Консультация для воспитателей Тема: «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»
консультация (старшая группа) на тему

Молчанова Светлана Владимировна

 Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.
 Главными воспитателями своих детей являются родители.    Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними.
      В данной консультации можно узнать, какие формы работы с родителями можно проводить в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Консультация для воспитателей

Тема: «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.

    Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».

    Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности.

     Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

     Как показывают результаты многочисленных исследований, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс является одной из самых результативных форм взаимодействия детского сада с семьей воспитанников, а также одним из наиболее эффективных методов повышения их психолого-педагогической культуры. В процессе такой работы родители знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, видят воспитательно-образовательную деятельность как бы «изнутри», становясь при этом активными участниками педагогического процесса. При этом участие родителей возможно практически во всех направлениях деятельности дошкольного образовательного учреждения.

    Цель совместной деятельности с родителями — повышение эффективности осознанного включения в родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. Постановка задач помогает выделять основные блоки работы с родителями:

• информационный;

• педагогический;

• просвещение, включения родителей в деятельность.

I. Информационный блок может включать в себя следующие мероприятия:

• системное анкетирование родителей по всем направлениям работы ДОУ, отслеживание удовлетворенностью работы детского сада;

• родители получают информацию о деятельности детского сада через групповые газеты;

• информационные стенды;

• видеоинформацию на родительских собраниях (снимать на видео-камеру занятия, режимные моменты, праздники, мероприятия по здоровью сбережению, затем показывать видео родителям на собрании. Особенно должна быть востребована эта форма деятельности в 1или во 2  младших  группах, когда родители в виду возраста ребенка не могут наблюдать воспитательно — образовательный процесс непосредственно). Для закрепления новых форм работы по информированию родителей сложно объявить конкурс газет во всех группах детского сада, составлять публичный отчет о деятельности детского сада.

II. Педагогическое просвещение можно реализовать через:

• организацию общих родительских собраний, конференций;

• представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания), и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям;

• оформление папок опыта воспитания в семье;

• праздник «День рождения», который подготовят родители;

• организацию выставок «Любимые занятия ребенка», «Общение ребенка в семье» и прочее;

• участие родителей в усилении материально — технической базы ДОУ: в каждой группе родители могут принимать участие в создании дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол, а также участие родителей обновить прогулочные участки для детей.

     Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.

Формы работы с родителями:

  • «День открытых дверей» В  тот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условия. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
  • Еще одна из интересных форм работы ‚с родителями является создание игротек в холлах детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.

В целях информационно – просветительской работы в приёмных можно организовать настольно - тематическую информацию, где родителям будут предложены буклеты, журналы по вопросам педагогики, психологии и медицины.

Уголок краткой информации.

Данная рубрика знакомит  родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами  и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Эта информация размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад, раздевалку или в пролёте между переходами.

Читаем дома «Воспитание грамотного читателя»

Желательно не просто перечислять книги для чтения, но и давать краткую аннотацию на них.  Раздел может быть дополнен предложениями от родителей по обмену книгами для чтения. Рядом можно разместить планшет с рисунками-иллюстрациями детей по прочитанной книге.

Советы врача.

В этом разделе родителям представляют сведения о росте, весе ребёнка, диете, режиме дня. Медсестра или врач дают ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или иных заболеваний.

Говорим спасибо!

На красочном табло размещаются слова благодарности родителям, оказавшим помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимающимся с детьми, участвующим в других мероприятиях.

Кто дружит…

Постоянно обновляемая рубрика, цель которой – сообщение родителям об успехах детей в математике, развитие речи, физкультуре, труде, культуре поведении.

Также можно оформить стенды: сегодня на занятии, меню, знаете ли вы, что…, «потеряшка», поздравляем.

Родительский уголок должен содержать планшет о возрастных особенностях детей группы. Можно оформить рубрики:  «Наши родители советуют», «Чем мы занимались», «Выучите вместе с нами» «Наша жизнь день за днём», «Права детей» и т.д.

В работе ДОУ с семьёй можно выделить основные направления: презентация дошкольного учреждения, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, проведение педагогического совета с участием родителей, интервью с родителями, обсуждение педагогических ситуаций, посещение семьи, педагогические беседы с родителями, тематические и индивидуальные консультации, групповые собрания, круглый стол, конференции, общие родительские собрания, тематические листовки, анкетирование, диалоги и т. д.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из них – эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, поведением своего собственного ребёнка; ознакомление с бытовыми условиями в группе и детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в ДОУ осуществляется также при проведении 3-4 раза в год, в назначенные числа дней открытых дверей. После просмотра проводится  небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

Обучение родителей практическим умениям.

Педагог показывает родителям оптимальные приёмы общения с ребёнком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приёмов.

Конкурс среди родителей «Если бы я был воспитателем»:

- приём детей;

- организация игры;

- составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.

Решение педагогических кроссвордов

Помогает уточнит знания родителей по определённой теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.

Школа бабушек

Специальный цикл занятий для молодых бабушек. Примерная тематика: «Знакомство с ДОУ. Экскурсия по детскому саду. Посещение занятий, мероприятий», «Особенности режима дня ДОУ», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Организация сна детей», «Питание и здоровье малышей», «Игра в жизни ребёнка» и т.д.

Клуб «Бабушкины пироги»

Могут прийти все желающие. Темы заседаний объявляются заранее:»как связать носочки ребёнку», «Немецкий сахарный пирог» (с дегустацией), «Как солить капусту».

Мастер-класс

Это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно.

Если построить работу с родителями таким образом, то мы можем повысить педагогические знания и способствовать гуманизации воспитательно — образовательного процесса, а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем).

Родители – это люди, чьи интересы вписываются в жизнь ребёнка, благодаря чему эта жизнь становится насыщеннее, богаче, радостнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства"

Этот доклад был представлен мною на семинаре воспитателей по теме: "Эффективные способы работы с родителями в детском саду"...

Консультация для воспитателей тема: «39 идей для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом»

 Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единого образовательного пространства"

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, ока...

Консультация для педагогов "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада"

В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое вни...

Организация родительских собраний и мероприятий: идеи для вовлечения родителей в жизнь детского сада.

В статье рассматривается значимость вовлечения родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Подчеркивается активное участие родителей, способствующее более глубокому пониманию воспитател...