"Развитие образной выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников
средствами фольклора (малые формы)»
Цель: развитие методической компетентности воспитателя ДОУ, актуализации его индивидуального опыта.
- Загадка.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Сколько лет – никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос – крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом ее на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко.
(Баба Яга)
Воспитатель: О ком загадка? Объясните, почему вы так думаете.
Дети: Потому что Баба Яга горбатая.
Воспитатель: У людей и даже некоторых детей тоже бывает горб.
Дети: Баба Яга дружит с Лешим.
Воспитатель: У Лешего много друзей.
Дети: Только Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках.
- Пословица.
«Друг познаётся в беде»
Ход беседы:
“Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие”
Воспитатель: Дети, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О дружбе.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кого называют настоящим другом?
Дети: настоящий друг это тот с которым вместе играем, общаемся, доверяем тайны.
Воспитатель: Ребята, темой нашей беседы является пословица: «Друг познаётся в беде». Как вы её понимаете?
Дети: Друга нельзя бросать в трудную минуту, надо помогать другу. Друг должен быть храбрым, сильным, смелым.
Воспитатель: А если ваш друг будет слабым, вы не будете с ним дружить?
Дети: Будем.
3)Чтение художественной литературы
«Одинаковые» (рассказ)
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе обучались только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку – то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Вопросы:
1. За что мама осудила Соню?
2. Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
« До первого дождя». (рассказ)
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То, Маша, заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как это получилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.
Вопросы:
Что вы можете сказать о девочках и об их дружбе?
Почему обе девочки покраснели?
«Два дружка» (стихотворение)
Жили – были два дружка, неразлучных
Вместе по двору гуляли, вместе зёрнышки клевали.
Забрели раз в огород, где дремал в кустах Федот.
Кот Федот большой, усатый, толстый, серый, полосатый.
Он не каменщик, не плотник, он за птицами охотник!
Цапнул лапкой петушка золотого гребешка.
Заурчал…но в этот миг
Вдруг раздался громкий крик.
Это петушок другой ринулся с Федотом в бой,
И с размаху не жалея больно клюнул котофея.
Отпустил тот петушка:
Убежали два дружка!
4)Проблемная ситуация
Представьте себе такую ситуацию: ребёнок тяжело заболел и не может ходить в детский сад. Дома одному без друзей ему очень грустно. Но настоящий друг всегда найдёт время навестить больного. Рассказать ему новости, развеселить и подбодрить.
5) «Мнемотехника»
Мнемодорожка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-234628-1432324258.jpg)
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-445741-1413201822.jpg)
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-1303716-1610433248.jpg)
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001747-1516885444.jpg)
«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»
1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-751520-1520229394.jpg)
Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...