Конспект родительского собрания: «Я говорю, играю, учусь» (или как развивать речь ребенка)
материал (подготовительная группа)
Конспект родительского собрания:
«Я говорю, играю, учусь»
(или как развивать речь ребенка)
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
· создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
· актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
· обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
· активизация речевого общения в семье.
Повестка собрания
1.Обозначение темы собрания.
2. Средства развития речи.
3. Заключение.
Ход собрания:
I. Вступление.
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашего собрания будет посвящена развитию речи ребенка. Так как только семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. В первую очередь семья знакомит ребенка с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. И решение данной проблемы зависит от наших с вами усилий.
Основные задачи речевого развития детей – это:
1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.
2. Развивать у детей коммуникативные способности.
Как вы думаете, почему мы решили посвятить наше собрание данной теме? До школы осталось немного времени – 2 года. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, на что в первую очередь обращает внимание учитель, так это на речь ребёнка. Как он рассуждает, объясняет, доказывает, насколько богата речь ребёнка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.
Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как логично выражает он свои мысли, рассуждает?
II. Средства развития речи.
Многие дети заговорили в возрасте до года – 1,5 лет, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.
Все мы хотим, чтобы речь ребенка была грамотной, выразительной, понятной. А получаем невыразительную, непонятную, сбивчивую речь.
Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
Бедная речь – недостаточный словарный запас;
Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;
Неправильное звукопроизношение;
Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.
Чем мы занимаемся в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Для формирования правильной и чёткой речи в первую очередь большое внимание мы уделяем рассказыванию:
- составлению творческих рассказов;
- составлению рассказов по картине, по серии картин;
- пересказам.
Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки. Чистоговорки имеют вид обычного стихотворения , поэтому хорошо запоминаются и одновременно отрабатываются необходимые звуки. Скороговорки – от слов «скоро говорим». Необходимое занятие для детей разного возраста, даже если речь ребенка в норме. Есть дети, которые выговаривая слова, спешат, а другие медленно говорят и слишком затягивают слова.
Большую роль на развитие речи ребенка оказывают пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков.
В играх «Опиши, не называя», «Кто больше назовёт?», «Цвет и оттенки», «Кто больше расскажет о предмете?», «Что из чего сделано?», «Сравни предметы», «Что бывает мягким (пушистым, лёгким, жёстким и т.д.)?» и другие (их можно придумать вместе с ребёнком), требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали.
Задание на дом:
В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе.
- Я радуюсь твоим успехам.
– Расскажи мне, что с тобой.
Дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, поэтому огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.
В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.
Пример простых дыхательных упражнений.
«Поединок»
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
«Рисунки на стекле»
Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.
«Сдуй листочек с ладони»
Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.
Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.
Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.
Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подержаться за уши — так получится веселая обезьянка.
Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.
Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!
Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком, например, во время прогулки или по дороге из детского сада домой попросите ребенка рассказать, что интересного произошло в течение дня. Просмотр мультфильмов – тоже мощное средство воспитания ребёнка, и отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно вам пересказывает. Ведь вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Конечно, прослушав историю, похвалите вашего маленького сказочника!
Если обобщить все сказанное выше, нужно знать «маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников.
Литература:
1. Л. Е. Осипова Родительские собрания в дет. саду. ,2008г
2. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. ,2005
3. Ю. Н. Родионова Развитие интонационной выразительности речи., 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания:
«Я говорю, играю, учусь»
(или как развивать речь ребенка)
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
∙ создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
∙ актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
∙ обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
∙ активизация речевого общения в семье.
Повестка собрания
1.Обозначение темы собрания.
2. Средства развития речи.
3. Заключение.
Ход собрания:
I. Вступление.
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашего собрания будет посвящена развитию речи ребенка. Так как только семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. В первую очередь семья знакомит ребенка с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. И решение данной проблемы зависит от наших с вами усилий.
Основные задачи речевого развития детей – это:
1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.
2. Развивать у детей коммуникативные способности.
Как вы думаете, почему мы решили посвятить наше собрание данной теме? До школы осталось немного времени – 2 года. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, на что в первую очередь обращает внимание учитель, так это на речь ребёнка. Как он рассуждает, объясняет, доказывает, насколько богата речь ребёнка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.
Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как логично выражает он свои мысли, рассуждает?
II. Средства развития речи.
Многие дети заговорили в возрасте до года – 1,5 лет, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.
Все мы хотим, чтобы речь ребенка была грамотной, выразительной, понятной. А получаем невыразительную, непонятную, сбивчивую речь.
Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
Бедная речь – недостаточный словарный запас;
Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;
Неправильное звукопроизношение;
Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.
Чем мы занимаемся в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Для формирования правильной и чёткой речи в первую очередь большое внимание мы уделяем рассказыванию:
- составлению творческих рассказов;
- составлению рассказов по картине, по серии картин;
- пересказам.
Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки. Чистоговорки имеют вид обычного стихотворения , поэтому хорошо запоминаются и одновременно отрабатываются необходимые звуки. Скороговорки – от слов «скоро говорим». Необходимое занятие для детей разного возраста, даже если речь ребенка в норме. Есть дети, которые выговаривая слова, спешат, а другие медленно говорят и слишком затягивают слова.
Большую роль на развитие речи ребенка оказывают пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков.
В играх «Опиши, не называя», «Кто больше назовёт?», «Цвет и оттенки», «Кто больше расскажет о предмете?», «Что из чего сделано?», «Сравни предметы», «Что бывает мягким (пушистым, лёгким, жёстким и т.д.)?» и другие (их можно придумать вместе с ребёнком), требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали.
Задание на дом:
В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе.
- Я радуюсь твоим успехам.
– Расскажи мне, что с тобой.
Дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, поэтому огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.
В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.
Пример простых дыхательных упражнений.
«Поединок»
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
«Рисунки на стекле»
Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.
«Сдуй листочек с ладони»
Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.
Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.
Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.
Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подержаться за уши — так получится веселая обезьянка.
Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.
Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!
Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком, например, во время прогулки или по дороге из детского сада домой попросите ребенка рассказать, что интересного произошло в течение дня. Просмотр мультфильмов – тоже мощное средство воспитания ребёнка, и отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно вам пересказывает. Ведь вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Конечно, прослушав историю, похвалите вашего маленького сказочника!
Если обобщить все сказанное выше, нужно знать «маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников.
Литература:
1. Л. Е. Осипова Родительские собрания в дет. саду. ,2008г
2. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. ,2005
3. Ю. Н. Родионова Развитие интонационной выразительности речи., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Развитие речи ребенка в младшем дошкольном возрасте»
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики. Нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...
Конспект родительского собрания: «Я говорю, играю, учусь» (или как развивать речь ребенка)
Конспект родительского собрания: «Я говорю, играю, учусь» (или как развивать речь ребенка)...
План-конспект родительского собрания на тему: «Играя – развиваем речь».
Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.Задачи: Познакомить родителей с особенностями развит...
План-конспект родительского собрания на тему: «Играя – развиваем речь».
Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.Задачи: Познакомить родителей с особенностями развит...
Плана-конспекта родительского собрания на тему: «Играем – развиваем речь».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАПлана-конспекта родительского собрания на тему:«Играем – развиваем речь». Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категорииМБДОУ детский сад №...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Давайте развивать речь вместе».
Форма проведения собрания: Кафе- практикум....
Конспект родительского собрания в средней группе «Учите детей говорить правильно»
Конспект родительского собрания...