Воспитываем личностные качества детей посредством сказок и рассказов К. Д. Ушинского. (Богатство познавательного материала для детей в произведениях К. Д. Ушинского)
консультация по психологии (подготовительная группа)
Ушинский Константин Дмитриевич
(1824 — 1871)
великий русский педагог,
«учитель русских учителей».
Уважаемые родители!
Данная информация поможет вам в воспитании детей посредством сказок и рассказов писателя.
Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений К.Д. Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!
В каком возрасте стоит читать с детьми произведения К.Д. Ушинского?
Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Тематика его произведений разнообразна, его произведения развивают кругозор ребят; тематика произведений приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях раскрывается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию.
Вот краткий анализ многих произведений К.Д. Ушинского для детей который, разъяснит, с помощью какого произведения, что можно воспитывать у ребенка..
Сказка «Слепая лошадь»— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.
Сказка «Ветер и Солнце»— о том, как они поспорили , кто сильнее ,пытаясь снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Сказка «Два плуга»— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.
Сказка «Лиса и козел»— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. Обратив внимание детей на начало сказки, можно показать, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.
Сказка «Умей обождать»— о том, как курочка предупреждала петушка не клевать зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду, а всего лишь надо «уметь обождать» .
О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками К.Д. Ушинского!
Сказка «Два козлика»— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один другому дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.
Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки и сказки научно-познавательные, но и рассказы.
Рассказ «Дети в роще» —читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.
Рассказ «Гадюка» —это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И дети узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.
Рассказ «Утренние лучи» описывает, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.
Рассказ «История одной яблоньки» —читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие.
Рассказ «Как рубашка в поле выросла» —читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ. Рассказ «Проказы старухи-зимы» —в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»
Материал подготовила:
педагог-психолог Воробьева
Юлия Геннадьевна
2023 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 128.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки и сказки научно-познавательные, но и рассказы.
Рассказ «Дети в роще» —читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.
Рассказ «Гадюка» —это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И дети узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.
Рассказ «Утренние лучи» описывает, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.
Рассказ «История одной яблоньки» —читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие.
Рассказ «Как рубашка в поле выросла» —читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ. Рассказ «Проказы старухи-зимы» —в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 26
комбинированного вида»
Воспитываем личностные качества детей посредством сказок и рассказов
К. Д. Ушинского.
(Богатство познавательного материала для детей в произведениях
К. Д. Ушинского)
Материал подготовила:
педагог-психолог Воробьева
Юлия Геннадьевна
2023 г
Ушинский Константин Дмитриевич
(1824 — 1871)
великий русский педагог,
«учитель русских учителей».
Уважаемые родители!
Данная информация поможет вам в воспитании детей посредством сказок и рассказов писателя.
Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений К.Д. Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!
В каком возрасте стоит читать с детьми произведения К.Д. Ушинского?
Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Тематика его произведений разнообразна, его произведения развивают кругозор ребят; тематика произведений приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях раскрывается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию.
Вот краткий анализ многих произведений К.Д. Ушинского для детей который, разъяснит, с помощью какого произведения, что можно воспитывать у ребенка..
Сказка «Слепая лошадь»— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.
Сказка «Ветер и Солнце»— о том, как они поспорили , кто сильнее ,пытаясь снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Сказка «Два плуга»— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.
Сказка «Лиса и козел»— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. Обратив внимание детей на начало сказки, можно показать, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.
Сказка «Умей обождать»— о том, как курочка предупреждала петушка не клевать зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду, а всего лишь надо «уметь обождать» .
О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками К.Д. Ушинского!
Сказка «Два козлика»— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один другому дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.
Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться; показан папин авторитет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
Статья \'\'Развитие индивидуальных личностных качеств ребёнка посредством театрализованных игр в группах для детей с ЗПР\'\'
Статья ''Развитие индивидуальных личностных качеств ребёнка посредством театрализованных игр в группах для детей с ЗПР''...
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс. Предложенный материал поможет восп...
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»...
опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»
Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дош...
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии.
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии....