой вещи свое место», «Найди отличия в портретах»

  • Театрализованные игры Бианки «Хвосты», «Эта шубка лучшая»
  • Игровые упражнения «Заплетаем косичку», «Завязываем бантик»
  • Игры – имитации  «Сушим волосы феном», «Делаем стрижку»
  • Строительно – конструктивные игры «Парикмахерская», «Рабочее место парикмахера»
  • Игры с математическим содержанием «У кого коса длиннее», «У какого мастера больше инструментов», «Разложи в порядке убывания, возрастания»
  1. Обучающие игры
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)  воспитатель в роли клиента
  • Разыгрывание сюжета(действия направлены на детей)

воспитатель в роли парикмахера

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку), дети и воспитатель в роли парикмахера, причесывают, подстригают, завивают, плетут косы, сушат голову
  • Ребенок играет, используя только реальные предметы. Ребенок расчесывает, накручивает волосы на бигуди, использует фен, заколки, бантики
  1. Принятие параллельной роли
  • Привлечение к параллельной роли: два мастера трудятся над прической, два клиента в очереди
  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога; парикмахер – клиент, клиент – клиент, мастер – мастер, директор салона – мастер, мастер - администратор
  • Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Пригласили в театр,  выступление на конкурсе парикмахеров.

  1. Атрибуты: коробка и контейнеры для хранения игрового оборудования
  • Внешние признаки: передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца
  • Копии имитации парикмахерских инструментов, пустые флаконы и баночки из- под косметических средств
  • Заместители палочки, карандаши, шпатели, строительные цилиндры, кубики, прищепки
  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы: клиент – мягкая игрушка – воображаемый клиент
  • Цепочка: подсказывающие игрушки: создаем креативную прическу – нет украшений. Подойдут бельевые прищепки, кольца от пирамидки
  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей – альбом новых причесок и стрижек
  • Изменение, сюжетной ситуации: Все мастера заболели, а клиенту срочно надо сделать праздничную прическу. Как поступить администратору?
  • Совместное изготовление игры, атрибутов: нового атрибута в проблемные ситуации Визитная карточка салона
  • Введение нового атрибута в проблемные ситуации: Две подруги беседуют, одна делает комплимент другой по поводу прекрасной прически, вторая в ответ советует посетить новый салон
  • Обыгрывание игрового материала педагогом Выпрямитель (утюг) для волос

Презентация игрового материала педагогом Автоклав для стерилизации парикмахерских инструментов

  1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:
  • С сюжетной игрушкой: кукла проснулась после тихого часа, прическа испорчена,  надо собираться на утренник
  • С предметами – заместителями к кукле приезжают  гости, нужна хорошая прическа, что надо сделать (карандаши – бигуди, цилиндры строительные – помада, шпатель – расческа, прищепки – заколки)
  • С воображаемыми предметами  У куклы грязные и спутанные волосы. Что надо делать? – вымыть голову, намазать гелем, причесать, высушить, уложить 
  • Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Мастер, вы свободны?», «Обслуживает ли мастер из мужского зала?», «Как ухаживать за моими волосами?»
  1. Создание подсказывающей ситуации «Иду мимо парикмахерской. Не пора ли зайти»

Обращения по ходу игры «Когда вы освободитесь?», «Можно ли записаться на другой день?», «В какие дни вы работаете?», «Для какого случая прическу вам делать?»

Тема:  «Строители»

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Беседы о работе строителя, строительной технике, строительных специальностях
  • Наблюдение за работой строителей на строительной площадке
  • Экскурсии к строительной площадке
  • Целевые прогулки по местам ближайшего окружения (рассматривание социально значимых объектов)
  • Чтение стихов А. Барто «Маляр», Заходер «Строители», Маршак «Дом, который построил Джек»
  • Чтение рассказов Б.Житков  «Что я видел», К.Нефедова «Дом, какой он» 
  • Рассматривание иллюстраций «Архитектура Петербурга», иллюстрации к сказке «Три поросенка»
  • Загадки «Средь облаков, на высоте…», «Варит он не борщ, не суп», «Вот на краешке с опаской…»
  • Скороговорки «Ищу профессию – каменщика, крановщика и стекольщика»
  • Чистоговорки «Ца – ца – ца – строительство крыльца», «цо-цо-цо – красивое крыльцо»
  • Просмотр видеозаписей «Петербург с высоты птичьего полета», Москва с высоты птичьего полета»
  • Просмотр презентаций «Профессия – строитель»
  • Продуктивные виды деятельности

Лепка «Дом из кирпичей»

Аппликация «Домики трех поросят»

Рисование «Дом моей мечты»

Конструирование «Строим любимый город»

  • Слушание музыки Гимн строителей

Слушание песен «Песенка Мышонка – строителя», «Песенка бобра»

  • Дидактические игры «4 – лишний», «Кому. что нужно для работы»,  «Что за чем»,  «Расставь по величине», «Волшебная стенка», «Забиваем гвоздик»
  • Театрализованные игры «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок»
  • Игровые упражнения «Построй такую же башню»
  • Игры – имитации «Красим стену», «Кирпичная кладка» 
  • Строительно – конструктивные игры «Дома ближайшего окружения»
  • Игры с математическим содержанием «У кого больше кирпичей», «Чей дом выше», «В каком доме больше этажей», «В каком доме больше окон», «Большой – маленький город»
  • Игры с экологическим содержанием «Прибери рабочее место», «Инфраструктура жилого массива»
  1. Обучающие игры
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя) воспитатель в роли заказчика
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей)  воспитатель берет на себя роль прораба или строителя
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку) дети в роли строителей, строим для собачки, теремок для всех зверей
  • Ребенок играет, используя только реальные предметы.  Строим домики для птиц, с помощью молотка и гвоздей, строим палисадник из камушек.
  1. Принятие параллельной роли
  • Привлечение к параллельной роли  два заказчика, две строительных фирмы, два архитектурных проекта
  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога строитель – заказчик, строитель – прораб, строитель – архитектор, архитектор – заказчик, архитектор – прораб, заказчик - прораб

Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации: не привезли строительный материал, наводнение, обильный снегопад, сломалась техника

  1. Атрибуты: Коробка, контейнер для хранения игрового оборудования
  • Внешние признаки  каска, рукавицы, передники
  • Копии имитации строительных инструментов
  • Заместители коробки, стаканчики, скотч
  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы; Заказчик – мягкая игрушка – воображаемый заказчик
  • Цепочка: подсказывающие игрушки: строим кормушку для птиц – нет досок, используем бутылки пластиковые, коробки из -под сока.
  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей

альбомы с образцами построек, фотоальбомы с видами объектов ближайшего окружения, альбомы с алгоритмами строительства

  • Изменение, сюжетной ситуации бабушка с дедушкой приехали из другого города жить вместе с нами
  • Совместное изготовление игры, атрибутов: нового атрибута в проблемные ситуации «Проектный чертеж будущего здания»
  • Введение нового атрибута в проблемные ситуации

 сломался грузовик – внесем самосвал.

  • Обыгрывание игрового материала педагогом

подвозит воспитатель самосвал к стройплощадке и разгружает, поднятие тяжестей  с помощью крана

Презентация игрового материала педагогом  «работа экскаватора»

  1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:
  • С сюжетной игрушкой « У зайца много врагов в лесу, надо построить надежный домик»
  • С предметами – заместителями  строим будку для Бобика из коробок из под сока, кефира
  • С воображаемыми предметами «Строим и украшаем дворец Снежной королевы»
  • Развертывание сюжета с ролевым диалогом «К кому можно обратиться за помощью в постройке дома?», «Какой строительный  материал потребуется для постройки дома?», «Для чего или для кого вы хотите построить дом?»
  1. Создание подсказывающей ситуации «Стало тесно, надо построить дом побольше» (по сказке теремок)
  • Обращения по ходу игры «Когда вы сможете закончить строительство?», «Где  удобнее разгрузить материал?», «Как проехать на стройплощадку?»

Тема:  «Семья»

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Чтение  В.Осеева «Волшебное слово», Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
  • Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?»
  • Рассматривание сюжетных картинок, семейных фотографий 
  • Пение песенок, «колыбельных»;
  • Продуктивные виды деятельности: рисование на тему: Я и моя семья».
  • Игровые проблемные ситуации: «Утро в семье», «Обед в семье», «Стройка», «Папа – хороший хозяин», «У нас в семье – младенец»,
    «Вечер в семье», «Мама укладывает детей спать», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок»,
    «Помогаем маме стирать белье»,
    «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «Переезд на новую квартиру», «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
  • Внесение в игру элементов труда: стирка кукольного белья, уборка помещения.
  • Спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья».
  • Дидактические игры:

 «Что нужно врачу»

«Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы».

«Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишние», «Опиши – мы отгадаем»

  • Атрибуты:  Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец,  игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
  • Создание альбома «Наши папы и мамы трудяться»
  • Обыгрывание игрового материала педагогом

Организация витрины для магазина

  • Что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы, мамы? Что делает их ребенок?
  • Кукла Маша заболела, что нужно сделать папе и маме? (вызвать врача)
  • Сегодня выходной, куда пойдет семья?

- дочка заболела, что нам делать?

- пора идти за покупками;

- ждем с работы папу;

- накроем стол;

-скоро придут гости.

Тема: «Детский сад»

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
  • Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала, мед. Кабинета, кухни  с последующей беседой о работе сотрудников детсада.
  • беседы из личного опыта детей.
  • Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.
  • Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек.
  • Экскурсия в прачечную.
  • Организация труда детей — стирка кукольного белья, платочков.
  • Игровые проблемные ситуации: «Утренний прием»
    «Наши занятия»
    «Зарядка в детском саду»
    «Работа няни - завтрак»
    «Работа няни - уборка группы»
    «На прогулке»
    «На музыкальном занятии»
    «На физкультурном занятии»
    «Осмотр врача»
    «Обед в д/саду» 
    «Работа повара в детском саду» 
    «Работа в прачечной детского сада»
  • Атрибуты:   Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты.

«Мне родители звонят, волнуются: им на работу надо идти, а детей дома не с кем оставить! Как быть?»

Вы хотите в детском саду работать? Будем детский сад открывать? (Да)

- Кто же будет работать в нашем детском саду? ( Прачки, повара, воспитатели, няни)

- Кто привезет детей в детский сад?

Тема: «Магазин».

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Чтение С.Михалков «Андрюшка», Д.Родари «Голубая стрела», О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках».
  • Рассматривание картины «Продавец», иллюстративный материал.
  • Рассматривание овощей и фруктов (предметные картинки, муляжи).
  • Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой».
  • Продуктивные виды деятельности: Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
  • Рассказ воспитателя о различных магазинах.
  • Экскурсия в торговый центр.
  • Рассказ о правилах поведения в магазинах.
  • Дидактические игры: «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?», «Чудесный мешочек»,  «Какие овощи зеленого (красного и т.д.) цвета ты знаешь?», «Магазин», «Овощи», «Кому что?».
  • Игровые упражнения: «Покупатели идут в магазин», Продавец взвешивает фрукты», Покупатель оплачивает покупку».

  • Внесение в книжный уголок иллюстративного материала про овощи, фрукты, магазин.
  • Атрибуты: овощи, фрукты, весы, касса, сумочки, кошельки, витрина, форма продавца, деньги, машина для перевозки товаров.
  • Создание подсказывающей ситуации: «Мама идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В магазин завезли много овощей и фруктов».
  • Побуждение к ролевым высказываниям: «Кто хочет быть продавцом?», «Что делает продавец?», «Кто из вас был в магазине?».
  • Подключение к игре малоактивных детей: «Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези еще!»
  • Обращения по ходу игры: «Покупатели, встаньте в очередь», «Покажите, пожалуйста, какие у вас груши?», «Сколько стоит 1 килограмм груш?»

Тема: «Я – водитель»

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • .  Экскурсия к автобусной остановке.
  • Наблюдение за автобусом, такси и работой шофера.
  •  Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен».
  •  Рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы».
  • Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».
  • Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину».
  • Подвижные игры: «Пешеходы и такси», «Светофор».
  • Игровые упражнения: «Строим автобус» 
    «Учимся водить автобус» 
    «Автобус везет пассажиров»
    «Ремонт машин»
    «Заправляю машину» 
    «Мойка машин»
    «Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег, мебель)»
    «Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
    «Везу пассажиров на вокзал»
    «Я поеду в гараж»
    «Едем в детский сад» 
    «Едем в гости»
    «Поездка на дачу».
  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога: водитель (ребенок) – пассажиры (дети) – регулировщик .
  • Атрибуты: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).
  • -кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?
  • - Папа купил новую машину и везёт семью за город…
    - На стройке нужно поднять тяжёлый груз, срочно пришлите подъёмный кран…
    - В детском саду закончились продукты, пожалуйста, привезите продукты..- Алло! Это скорая помощь? У нашего сына болит живот….
    - Мама, нам нужно съездить на дачу. Автобус отъезжает от вокзала в 13.00 часов…
    -Садитесь в автобус, я отвезу вас на работу, в магазин…
    - Шофёр, ваш автобус довезёт меня до вокзала?

Тема: «Зоопарк».

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Экскурсия в зоопарк.
  • Рассказ о посещение зоопарка.
  • Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.
  • Беседа «Правила поведения в зоопарке».
  •  Отгадывание загадок о животных.
  • Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица».
  •  Изготовление альбома «Зоопарк».
  • Продуктивные виды деятельности: Рисование и лепка животных. 
  • Просмотр познавательного видеофильма «Ребятам о зверятах».

  • Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто, где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Зоологическое лото», «Кто чем питается».
  • Игровые упражнения: «Строим клетки для зверей»
    «К нам едет зоопарк»
    «Экскурсия по зоопарку» 
    «Мы едем в зоопарк»
    «Покупка продуктов для животных»
    «Кормление животных»
    «Уборка вольеров (клеток)»
    «Лечение животных»
  • Драматизация произведений К.И. Чуковского «Доктор Айболит», р.н. сказки «Заюшкина-избушка».
  • Театрализованная игра «Кот, петух и лиса».

.

  • Атрибуты:  Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка.
  • Внесение в группу игрушек –животных разных природных зон.
  • Организация столовой для животных в зоопарке.
  • Постройка клеток для зверей зоопарка из крупного строительного материала.

 

- вспомните, где находятся животные? (в клетке).

- давайте построим клетки и поместим туда животных.

- животные хотят есть.

Давайте посмотрим, что они едят?

- кто приготовит им еду?

«А УКОЛЫ БУДУТ?»

- А кто ухаживает за животными в зоопарке?

Тема: «Моряки».

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  • Беседа «Кто работает на корабле».
  • Продуктивные виды деятельности: Рисование и лепка рыбок. Аппликация «Кораблик», Рисование «Моряки».
  • Рассматривание иллюстраций в книгах В.Маяковского «Кем быть», иллюстраций различных кораблей
  • Заучивание стихотворений (А.Барто «Кораблик»…)
  •  Чтение С.Маршака «Мы военные».
  • Беседа о профессиях (капитан, матрос, кок, боцман); о морской форме; о правилах поведения на воде и корабле.
  •  Просмотр презентации «Осторожно на воде» и беседа по ней.
  • Просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Мореплавание Солнышкина», «Кораблик» (из сериала «Лунтик»), «Катерок».
  • Альбом «Все работы хороши» (заполнение)
  • Слушание музыки Б.Кабалевский «Походный марш», А.Пахмутова «Про нашу Родину»
  •  Встреча с родителями, служившими на флоте
  •  Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги,  пластмассы, дерева
  • Игровые упражнения: «Строим корабль»
    «Моряки плывут на корабле по морю»
    «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»
    «Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»
    «Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»
    «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»
  • дидактические игры: «Что, кому нужно?», «Что из чего?», «Что полезно, а что вредно», «Кем быть?», «Где живет опасность», «Собери картинку»;
  • развивающие игры: « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера), «Найди отличия», «Чего не хватает», «Что перепутал художник», «Пробоины в корабле», «Убери лишнее».
  • строительно-конструктивные игры: «Построй по образцу», «Собери кораблик».
  • игра-драматизация по мотивам произведения В. Сутеева «Кораблик», К.Чуковского «Доктор Айболит» - как добирался до больных,
  • обыгрывание сюжетных ситуаций «Корабль попал на мель», «Спасаем утопающего»
  • Тренинговые игры «Только сильный и смелый будет капитан умелый», «Я не боюсь!»
  • спортивные и подвижные игры: «Рыбаки»,  «Бравые моряки», «Мы матросы смелые».
  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога: капитан – рулевой , капитан - матрос, матрос – матрос, капитан – кок

.

  • Атрибуты:  крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс-воротники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы.
  • - Что делает капитан? (Определяет курс корабля и отдаёт команды.
  • «Пассажирам занять свои места! »
  • - Из чего мы будем стоить корабль?
  • А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы?
  • «На корабле закончились запасы еды» - кок сообщает капитану, что готовить обед не из чего, закончились запасы еды и воды. Что делать?
  • «Почему потонул кораблик Лунтика?» (натолкнулся на камень), «А из чего он был сделан?», «Из чего же нам построить корабль, чтобы он стал крепким и не боялся утонуть?»
  • «Пробоина в корабле» - матросы обнаруживают пробоину в корабле, сообщают об этом капитану. Что делать? Как можно пробоину закрыть? Стоит ли причалить к берегу? Чем починить корабль?;
  • -«А если Кузнечик упадет за борт?»  Но вдруг корабль покосился и Кузнечик оказался в воде. Что делать? Как спасать? Что понадобится? Кто спасет?;

Тема: «Почта».

Обогащение жизненного опыта детей

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно - игровой среды

Активизирующее общение педагога с детьми

  •  Экскурсия на почту.
  • Наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты.
  •  Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио
  •  Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик».
  •  Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история».
  • Продуктивные виды деятельности: Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др.
  • Коллекционирование открыток, журналов, календариков.
  •  Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.  
  • Дидактические игры: «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона»,  «Как отправить посылку».
  • Игровые упражнения: «Пришло письмо, открытка»
    «Почтовый голубь принес письмо» 
    «Отправить поздравительную открытку» 
    «Покупка журнала на почте» 
    «Отправить посылку своей бабушке»
    «Посылка от сказочного героя»
    «Шофер везет почту»
     

.

  • Атрибуты:  столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок,  детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь»,  деньги, кошельки, печать, машина.
  •  «Доброе утро! Для вас письмо (извещение на посылку)»
  • «Здравствуйте! Что бы вы хотели отправить?», «Какой журнал (газету) вы хотите купить?», «У нас есть интересный журнал (газета)», «Мы получили много поздравительных открыток», «На ваше письмо нужно наклеить марку», «Я хотел бы отправить в другой город письмо», «Я хочу поздравить друга с днём рождения. Какую открытку вы можете мне предложить?»
  • «Мария Ивановна, у нас закончились поздравительные открытки. Нужно заказать ещё», «Владимир Иванович, вот ваша путёвка на получение груза. Нужно получить груз на вокзале (в аэропорту)»
  • «Здравствуйте, вам заказное письмо! Получите и распишитесь, пожалуйста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой. Старший возраст.

Перспективный план комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой «Гараж – автомастерская – строители»...

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Мастер-класс "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Олимпиада""

Мастер-класс был организован с целью развития профессионализма воспитателей в руководстве сюжетно-ролевой игре....

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Космическое путешествие"...

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ В АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависит от впечатлений детей об окружающем, поэтому нужно расширять кругозор дошкольников. С этой целью проводят экскурсии, наблюдения,...

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Русская ярмарка».

Сюжетно-ролевая игра «Русская ярмарка» позволяет закрепить знания о традициях русского народа; о русском народном творчестве (русские народные танцы, песни, игры). Каждый ребенок может при...

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Доктор" во 2 младшей группе

Данный материал содержит рекомендации по организации предварительной работы к игре "Доктор": подборка художественной литературы, дидактические игры, подбор атрибутов к игре и т.д....