"Развитие образной выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников
средствами фольклора (малые формы)»
Цель: развитие методической компетентности воспитателя ДОУ, актуализации его индивидуального опыта.
- Загадка.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Сколько лет – никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос – крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом ее на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко.
(Баба Яга)
Воспитатель: О ком загадка? Объясните, почему вы так думаете.
Дети: Потому что Баба Яга горбатая.
Воспитатель: У людей и даже некоторых детей тоже бывает горб.
Дети: Баба Яга дружит с Лешим.
Воспитатель: У Лешего много друзей.
Дети: Только Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках.
- Пословица.
«Друг познаётся в беде»
Ход беседы:
“Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие”
Воспитатель: Дети, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О дружбе.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кого называют настоящим другом?
Дети: настоящий друг это тот с которым вместе играем, общаемся, доверяем тайны.
Воспитатель: Ребята, темой нашей беседы является пословица: «Друг познаётся в беде». Как вы её понимаете?
Дети: Друга нельзя бросать в трудную минуту, надо помогать другу. Друг должен быть храбрым, сильным, смелым.
Воспитатель: А если ваш друг будет слабым, вы не будете с ним дружить?
Дети: Будем.
3)Чтение художественной литературы
«Одинаковые» (рассказ)
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе обучались только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку – то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Вопросы:
1. За что мама осудила Соню?
2. Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
« До первого дождя». (рассказ)
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То, Маша, заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как это получилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.
Вопросы:
Что вы можете сказать о девочках и об их дружбе?
Почему обе девочки покраснели?
«Два дружка» (стихотворение)
Жили – были два дружка, неразлучных
Вместе по двору гуляли, вместе зёрнышки клевали.
Забрели раз в огород, где дремал в кустах Федот.
Кот Федот большой, усатый, толстый, серый, полосатый.
Он не каменщик, не плотник, он за птицами охотник!
Цапнул лапкой петушка золотого гребешка.
Заурчал…но в этот миг
Вдруг раздался громкий крик.
Это петушок другой ринулся с Федотом в бой,
И с размаху не жалея больно клюнул котофея.
Отпустил тот петушка:
Убежали два дружка!
4)Проблемная ситуация
Представьте себе такую ситуацию: ребёнок тяжело заболел и не может ходить в детский сад. Дома одному без друзей ему очень грустно. Но настоящий друг всегда найдёт время навестить больного. Рассказать ему новости, развеселить и подбодрить.
5) «Мнемотехника»
Мнемодорожка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....
«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»
1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....
Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...