Методика работы «Модель трех вопросов» Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем. Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса: 1. Что мы знаем про это? 2. Что хотим узнать? 3. Что надо сделать, чтобы это узнать? Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой. Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс. В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом». Что мы знаем? Земля – дом для всех людей. Земля круглая, как мяч. На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные. В Земле есть уголь и полезные камни. На юге жарко, а на севере холодно. Что мы хотим узнать? Почему на Земле бывает утро и вечер? Почему на Севере нет лета? Как мы держимся на Земле, если она круглая? Бывает ли у Земли День рождения? Что надо сделать, чтобы узнать? Почитать энциклопедию. Спросить у родителей. По телевизору посмотреть специальную программу. Узнать из журналов и газет. Узнать ответ в интернете. Посмотреть по карте и глобусу. Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае- это понедельник. Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра. Далее идет работа в «Центрах активности» (я писала про них ранее). Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах. • Центр математики Измерить расстояние между городами Запомнить название полезных камней, взвесить их. Найти самый тяжелый камень. • Центр строительства Построить обычный и необычный дом (дом из будущего). • Центр познания Рассмотреть глобус. Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны. Подготовить рассказ - сообщение о Земле. • Центр игры Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света» • Центр кулинарии Приготовить блюдо какого либо народа по выбору. • Центр искусства Слепить из пластилина глобус. Нарисовать карту нашей страны. Выполнить аппликацию «Моя планета» • Центр литературы Рассмотреть книги о земле с выставки. Выбрать и прочитать рассказ о Земле. Сочинить сказку о Земле. Сделать газету о Земле. В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения. Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении: • самостоятельно ставить вопросы • самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?» • придерживаться выбранной цели • доводить начатое дело до конца • согласовывать свои действия с действиями других детей • использовать полученные знания в разных видах деятельности • испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Методический материал для педсовета На тему ««Модель трех вопросов» Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта. Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: - Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как узнаем об этом?
Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов: - Выбор темы.
- Планирование.
- Реализация проекта.
- Завершение проекта с дальнейшей презентацией.
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми. С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ. - План — это утренний групповой сбор.
- Дело — это работа в центрах активности.
- Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию. Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов: 1-й этап — выбор темы Исходя из опыта работы по данной образовательной технологии, выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор, фасилитатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи. 2-й этап — планирование Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Для этого также можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о???» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода на картинке с его иллюстрацией. Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности. 3-й этап — реализация проекта Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности. Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. Таблица — «Паутинка» с видами запланированной деятельности всегда доступна ребенку, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказывая необходимую помощь. И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Здесь можно использовать авторский метод ПИН Розы Хачатрян (что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового). Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности. Работа по основной образовательной программе и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка. Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия: - Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
- Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта. |