Тема: «Вовлечение родителей в жизнь дошкольника»
консультация

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Ехэ -Цакирский детский сад  

 

Тема: «Вовлечение родителей в жизнь дошкольника»

Педагог: Гармаева С.В.

        у. Ехэ- Цакир

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из нас вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, — все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их  присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем — детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

- оказание разовой помощи;

- участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;

- участие в качестве постоянных добровольных помощников;

- участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

- участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.

Начнем с родителей.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

- они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; 
- появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

- возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

- делается выбор детского сада для второго ребенка;

- родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

- взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

- устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

- в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

- присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

- у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

- знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

- взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

- дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

- изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

- возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

- возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

- происходит более тесное общение между родителями;

- родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

- возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;

- возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Вниманию педагогов предлагается «Алгоритм взаимодействия с семьей» (С. В. Глебова «Детский сад — семья: аспекты взаимодействия»).

Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З — я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей целиСогласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничестваГотовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства"

Этот доклад был представлен мною на семинаре воспитателей по теме: "Эффективные способы работы с родителями в детском саду"...

Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)

Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....

Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)

Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....

Консультация для воспитателей "Вовлечение родителей в жизнь группы"

В связи с введением  ФГОС ДО меняется концепция образования и возникает новая философия взаимодействия с родителями.  Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимо...

Консультация для воспитателей Тема: «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Главными воспитателями своих детей ...

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

Тема: «Вовлечение родителей в жизнь дошкольника»

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным....