"Путешествие в древнюю Русь"
методическая разработка (подготовительная группа)

Громова Елена Юрьевна

Тема: «Путешествие в древнюю Русь».

Интеграция областей: Речевое, Познавательное развитие.

Цель: Расширять представление об одежде в разные эпохи.

Задачи:

1.      Обучающие: обобщать представления об одежде на Руси. Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения одежды.

2.      Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы развернутым предложением, учить отгадывать загадки и ребусы.

3.      Воспитательные: воспитывать бережливость, аккуратное отношение к одежде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_drevnyuyu_rus.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Тема: «Путешествие в древнюю Русь».

Интеграция областей: Речевое, Познавательное развитие.

Цель: Расширять представление об одежде в разные эпохи.

Задачи:

  1. Обучающие: обобщать представления об одежде на Руси. Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения одежды.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы развернутым предложением, учить отгадывать загадки и ребусы.
  3. Воспитательные: воспитывать бережливость, аккуратное отношение к одежде.

Оборудование: Зеркальный шар,  ноутбук, мультимедийный экран, мольберт, интерактивный стол, песочный стол.

Материал:мантия,презентация: «Одежда на Руси и современного мира», загадки, ребусы, мячик, интерактивные игры: «Четвертый лишний», лоскутки ткани.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций одежды, заучивание стихотворения «Все сбывается на свете».

Ход:

1 часть: (Организационная):

Дети входят в зал, здороваются с гостями, рассаживаются на стульчики.

Гаснет свет, звучит музыка, зажигается свет, в зал входит мальчик в древнерусском костюме и спрашивает, где он очутился.

Мальчик: Скажите, где я оказался?

Дети: Ты пришел в детский сад. А почему ты в таком костюме?

Мальчик: Я не пришел, а залез в лабораторию к ученому, увидел у него машину времени и решил посмотреть, как живут дети в будущем. Я прибыл к вам из Древней Руси. А одет я так потому, что у нас в прошлом всех такая одежда.

Воспитатель: Ребята, хотите совершить путешествие в древнюю Русь?

Дети: Хотим. Нам очень интересно. А как?

Воспитатель: Давайте отправимся вместе с мальчиком в Древнюю Русь и посмотрим, как одевались люди.Вставайте в круг «Колесо истории» и повторяйте за мной.

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

Дети встают в круг, зажигаются огни времени, звучит музыка, дети  произносят стишок. Огни времени гаснут, оказываются в прошлом, там их встречает ученный в своей лаборатории.

(Во время "полета детей", воспитатель одевает мантию).

2 часть: (Основная):

Воспитатель проводит в роле Ученого.

Воспитатель: Ко мне в лабораторию прилетели гости из другой страны.

Дети: Нет. Мы прибыли из будущего. Хотим посмотреть, как одевались люди в вашем времени.

Воспитатель: Я помогу вам. У меня есть экран, с помощью которого мы увидим разную одежду.

  1. Презентация: «Одежда древней Руси и современной России».

Но для того, чтобы одежда появилась на экране, нужно выполнить задания.

Отгадайте загадку:

Входишь в одну дверь,

а выходишь из трех,

Думаешь, что вышел,

а на самом деле зашел.

(Рубашка)

Какое слово спряталось в отгадке?

Дети: Это рубашка. Слайд 2

Воспитатель: Посмотрите, какие рубахи носили в древней Руси. Чем отличие  рубашки древней Руси?

Дети: На ней народный узор. Она с длинными рукавами. У нее есть пояс.

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание. Макар подойди к мольберту и разгадай ребус.

Дети: Это брюки.Слайд 3

Воспитатель: Кто знает, как назывались брюки на Руси?

Дети: Порты.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как они выглядят.

Дети: Они заужены внизу, одного цвета.

Воспитатель: Все правильно.  Отгадываем следующий ребус.

Дети: Это блузка.Слайд 4

Воспитатель: Правильно. Обратите внимания, раньше блузок не было. Женщины носили холщовые  длинные рубахи.

Следующий ребус, спрятанное слово:

Ю--А

Какое слово зашифровано?

Дети: Это Юбка.Слайд 5

Воспитатель: прочитайте, как называлась на Руси юбка.

Дети: Понева.

Воспитатель: Эту юбку – поневу носили только мамы и бабушки. Девочкам такие юбки не одевали. Посмотрите, чем эта юбка отличается от юбки нашего времени.

Дети:Она с узором.

Воспитатель: Ника, возьми еще одни ребус с мольберта. Какое слово зашифровано в ребусе?

Дети: Зашифровано слово сарафан. Слайд 6

Воспитатель: Посмотрим, какие сарафаны носили наши предки. Что изменилось?

Дети: Под сарафаном одета рубашка. Сарафан с народным узором.

Воспитатель:Аня, возьми еще одни ребус с мольберта. Какое слово зашифровано в ребусе?

Дети: Это слово кофта. Слайд 7

Воспитатель: обратите внимание, что в древней Руси кофты не носили. А что носили?

Прочитайте, как называется эта одежда?

Дети: Душегрейка.

Воспитатель: Чем она вам нравится?

Дети: Она сшита из красивой ткани. Душегрейка украшена узорами.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Лохматый пёс

Тепло принёс,

Хозяина обнимает,

От стужи укрывает.

                                              (Шуба)

Дети: Это шуба. Слайд 8

Воспитатель:  Скажите, а для чего нужна людям шуба?

Дети:  Люди носят шубу, чтобы зимой не замерзнуть.

Воспитатель:  Как вы думаете, наши предки носили шубы?

Дети: Конечно, носили. На Руси Зима была очень суровая.

Воспитатель: Следующий ребус, спрятанное слово:

П - - - - О

Дети: Это слово пальто. Слайд  9

Воспитатель: А в какое время носят пальто?

Дети: Его одевают осенью или весной. А еще бывают зимние пальто, они с мехом.

Воспитатель: прочитайте, как называется пальто в древней Руси.

Дети: Зипун.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом, увиденные вещи?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Правильно.  А теперь расшифруйте спрятанное слово, без которого люди тоже не могут обойтись

С----И

Дети: Люди не могут обойтись без обуви. Это сапоги.  Слайд 10

Воспитатель: Когда носят сапоги и ботинки?

Дети: их носят осенью, зимой и весной.

Воспитатель: А какую обувь обувают летом?

Дети: босоножки, сандали.

Воспитатель: Какую обувь носили на Руси летом? Расшифруйте слово

Л---И

Дети: Лапти.

Воспитатель: Молодцы. С заданиями моими вы справились.  Предлагаю вам немного подвигаться и поиграть.

  1. Игра: «Из чего сделана одежда» (Игра с мячом)

Воспитатель: Я вам кидаю мяч с названием одежды, а вы говорите, из чего она сделана.

Рубашка – из хлопка, хлопковая рубашка

Юбка – из шерсти, шерстяная юбка

Пальто – из драпа, драповое пальто

Рейтузы -  из шерсти, шерстяные рейтузы

Шуба – из меха, меховая шуба

Блузка – из шелка, шелковая блузка

Шапка – из ниток, вязанная шапка

Воспитатель:  Мы о многом поговорили и у меня есть еще одно задание для вас. Разгадайте мой кроссворд.Я туда спрятала название древнерусской одежды.

  1. Кроссворд: «Названия  одежды».

Я буду читать вопросы, а вы, поднимайте руку, если знаете правильный ответ.

Воспитатель: Молодцы. Отгадали весь кроссворд. Выучили новые названия одежды. А сейчас поиграем.  Подходите к моему волшебному столу. На нем можно руками двигать предметы. Вам необходимо убрать лишний предмет одежды.

  1. Интерактивная игра: «Четвертый лишний»

Воспитатель: Понравилось вам играть на моем столе? А у меня для вас еще один сюрприз. В этой коробочке лежат образцы ткани, из которой шьют одежду.  Давайте их посмотрим.

  1. Игра: «Волшебная коробочка»

Что можно сшить из этой ткани?

Дети: Из этой ткани можно сшить рубашку, майку. Это хлопковая ткань.

Это мех. Из него можно сшить шубу, меховую шапку.

  1. Интерактивная игра: «Собери одежду и обувь по сезонам»

Воспитатель: Вы отлично потрудились. Многое узнали, но ваше путешествие подошло к концу и вам пора возвращаться домой. Вставайте в круг «Колесо истории».

Звучит музыка, зажигаются огни времени, дети ходят по кругу. Огни времени гаснут.

(Во время "полета детей", воспитатель снимает мантию).

3 часть: (Рефлексия):

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?

                        Что запомнилось больше всего?

Дети: Да, было очень интересно.

Мы узнали, много нового.

Запомнился волшебный стол, на котором двигаются предметы.

Воспитатель:  Я предлагаю вам нарисовать узор на нашем песочном столе.

«Узор на песке»

Узор получился очень красивый.  Он подходит для русской рубахи, или сарафана.

Нам пора возвращаться в группу.  Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"

Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь»

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях и обычаях....

Презентация к занятию «Путешествие в Древнюю Русь»

Презентация к занятию «Путешествие в Древнюю Русь»...

Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь. Знакомство с русским народным костюмом»

Знакомство дошкольников с русским народным костюмом, его характерными чертами....

Конспект НОД "Путешествие в древнюю Русь" в старшей группе

Конспект НОД "Путешествие в древнюю Русь" в старшей группе...

Проектная деятельность. Путешествие в Древнюю Русь. Богатыри земли Русской.

Сегодня, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполн...

Проект "Путешествие в Древнюю Русь"

Проект для детей старшей группы...