Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Русская ярмарка».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Сюжетно-ролевая игра «Русская ярмарка» позволяет закрепить знания о традициях русского народа; о русском народном творчестве (русские народные танцы, песни, игры). Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_rukovodstvo_syuzhetno-rolevoy_igroy_russkaya_yarmarka.docx | 23.43 КБ |
yarmarka.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Русская ярмарка» | |||
Программное содержание:
| |||
Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей. | Обогащение игрового опыта детей – совместные (обучающие) игры педагога с детьми. | Активизирующее общение педагога с детьми, направленное на побуждение к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и новых знаний об окружающем. | Своевременное изменение развивающей предметно -игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. |
Совместная деятельность с детьми. Проект «Русская ярмарка» НОД познавательного цикла. - Игра-путешествие «Русская ярмарка» (развитие речи) - Рассказ – диалог воспитателя о первых русских ярмарках с показом иллюстраций: - Продавец игрушек. Литография. Раскраска. Середина 19 в. - Русский раек. Литография. 1857. - Петрушка. Перчаточная кукла. И.А.Зайцев. Конец 19 – начало 20 в. Презентация «Голь на выдумку хитра». Художественной деятельностью: - Беседы о русских народных художественных промыслах. - Изготовление из глины различных предметов обихода «для продажи на ярмарке»: «дымковские» игрушки, «гжельская» посуда, куколки из ниток. Музыкальных: - Разучивание русских народных песен, плясок. Конструирование: - постройка ярмарочной площади из крупного строительного материала. - сооружение катальной горы, балагана. Совместная деятельность с детьми в повседневной жизни: - работа в огороде по сбору урожая; Чтение детям: «Ярмарочные развлечения И.Петрова («Ярмарочные развлечения в старой России» «Дошкольное образование»). Разучивание наизусть: - скороговорки - шутки - прибаутки - присказки. | Театрализованные игры: - театр пантомимы. - теневой театр. - кукольный театр. Сюжетно ролевые игры: «Семья» «Продуктовый магазин» «Кафе» «Пекарня-булочная» Настольно печатные дидактические игры: «Назови соседей», «Сосчитай-ка», «Помоги Незнайке (сравнение чисел). Развивающие компьютерные игры: «Что из чего сделано?», «Фрукты и овощи». Хороводные игры: «Большая карусель», «Шёл король…» «Это что же за народ…» Игровые ситуации: «Сборы на ярмарку» «Покупаем украшения» «Покупаем овощи и фрукты» «Пьём чай из самовара» | Здравствуй, Петрушка. Ты знаешь, что сегодня открывается ярмарка? Я собираюсь туда пойти, ты пойдёшь со мной? Надо не забыть взять с собой сумку, кошелёк с деньгами. Пойдём. Смотри сколько много прилавков с товарами. Моя дочка завтра идёт на день рождения к подруге, давай подберём ей подарок. Посмотри сколько много здесь украшений, я возьму вот такой комплект: бусы и браслет. Кто продаёт украшения? Маша будешь продавцом? Сколько стоит вот такой комплект? Пятнадцать рублей? Сейчас я достану свой кошелёк, посмотрю есть ли у меня столько денег. Извините, у меня только двадцать рублей. У вас будет сдача? Вы не могли бы упаковать покупку? Спасибо большое. Ребята, кто-нибудь хочет купить украшения? Петрушка, а ещё, я планировала купить яблок. Ты не видишь, где продаются яблоки? Кто продаёт яблоки? Посмотри Петрушка, сколько много яблок. Есть и красные и зелёные. Взвесьте мне, пожалуйста 3 килограмма красных яблок, они не такие твёрдые и очень сладкие, пожалуй я сделаю из них яблочное повидло. А зелёные яблоки очень жесткие из них выйдет замечательный компот. Взвесьте мне ещё 2 кг зелёных яблок. Ой, Петрушка, что-то я проголодалась. А, ты, хочешь перекусить? Посмотри, вот на том лотке продают выпечку и чай. Петрушка, ты с чем будешь булочку? А вот и самовар. Давай нальём себе чай. Сейчас я подставлю чашку и поверну краник и из «носика» польётся горячий чай, смотри не обожгись. Когда чашка наполнится, я поверну краник в прежнее положение. Приятного чаепития, Петрушка! Петрушка, посмотри, какой красивый балаган там стоит. И, кажется, представление начинается, будут показывать кукольный спектакль, пойдём, посмотрим. Какая замечательная была ярмарка, мы и повеселились и купили, всё, что запланировали. Ну вот, теперь можно идти варить повидло и компот. Ты мне поможешь, Петрушка? | Русские народные костюмы, музыкальные инструменты, персонажи кукольного, настольного, теневого, перчаточного и др. театров. Ширмы разные. Муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий. Самовар. Лотки для мелких расхожих торговцев. - Изготовление (совместно с детьми) различных картин, афиш, вывесок, разноцветных флагов, флюгеров для украшения балаганов и других увеселительных мест ярмарочной площади. Работа с родителями: - изготовление костюмов для игры «Ярмарка»; - изготовление - экскурсия на ежегодную осеннюю ярмарку; совместно с детьми поделок, украшений, хлебобулочных изделий для «продажи» на ярмарке. |
Предварительный просмотр:
№ п\п | Критерий | Описание |
1 | Полное название продукта | Сюжетно-ролевая игра «Русская ярмарка» |
2 | Актуальность (обоснованность проблемы инновационного продукта с точки зрения педагогических исследований, соответствие проблемы современным тенденциям развития образования, самооценка потенциала внедрения продукта в практику образовательного учреждения, в процесс развития муниципальной (региональной) системы образования) | Меняются времена, эпохи, люди. Но остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине и интерес к истокам национальной культуры. В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах, ритуалах. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением детей, как в деревне, так и в городе. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания, а также опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Актуальность сюжетно-ролевой игры «Русская ярмарка», как итогового мероприятия одноимённого проекта, заключается в том, что он ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимости и индивидуальности через приобщение к истокам русской народной культуре. |
3 | Концепция продукта (соблюдение принципа ясности в изложении концептуальной идеи, соответствие цели и задач решаемой проблеме, наличие теоретического и методологического обоснования проблемы) | Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как человечества в целом, так и отдельной личности. Родная культура, как отец и мать, должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. В старшем дошкольном детстве у ребенка зарождается самосознание, а значит, и осознанное отношение к окружающей его действительности: природе, быту, общественным явлениям, укладу семьи, проявляется первый интерес к народным традициям, народным ценностям и искусству. Полученные знания и приобретённый опыт дошкольники отражают в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра «Русская ярмарка» позволяет закрепить знания о традициях русского народа; о русском народном творчестве (русские народные танцы, песни, игры). Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Цель: развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру. Задачи:
|
4 | Инновационность (новизна) (уровень инновационности идеи, инновационность в решении проблемы (на основании содержания), инновационность инструментов (методов и технологий) в контексте данной инновации) | Новизна сюжетно-ролевой игры «Русская ярмарка» в том, что в подготовке к игре принимают участие сами дети (изготовление товара для продажи на ярмарке). Это способствует желанию реализовать собственный товар, выстраиванию ролевого диалога. Данная игра позволяет воспитывать нравственно-патриотические чувства, решать развивающие, обучающие и воспитывающие задачи с активным и деятельностным участием в мероприятии всех субъектов педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. |
5 | Результативность (ориентированность продукта ИОД на конкретный практический результат, наличие мониторинга, диагностики и анализа результатов, наличие отзывов, рецензий об успешной реализации продукта) | Работа ориентирована на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Результаты:
|
6 | Востребованность (кто может использовать, область применения) | Данную технологию могут использовать педагоги ДО, учителя и педагоги дополнительного образования. |
7 | Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски) | Специально оборудованная развивающая среда: магнитофон, подборка русских народных, ярмарочных песен; лотки и прилавки для торговли; бубны, деревянные ложки; самовар; игрушечные деньги, сумки, кошельки. Необходимо активное участие родителей в подготовке к сюжетно-ролевой игре. |
8 | Эффекты (какие произошли (возможны) дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации) | Дошкольники становятся активными участниками игры, проявляют желание брать на себя роли, реализовать свой творческий потенциал. У родителей появляется заинтересованность в успешности своих детей. |
9 | Аннотация продукта | Сюжетно-ролевая игра «Русская ярмарка» развивает познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию, размышлению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой. Старший возраст.
Перспективный план комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой «Гараж – автомастерская – строители»...
"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"
Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...
Мастер-класс "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Олимпиада""
Мастер-класс был организован с целью развития профессионализма воспитателей в руководстве сюжетно-ролевой игре....
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Космическое путешествие"...
КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ В АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависит от впечатлений детей об окружающем, поэтому нужно расширять кругозор дошкольников. С этой целью проводят экскурсии, наблюдения,...
Консультация для воспитателей "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ"
Игра - основной и ведущий вид детской деятельности. Чтобы она имела воспитательное значение и развивающий эффект, педагогу необходимо осуществлять грамотное руководство этим процессом. В данной ...
"Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой"
Среди разнообразных игр дошкольников традиционно любимой игрой остается сюжетно - ролевая игра! Но как же правильно педагогу руководить такой игрой, чтобы она влияла на развитие ребенка? Рассмотрим ко...