Консультация для воспитателей "Вовлечение родителей в жизнь группы"
учебно-методический материал на тему
В связи с введением ФГОС ДО меняется концепция образования и возникает новая философия взаимодействия с родителями. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие" "на равных" всех трех субъектов образовательной деятельности: педагога, ребенка, родителя. Перед педагогами стоит важная задача-вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Статья расскрывает основные аспекты и способы взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в жизнь группы» (январь 2016 года)
Мы с вами уже говорили о том, что в соответствии с ФГОС меняется концепция образования и возникает новая философия взаимодействия с родителями. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие" "на равных" всех трех субъектов образовательной деятельности: педагога, ребенка, родителя.
Перед педагогами стоит важная задача - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение детей и сами приобретают всё новые и новые умения.
Основные цели всех форм взаимодействия:
- Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
- Объединение всех в одну команду, приобщение родителей к педагогическому процессу;
- Знакомство родителей со спецификой учреждения, с его воспитательной и развивающей средой;
- Создание условий для творческой самореализации родителей и детей.
Чтобы добиться активности родителей, нужно обратить внимание на три аспекта:
- Создание алгоритма вовлечения родителей в жизнь группы.
- Создание условий для взаимодействия с родителями.
- Разнообразие форм взаимодействия ДОУ и семьи.
- Создание алгоритма вовлечения родителей в жизнь группы.
Я бы выстроила следующий алгоритм:
- повышение авторитета педагога и приобретение доверия родителей (у Филонова подразделяется на три стадии: СТАДИЯ НАКОПЛЕНИЯ СОГЛАСИЯ. СТАДИЯ ПОИСКА СОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ. СТАДИЯ ВЗАИМНОГО ПРИЯТИЯ)
Как повысить авторитет педагога и заполучить доверие родителей? Вы знаете, что доверие родителя к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности, личностным качествам.
- Для начала обязательно надо выучить имя, отчество каждого родителя и обращаться только так! Не забыть членов семьи, кто принимает активное участие в воспитании ребенка. (Список под стекло или другое удобное место).
- Внешний вид педагога, его внутренняя активная жизненная позиция.
- Отличное знание того, о чем говоришь с родителями. Уверенность в своей позиции. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, но не потакать! Надо уметь аргументировать свой выбор, вариант своего действия.
- Чаще рассказывать родителям о том, что было в группе, как занимается их ребенок, как себя чувствует, как строит общение со сверстниками. Родителям интересно все, что касается их ребенка. Трансляция положительного образа ребенка
- Открытость любых режимных моментов для родителей, создание возможности присутствия их в группе (по желанию и возможности).
- родители начинают прислушиваться к мнению педагога, раскрываться перед ним. На этом этапе важно изучить потребности и ожидания родителей, обнаружить проблемы и противоречия в семейном воспитании
- одноразовые поручения, подгрупповая помощь, небольшое участие в воспитательно-образовательном процессе, выступление на родительских собраниях и консультациях.
- масштабные проекты и активные формы сотрудничества.
- Создание условий для взаимодействия с родителями. Уровни участия родителей.
В каждой группе встречаются родители разных типов:
- есть родители, которые активно и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, заинтересованы в успешности своих детей, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Есть родители очень занятые на работе, придерживающиеся в основном позиции потребителя образовательных услуг, для которых детский сад является простой жизненной необходимостью.
- Есть родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу), равнодушные, желающие решить проблемы с помощью специалистов.
- Есть и такие, которые обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют.
- Есть те, кто может быть активным только при условии значимой мотивации.
Наша задача, по возможности, активизировать любого родителя.
Можно выделить несколько уровней участия семей в жизни ДОУ:
- Оказание разовой помощи, выполнение небольших технических и трудовых поручений, не задавая никаких вопросов.
- Привлечение к организации образовательной работы с детьми на занятиях, в подготовке к утренникам, развлечениям, выставкам, конкурсам.
- Проявление инициативы, активное высказывание своего мнения, участие в принятии решений относительно своей деятельности группы и ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации и признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
Следуя алгоритму, после того, как родители начинают прислушиваться к твоему мнению, мы начинаем давать небольшие индивидуальные разовые поручения.
Приведу пример создания условий для взаимодействия на этом этапе: предположим, вы планируете начать тему «Транспорт». Даже если это всего лишь вторая младшая группа, некоторые представления у отдельных детей уже есть. Можно вечером спросить их об этом и сделать записи, которые вывесить в приемной с добавлением информации: «Мы готовимся к новой теме».
Таким образом, родители увидят: маленькие дети уже знают достаточно много, их собственные рассказы не пропали даром. Возможно, они захотят дома что-то напомнить своему ребенку, включатся в тему, расскажут что-то новое или найдут фотографии, почитают и т.п.
Кроме того, при таком раскладе у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи: родители уже будут готовы. А дальше можно просто написать объявление о том, что вам нужно для работы по данной теме. Вы можете попросить книжки, выполнить совместно с детьми рисунки и т.д..
Позже можно переходить на более сложные задания и поручения: помощь родителей в оснащении педагогического процесса, в подготовке занятий, участие в выставках, вернисажах, конкурсах.
На этом этапе родители уже почти не задают вопросов: а зачем? Для чего? Но иногда ещё звучит вопрос: почему именно я?
Как избежать этого? Я думаю, необходимо публично отражать участие родителей в мероприятиях. Здесь может поможет «Картотека добрых дел» или «Лист участия в трудовых десантах».
Если возникают ситуации, когда родители прикрываются фразами «не могу, нет времени», можно повесить в приемной табель или календарь, в котором члены семьи воспитанника могли бы отметить удобный для них день. Подкрепите календарь расчетом: в месяце 21 день (берем только рабочие дни), нас – 22. Следовательно, только 1 раз в месяц Вам нужно найти время и прийти в группу на 20-30 минут.
Главное правило любой просьбы воспитателя: открыто и искренне благодарить родителей за помощь, за участие, за выделенное время!!!
Помните: каждый человек, сделав какую –нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители!
Введите в группе за правило: вручать благодарственные письма, грамоты, призы за даже небольшое участие в конкурсах и выставках. Делайте это при любом удобном случае.
С этого момента количественные показатели простого присутствия родителей на мероприятии заменяются на качественные. Мы оцениваем: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной деятельности.
Как активизировать родителей на собраниях и консультациях?
Зачастую люди не любят оказываться в центре внимания или боятся дать «неправильный» ответ. Приучать к высказыванию своего мнения надо постепенно.
Помните: родители с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки, буклета. Пусть они на первых собраниях и консультациях знакомятся с ними дома, позднее можно просить родителей зачитывать советы непосредственно на собрании. (Например, можно попросить зачитать «Правила обучения ребенка развивающей игре», ОКНО и т.д.)
На собраниях должна звучать только важная и конкретная информация. Воспитатель должен говорить 1. только о том, что он реально делает; 2. зачем он это делает. Тогда родители будут понимать важность и необходимость своего участия в привлекаемых мероприятиях.
Например, говорим о развитии речи, о важности развития в младшем возрасте мелкой моторики рук ---- просим родителей изготовить пособия для развития мелкой моторики рук: с пуговками, с петельками, с кнопочками, шнуровки или объясняем необходимость приобретения соответствующих пособий для группы. Говорим о воспитании любви к природе у дошкольников --- просим родителей принять участие в подготовке и проведении экскурсии в березовую рощу.
Позже можно использовать и более активные формы сотрудничества: родительский клуб, семинары, школы (где родители будут активно высказывать свою точку зрения); глобальный трудовой десант (ремонт группы); совместный отдых на природе, выход в театр, посещение музеев, организация вечеров отдыха с чаепитием, участие родителей в утренниках, постановке спектаклей для своих детей.
Вообще досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное в плане организации общения, возникновения дружеских отношений, но и самое трудное в организации!
Родителям можно уже поручить самостоятельно создавать папки-передвижки, тематические газеты. Они без напоминания участвуют в субботниках!
Постепенно родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками воспитателя, с удовольствием взаимодействуют друг с другом, дружат семьями.
3. Разнообразие форм взаимодействия ДОУ и семьи.
И в этом вопросе сегодня необходимо уходить от заорганизованности и скучных шаблонов. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Чем они хороши? Да именно тем, что направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями многим известны. Хочу их просто напомнить:
- Семинар, круглый стол, школа, родительский клуб.
- Выпуск семейных газет.
- Родительская почта.
- Игротека.
- Творческие конкурсы, выставки.
- Досуговые спортивные, музыкальные и театрализованные мероприятия.
- Проекты
В современных условиях есть замечательный активный и гибкий способ информирования родителей и вовлечения их в жизнь группы- это социальные сети. Через них можно сообщать родителям информацию о ежедневных успехах их ребенка, делать объявления, проводить конкурсы и выставки, рекомендовать обучающие сайты, делиться собственными педагогическими взглядами, обобщать свой опыт, который пойдет на пользу и родителям.
Но для этого педагоги должны сами иметь активную позицию, уметь пользоваться интернетом и обязательно находить способы документировать проводимую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенд ДОУ.Участие родителей в жизни группы
Стенд ДОУ.Участие родителей в жизни группы...
Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)
Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....
Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)
Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....
Консультация для педагогов "Вовлечение родителей в жизнь группы"
В консультации раскрывается роль родительской активности в создании условий для успешного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении...
Способы участия родителей в жизни группы своего ребенка
В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в нас...
"Вовлечение родителей в жизнь группы"
Консультация будет интересна как воспитателям, так и старшим воспитателям. Отражён теоретический аспект как непосредственного участия родителей в жизни группы, так и частого присутст...
Диаграмма вовлеченности родителей в жизнь группы
Работа сродителями...