Конспект родительского собрания "Научи меня говорить"
методическая разработка (младшая группа)

Матросова Надежда Николаевна

Конспект родительского собрагия "Научи меня говорить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_mishki.doc54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt443 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc25.5 КБ
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_0.docx51.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

 «Научи меня говорить».

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Место проведения: группа.

     Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на ша встреча посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Сегодня вы узнаете о некоторых приемах развития речи, научитесь выполнять некоторые упражнения для развития артикуляционного аппарата и надеюсь узнаете много нового и интересного.

 Я приглашаю вас в путешествие в «Страну речевого развития»

И так наш экскурсионный автобус отправляется в путь:

Звучит фрагмент «Песенка автобуса». Родители и воспитатель имитируют движения и слова.

1 станция «Научная»

- Для чего нам нужна речь? (ответы родителей)

- Как вы развиваете речь ребенка дома? (ответы родителей)

- Вы знаете, что такое артикуляционный аппарат?

Обсуждение иллюстрации.

Что бы правильно работал артикуляционный аппарат и человек произносил все звуки правильно. Нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

Консультация «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику» (приложение 1)

Звучит фрагмент песенки автобуса

2 станция «Творческая»

Игра «Мой хороший попугай»

Цель: Развитие эмпатии, быстрота реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара.

Содержание: Родители стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Взрослый  поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Примечание: для усложнения игры можно использовать стихотворение.

                                           Мой хороший попугай,

                                           Мне его скорее дай.

                                           Он красивый, он хороший

                                           И еще…

 Ребенок добавляет свое ласковое слово, например:

                                            Он  добрый  очень.

Звучит фрагмент песенки автобуса.

3 станция «Наши руки не для скуки».

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

- игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

- кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

- конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

- рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

- мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.  Умелыми пальцы становятся не сразу.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

(показ презентации).

Звучит фрагмент песенки автобуса.

4 станция «Песенная»

Очень важное значение в развитии речи детей имеет развитие памяти. Для этого с детьми нашей группы мы разучиваем небольшие стихи и песни:

Упражнение «Машина едет через лес»

 Важно знать, что при разучивание песенки и стихов нужно использовать наглядность и сопровождение слов действиями. Это является возрастной особенностью восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Звучит фрагмент песенки автобуса

5 станция «Речевые подвижные игры».

Игра «Черепаха»

Цель: знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.

Содержание: Дети стоят в кругу. Воспитатель называет животное, дети отвечают характерными для этого животного звуком.

                                    Например:

                                                      Собака – «Гав-гав…».

                                                      Кошка – «Мяу-мяу…».

                                                      Корова – «Му-му…».

 Но как только воспитатель говорит: «Черепаха», - все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

Примечание: До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, воспитатель многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

 Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

Звучит песенка автобуса

6 станция «В мире сказок».

Чтение художественной литературы один из важнейших компонентов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Книга очень хороший способ развития познавательных процессов.

Игровое упражнение «Я- диктор».

Взрослым нужно прочитать фрагмент сказки «Курочка Ряба». (весело, палача, попустительски, грубым голосом, тонким голосом).

Чтобы ребенок увлекся чтением или просил почитать важно:

  1. Читать эмоционально.
  2. Ни когда не отказывать ребенку в чтении
  3. Взрослый должен сам испытывать удовольствие от процесса чтения
  4. Прочитав произведение обязательно задавайте вопросы по содержанию (понравилось или нет произведение? Кто главные герои? Попросите описать пересказать отрывок и т.д)

Вот и закончилось наше путешествие.

Родители заполняют анкеты.

Воспитатель раздает памятки.

Обсуждение вопросов.

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ?»

10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

  1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. Будьте хорошим образцом для Вашего ребенка. Убедитесь, что Вы говорите все слова четко и ребенок видит Вашу артикуляцию.

  1. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Например, дайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы: «Возьми мишку», «Где кубик?»

  1. Не говорите слишком быстро!

  1. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдем гулять». Но не говорите слишком много, иначе ребенок привыкнет вообще «отключаться».

  1. Читайте ребенку книги!

Читайте не менее 10 минут в день, а лучше-больше. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Не раздражайтесь, если ребенок просит читать ему одно и то же. Правило повторения- главное в речевом развитии.

  1. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка.

  1. Почаще включайте музыку и песенки для детей.

  1. Поощряйте двигательную активность ребенка.

  1. Развивайте мелкую моторику!

  1. Исключайте любые чрезмерные требования!

Оставайтесь спокойным и уравновешенным.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребенка и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТРОСОВА Н.Н. НАУЧИ МЕНЯ ГОВОРИТЬ!

Слайд 2

1 СТАНЦИЯ "НАУЧНАЯ"

Слайд 3

2 СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ» МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ, МНЕ ЕГО СКОРЕЕ ДАЙ ОН КРАСИВЫЙ И ХОРОШИЙ И ЕЩЕ…. НАПРИМЕР: ОН ДОБРЫЙ ОЧЕНЬ

Слайд 4

3 СТАНЦИЯ «НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ» Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук.

Слайд 5

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: - внимание; - мышление; - координация; - воображение; - наблюдательность; - зрительная и двигательная память; - речь.

Слайд 9

4 СТАНЦИЯ «ПЕСЕННАЯ» Очень важное значение в развитии речи детей имеет развитие памяти. Для этого с детьми нашей группы мы разучиваем небольшие стихи и песни. Важно знать, что при разучивание песенки и стихов нужно использовать наглядность и сопровождение слов действиями. Это является возрастной особенностью восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 10

5 СТАНЦИЯ «Речевые подвижные игры» До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, воспитатель многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь. Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

Слайд 11

6 станция «В мире сказок» Чтение художественной литературы один из важнейших компонентов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Книга очень хороший способ развития познавательных процессов. Чтобы ребенок увлекся чтением или просил почитать важно: Читать эмоционально. Ни когда не отказывать ребенку в чтении Взрослый должен сам испытывать удовольствие от процесса чтения Прочитав произведение обязательно задавайте вопросы по содержанию (понравилось или нет произведение? Кто главные герои? Попросите описать пересказать отрывок и т.д)

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Памятка «Развития речи ребёнка»

• Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

• Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.

• Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

• Знакомьте детей с дикими и домашними животными, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

• Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.

• В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки, например, василёк – красивый, великолепный, полевой.

• Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.

• Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

• Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

        

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных,  полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.

  • Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

  • Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

  • В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

  • Прежде чем начать занятия, вспомним названия  артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

  • Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

  • Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

  • Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

  • Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани 

(выполняются с закрытым ртом)

  •  Опускание головы вниз;
  •  Запрокидывание головы назад;
  •  Поворот головы вправо-влево;
  •  Наклоны головы вправо-влево;
  •  Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  •  Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук. 

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки

  • Позевывание;

  •  Глотание капелек воды, слюны; 

  • Полоскание горла;

  •  Резкое отрывистое произнесение звуков:

                                         а-а-    а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

  • Покашливание. 

Упражнения для нижней челюсти

Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

Жевательные движения.

Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек

  •   Надувание щек: обеих одновременно и попеременно

  • Перегонка воды из одной щеки в другую

  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами

Упражнения для губ и языка

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы. 


«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. 

«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.  

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку. 

«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

 «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

 «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

 «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

НА САМОМ ДЕЛЕ ГОВОРИТЬ ДОВОЛЬНО ТРУДНО! ВЫ ТОЛЬКО ЗАДУМАЙТЕСЬ, ПРИ РАЗГОВОРЕ НЕОБХОДИМО СОГЛАСОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА, ГУБ, ЛЕГКИХ, ГОРТАНИ, В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЕЕ 30 РАЗНЫХ ЗВУКОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ПОДГОТОВИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ  АППАРАТ К ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНЕСЕНИЮ НУЖНЫХ ЗВУКОВ.

ГРАМОТНАЯ, ЧЕТКАЯ, ЧИСТАЯ И РИТМИЧНАЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА - ЭТО НЕ ДАР, ОНА ПРИОБРЕТАЕТСЯ БЛАГОДАРЯ СОВМЕСТНЫМ УСИЛИЯМ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И МНОГИХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, В ОКРУЖЕНИИ КОТОРЫХ МАЛЫШ РАСТЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ.

                                                       УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 1 - "Развитие речи малыша"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.консультация состояла из 4 частей....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания: «Я говорю, играю, учусь» (или как развивать речь ребенка)

Конспект родительского собрания: «Я говорю, играю, учусь» (или как развивать речь ребенка)...

Конспект родительского собрания "Учимся говорить грамотно"

Цель: создание мотивации у родителей к совместным занятиям по развитию речи...

Конспект родительского собрания: «Я говорю, играю, учусь» (или как развивать речь ребенка)

Конспект родительского собрания:«Я говорю, играю, учусь»(или как развивать речь ребенка) Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного в...