Биография К.Д. Ушинский
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Дмитриевич Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России
Важные цитаты педагога Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения. Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания. Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим. Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа. Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
Основные идеи и принципы педагогической деятельности Ушинского Идея народности воспитания Человек как предмет воспитания Процесс обучения, дидактические принципы Классно-урочная система Двухуровневая дидактика Принцип единства обучения и воспитания Нравственное воспитание
Основные произведения педагога рассказы и сказки для детей статья "О пользе педагогической литературы" (1857) статья "О народности в общественном воспитании"(1857) "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867) "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870) статья "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) статья "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии« в 2 томах статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861) статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864) учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др.
Педагогическая статья "О пользе педагогической литературы" (1857) Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует: - соединению педагогической теории с практикой, - превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.
Статья "О народности в общественном воспитании"(1857) Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера.
Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др.
Анализ учебника Ушинского «Родное слово Первая после «Азбуки» книга для чтения состоит из 36 тематических уроков, причем главное место в них занимают художественные тексты: рассказы, басни, народные песни, сказки, стихи русских поэтов, загадки, пословицы, поговорки
“Родное слово”, имеет тенденцию к энциклопедичности, затрагивает широкий круг представлении и понятий, стремясь охватить все, что интересовало ребенка того времени (семья, школа, обряды, обычаи, праздники, домашние животные, растения, трудовая деятельность)
Вторая часть «Родного слова» Ушинского отличается от первой значительно большим объемом научно-познавательных статей, написанных самим автором. Постепенно усложняясь, они обогащают знания ребенка и дают достаточно цельное представление об окружающем мире.
В каждый урок автор включает по 2—3 пословицы, 1—2 загадки, скороговорки, веселые прибаутки. Но самое большое место отводится сказкам, которые бережно переработал сам автор: «Братец Иванушка и сестрица Аленушка », «Сивка-Бурка» и др.
При отборе стихов автор часто руководствуется принципом, который затем прочно закрепился в творчестве многих русских детских поэтов — в них почти нет эпитетов, зато много глаголов, что позволяло широко использовать их в детских играх и забавах.
Следуя своим представлениям об особенностях усвоения ребенком научных знаний, Константин Дмитриевич помешает между статьями стихи, рассказы, сказки, песни и загадки. Деловые статьи автор преднамеренно пишет сухим слогом, строго соблюдая последовательность изложения, что должно приучать детей к простоте, строгому и ясному выражению мыслей. Автор рекомендует использовать материал таких статей для бесед с детьми, побуждая их сравнивать прочитанное с собственным жизненным опытом.
Более четкое следование принципу постепенности и последовательности. Большую роль играет наглядность — рисунки к текстам. Вначале дети читают о близких и хорошо знакомых предметах и явлениях: “Классная доска”, “Грифельная доска”, “Наш класс”, “Хлеб”, “Вода”, “Одежда”, “Посуда” и так далее. Затем понятия усложняются, расширяются границы “детского мира”, но сам этот мир остается близким и понятным детскому уму (“Какие бывают растения”, “Как человек ездит по земле”, “Как летают по воздуху”, “Село и деревня”, “Город”, “Ярмарка”). Композиционно материал объединен определенной темой: зима, весна, лето, осень, домашние животные и т. д.
Рассказы Ушинского сюжетны. В них часто присутствует герой-ребенок. Это обостряет интерес читателя-сверстника к содержанию произведения. Рассказ “Как рубашка в поле выросла” построен как развернутая метафора. Любознательная Таня пытается понять загадочные слова отца: “А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке ”. Девочка наблюдает, как лен всходит, цветет голубыми цветочками, потом его убирают, отбеливают... И вот, наконец, новые, белые, как снег, рубашечки. Ребенок узнает, как много труда, терпения, поэзии вложено в каждую вещь, сделанную руками человека.
Стиль произведений Ушинского меняется в зависимости от литературно-педагогической задачи. В маленьком рассказе-притче “Хромой и слепой” он предельно лаконичен. “Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого за плечи — и оба перешли благополучно”. В развернутом сюжетном рассказе, очерке автор не отказывается от колоритных пейзажных зарисовок, выразительных деталей.
Одну из своих задач Ушинский видел в том, чтобы подготовить своих читателей к восприятию разнообразия и богатства отечественной литературы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как знакомить дошкольников с биографией авторов литературных произведений
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с их родителями. Дл...
Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»
Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина...
Биография и интересные факты о русском педагоге, писателе, основоположнике научной педагогики в России К. Д. Ушинском.
Во введении статьи обосновываются актуальность и значение воспитания на современном этапе, закрепленные на законодательном уровне. В основной части раскрываются роль и значение основных взгл...
К 200-летитию со дня рождения К. Д. Ушинского тематический проект «Путешествие по страницам сказок и рассказов К. Д. Ушинского» в подготовительной группе «Колокольчик»
Замечательный педагог писатель Константин Дмитриевич Ушинский жил двести лет назад,его сказки и рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькиебольшие тайны огромного мира,кото...
Биография К.Д.Ушинского
Краткая биография писателя и список рекомендуемой литературы для детей....
Воспитываем личностные качества детей посредством сказок и рассказов К. Д. Ушинского. (Богатство познавательного материала для детей в произведениях К. Д. Ушинского)
Ушинский Константин Дмитриевич(1824 — 1871)великий русский педагог,«учитель русских учителей». Уважаемые родители! Данная информация поможет вам в воспит...
Педагогические чтения – 2023, посвященные 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского «Творческое наследие К.Д. Ушинского в измерениях образования XXI века» (выступление и презентация)
Предлагаю вашему вниманию выступление и презентацию. ...