игры для детей от 1 до 3 лет
материал (средняя группа)

Фингильштейн Елена Александровна

развивающие игры от 1 до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_dlya_detey_ot_1_do_3_let.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

. Считается, что раннее развитие базируется на «трех китах». Первый — развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Через музыку закладывается основа для развития логического мышления. Второй «кит» — сенсорное развитие: восприятие мира через цвет, форму, звуки, ощущения. И третий — развитие мелкой и крупной моторики рук».

Детские развивающие игры для детей от года до трех

Дети данного возраста уже умеют ходить и бегать. Они понимают, что от них хотят и сами пытаются выражется несложными словосочетаниями. Активно начинает развиваться налаженная связь между глазами и руками – детям начинает нравится рисовать.

Сказка по картинкам

Суть игры:

Ребенку дается цветная иллюстрированная книга или журнал и предлагается рассказать сказку по тому, что он увидел.

Алгоритм игры:

  • Взрослые находят иллюстрированную книгу или журнал
  • Дают ребенку и просят поэтапно рассмотреть (прочитать ) книгу
  • Малыш изучает книгу, комментируя, что он видит:  кто главные герои, какие они, что они делают и т.д.
  • Когда книга закончена, ребенку предлагается рассказать что он «прочел»
  • Взрослый выражает благодарность за интересную  книгу

Ребенку нужно подсказывать и помогать при «чтение».

Угадай где

Суть игры:

Под три разноцветных стаканчика или шкатулочки прячут одну конфету,. После того как стаканчики перемещают, ребенку предлагают угадать где конфетка.

Алгоритм игры:

  • Садят малыша за стол
  • Перед ребенком ставят три разноцветных стаканчика или шкатулочки
  • Под один из стаканчиков или шкатулочек кладут конфету или другую сладость
  • Стаканчики хаотично перемещают (но не быстро)
  • Предлагается ребенку угадать под каким стаканчиком сладость
  • Если ребенок угадает можно его угостить конфетой; если нет – продолжить игру

Данная игра развивает зрительную память у ребенку.

А что будет следующим?

Суть игры:

В мешочек кладут 4-8 вещей, которые относятся к одной  группе предметов (например: несколько разных фруктов или несколько предметов посуды). Ребенок по одному достает каждый предмет, комментирует его и пытается угадать, какой предмет он достанет следующим.

Алгоритм игры:

  • Ребенка садят за стол
  • Готовят мешочек с несколькими предметами одной группы
  • Предлагают малышу по одному доставать предметы
  • Ребенок достает предметы, описывает их (что это, зачем это) и пытается угадать, какой предмет он достанет следующим.
  • Когда в мешочке ничего не остается, его можно наполнить несколькими предметами уже другой группы

Если у ребенка возникают проблемы с описаниям того или иного предмета, ему нужно всячески подсказывать и наводить на правильную мысль.Игра направлена на развитие мышления ребенка.

Веселые флажки

Суть игры:

Берется три флажка разного цвета. При этом объясняется, что при поднятии, например, синего флажка - дети должны подпрыгнуть; при поднятие желтого – поднять руки вверх; зеленого – шаг на месте и т.д. и т.п.

Алгоритм игры:

  • Детей или ребенка ставят на открытое и свободное место
  • Берется несколько цветных флажков
  • Малышам объясняется, что каждый флажок означает какое-то действие
  • Ведущий поднимает флажки дети выполняют соответственные движения

Игра направлена на развитие памяти и реакции ребенка.

Найди звук

Суть игры:

Музыкальную игрушку (или плеер) прячут в комнате, и ребенок пытается найти ее по звуку.

Алгоритм игры:

  • Музыкальную игрушку (можно плеер или мобильный телефон) прячут в комнате и включают
  • Заводят в комнату ребенка и предлагают ему найти игрушку по музыке
  • После того как ребенок нашел игрушку, игру можно начать заново, пряча игрушку в другое место

Игра развивает слуховую координацию у ребенка.

Интересный подарок

Суть игры:

Спрячьте от ребенка подарок. И объясните ему, что подарок нужно искать по вашим подсказкам:

  • Очень холодно – это означает, что ребенок от подарка находится далеко и двигается в неправильном направление.
  • Прохладно – ребенок еще далеко от подарка
  • Теплее – ребенок начал двигаться в правильном направление
  • Горячее – ребенок очень рядом возле подарка

Наградой для ребенка является найденный подарок.

Алгоритм игры:

  • В комнате прячется подарок
  • Ребенок ищет подарок по подсказкам взрослого
  • Ребенок находит подарок

Игра направлена на развитие мышления у ребенка.

Угадай, что там

Суть игры:

Перед ребенком ставят бумажные пакеты, в которые кладут разные предметы (один предмет в один пакет). Ребенку предлагается засунуть руку в пакет и угадать, что в пакете.

Алгоритм игры:

  • Взрослый ставит перед ребенком бумажные пакеты
  • В каждый пакет кладет по одному предмету
  • Ребенок сует руку в пакет
  • Щупая предмет, малыш пытается  угадать, что это такое
  • Если предмет ароматный, можно предложить ребенку угадать его по запаху

Игра развивает воображение и органы осязания у ребенка.

Продавец обуви

Суть игры:

В доме собирается вся обувь которая есть в квартире – туфли, сандалии, ботинки. Все высыпается в кучу. Ребенок должен найти пары обуви.

Алгоритм игры:

  • Взрослый собирает разные виды обуви, которые есть дома (разных размеров)
  • Всю обувь перемешивают и делают с нее кучу
  • Ребенку предлагается собрать обувь по парам

Игра направлена на развитие общей моторики ребенка, навыков сравнения и классифицирования.

Одеваем родителей

Суть игры:

Ребенку предоставляются разные вещи сначала папы потом мамы (рубашка, штаны, майка). Малыш должен по порядку «одеть» родителей. Вещи выкладываются на полу, как бы имитируя образ папы и мамы.

Алгоритм игры:

  • Ребенку предоставляются вещи родителей
  • Малыш получает задание «одеть» папу
  • Ребенок выбирает первую вещь (ту вещь, с которой начинается одевание)
  • Ребенок продолжает складывать вещи на полу, имитируя образ папы
  • После того, как «одели» папу, можно приступать к одежде мамы

Игра развивает навыки классифицирования и сортировки.

Баскетболист

Суть игры:

Малышу дают маленький мячик. На не большое расстояние от него ставят корзинку. Ребенок должен попасть мячом в корзинку.

Алгоритм игры:

  • Ребенку дается маленький мячик
  • На небольшом расстоянии от малыша ставят корзинку. Корзинка должна стоять возле стенки.
  • Малыш должен попасть мячом в корзину.
  • Если малыш попадает в корзину очень часто, можно усложнить задачу – увеличить расстояние до корзинки

Игра направлена на развитее общей моторики ребенка.

Имитируем зверей

Суть игры:

Перед ребенком кладут картинки с изображениями животных. Поочередно ребенок имитирует  каждого зверя мимикой, ходьбой, звуками.

Алгоритм игры:

  • На полу перед ребенком кладут картинки с изображениями животных
  • Взрослый показывает одну картинку ребенку и имитирует животного, которое изображено на ней
  • Ребенок повторяет имитацию за взрослым
  • После чего берут вторую картинку и имитируют того зверя, который изображен на ней

Игра развивает творческое мышление у ребенка.

Неправильные сказки

Суть игры:

Ребенку читают сказку, которую он уже слышал не раз. При этом, в некоторых местах, сказку читают неправильно – меняют героев сказки и их действия. Ребенок должен заметить ошибку.

Алгоритм игры:

Ребенку читают сказку, которую он слышал много раз

  • Сначала сказку читают правильно, а потом меняют некоторые детали в сказке
  • Взрослый должен делать паузу, когда читает «неправильно»
  • Ребенок замечает ошибку и делает замечание
  • После чего взрослому нужно некоторое время читать правильно, потом же вновь сделать ошибку

Игра развивает внимательность у ребенка и его словарный запас.

Художник

Суть игры:

Перед ребенком кладут лист бумаги. Малышу показывается, как изобразить квадрат, треугольник, круг. После чего ребенку предлагается самостоятельно изобразить эти фигуры. Можно также попросить ребенка изобразить то, что он хочет.

Алгоритм игры:

  • Ребенка сажают за стол
  • Ребенку дают карандаши (или фломастеры) и кладут перед ним лист бумаги
  • Взрослый показывает малышу, как изобразить квадрат, круг, треугольник
  • Ребенку предлагается изобразить фигуры самостоятельно

Игра развивает моторику рук ребенка.

Циркач

Суть игры:

По комнате лентой проводиться линия. Ребенок, словно канатоходец, должен пройти по линии.

Алгоритм игры:

  • Ленточкой на полу в комнате проводят линию, сначала ровную потом с поворотами
  • Взрослый показывает ребенку, как нужно пройти по линии
  • Малыш повторяет за взрослым и проходит по ленточке комнату

Игра развивает равновесие и координацию движения у ребенка.

Модница

Суть игры:

Пред ребенком ставится коробка с его вещами. Ребенок самостоятельно одевается и демонстрирует свои наряды взрослому.

Алгоритм игры:

  • Собирают коробку с красивыми вещами ребенка
  • Ставят коробку перед ребенком
  • Ребенок самостоятельно одевается и демонстрирует свои наряды взрослому
  • Взрослый своим восхищением поощряет ребенка

Игра больше подходит девочкам.

Игра развивает навыки самообслуживания при одевании, последовательность действий.

Детские развивающие игры для детей от трех до пяти

Детские игры для детей от трех до пяти - это в первую очередь коллективные игры.

В этом возрасте дети уже хорошо разговаривают простыми словами, поэтому следует в играх уделять внимание речи ребенка (игры со стишками, песенками). Также необходимо использовать игры на координацию движений.

Угадай часть чего?

Суть игры:

Взрослый называет ребенку  часть предмета или существа, а ребенок пытается угадать, что это за предмет.

Алгоритм игры:

  • Ведущий называет детям часть предмета или существа, а дети предполагают, что это за предмет. Например, вагон – поезд; руль – автомобиль; лепесток – цветок и т.д.

Если у ребенка при угадывании предмета возникают затруднения, взрослый должен помогать ему.Игра направлена на развитие речи ребенка.

Боулинг

Суть игры:

Из ленты или других подручных предметов делается условный коридор в конце которго ставятся кегли. Ребенку предлагается сбить кегли мячом.

Алгоритм игры:

  • взрослый подготавливает коридор из двух лент или других предметов.
  • в конце коридора устанавливается кегли (пластмассовые бутылки)
  • ребенку дается мяч и объясняется , что он должен сбить кегли (можно показать на примере)
  • ребенок мячом сбивает кегли.

Игру можно проводить как с одним ребенком так и с несколькими.Игра направлена на развитее общей моторики ребенка и понимания причины и следсвия.

Лягушка

Суть игры:

Ведущий с завязанными глазами становится в центр круга (круг делают остальные дети).

Ведущий, кружась, проговаривает следующие стишки:

Шла лягушка по дорожке

Намочила обе ножки,

Увидала комара

И сказала…

При слове «и сказала» ведущий показывает вперед себя рукой. Игрок на , на которго показал ведущий, проговаривает «ква-ква-ква». Ведущий пытается угадать, на кого он показал (называет имя). Если ведущий угадал, его место занимает угаданный ребенок.

Алгоритм игры:

  • с нескольких детей выбирают первого ведущего
  • остальные дети берут в круг ведущего
  • ведущий, кружась, проговаривает стишок
  • при слове «и сказала», ведущий показывает на одного из детей, а ребенок проговаривает «ква-ква-ква»
  • если ведущий угадал, его место занимает угаданный ребенок

Игра направлена на развитие слуховой памяти ребенка и его внимательности.

Неуловимый кот

Суть игры:

Дети, находясь в большом и просторном месте, выбирают самого ловкого и быстрого. Ему достается главная роль – роль кота. Кот по сигналу прячется что бы его не заметили товарищи. Остальные дети пытаются найти кота, он же в свою очередь, прячась от них, время от времени издает звуки «мяу». Игра продолжается, пока кота не найдут.

Алгоритм игры:

  • Ребятишки собираются на просторном месте и выбирают среди себя самого ловкого и быстрого – кота.
  • Кот прячется, стараясь, что б его не обнаружили другие дети
  • Дети по сигналу разбегаются на поиски кота
  • Кот, прячась от них, время от времени издает звуки «мяу»
  • Игра продолжается до тех пор, пока кота не найдут. После чего выбирают следующего кота.

Это игра направлена на развития реакции, внимательности и ловкости ребенка.

Назови предмет

Суть игры:

Взрослый называет характеристики кого-то предмета, а ребенок должен угадать его.

Например, часы, которые помогают проснутся? – будильник; вечерняя еда? – ужин; место учебы? – школа. После чего, ребенок задает вопросы взрослому (если у ребенка возникают трудности, ему нужно помочь).

Алгоритм игры:

  • Взрослый описывает какой-то предмет
  • Ребенок должен назвать это одним словом
  • Взрослый и ребенок меняются местами

Игра развивает речь ребенка.

Угадай, что на столе

Суть игры:

Ребенка сажают за стол с завязанными глазами. Перед ним ставиться несколько тарелок с разной едой. Малыш, пробуя каждое блюдо, должен угадать, что это.

Алгоритм игры:

  • Ребенку завязают глаза и сажают за стол
  • На стол ставятся несколько тарелок с разной едой
  • Ребенку предлагается по вкусу определить какая еда в какой тарелке

Игра помогает развить у ребенка навыки классифицирования и исследовательские навыки.

Зеркало

Суть игры:

Ведущий стоит лицом к группе детей и делает разные движения. Дети должны повторять эти движения. Кто допускает ошибку, выбывает из игры.

Алгоритм игры:

  • Собирают группу играющих детей
  • Ведущий становится лицом к детям
  • Ведущий делает разные интересные движение
  • Дети повторяют за ведущим
  • Кто допускает ошибку, выбывает из игры

Игра развивает координацию движения ребенка.

Кошки-мышки

Суть игры:

На открытом пространстве чертится круг (диаметром 5 метров). В центр круга становится «кошка», другие дети – «мышки», находятся за кругом. По сигналу взрослого, мышки начинают запрыгивать в круг и выпрыгивать с него. Кошка пытается поймать мышей.

Алгоритм игры:

  • Чертится круг
  • Выбирается с играющих детей кошка и становиться в центр круга
  • Другие дети мышки располагаются вне круга
  • По сигналу воспитателя, мышки прыгают в круг и выпрыгивают с него
  • Кошка пытается поймать мышей
  • Игра продолжается пока все мыши не словлены. После чего выбирается другая кошка

Игра направлена на развитие координации движения ребятишек.

Карлики и Великаны

Суть игры:

Ведущий в окружение группы детей рассказывает  им, что есть где-то далеко страна, в которой живут особые люди – великаны и карлики. Рассказывая о великанах, ведущий всем свои видом показывает какие они большие. Когда речь идет о карликах, ведущий становиться на колени, демонстрируя таким образом, что карлики – очень маленькие люди. После чего, ведущий дает команды детям: Карлики (дети должны изобразить меленьких людей), Великаны (дети должны изобразить больших людей). Со временем можно усложнить игру, давая неправильные команды (например, кролики). Выигрывает самый внимательный ребенок.

Алгоритм игры:

  • Вокруг ведущего собирается группа детей
  • Ведущий рассказывает детям о стране, где живут карлики и великаны
  • Ведущий изображает великанов и карликов, дети повторяют за ним
  • Ведущий дает команды детям: великаны и карлики. Дети по команде должны изобразить большого или маленького человека
  • Что бы усложнить игру, ведущий может давать неправильные команды

Игра развивает внимательность и общую моторику у ребенка.

Повторяй правильно

Суть игры:

Воспитатель называет одно движение, которое повторять за ним не нужно (например, руки вверх). Дети идут колонной за воспитателем и повторяют разные движения за ним. Кто повторяет неправильное движение становиться в конец колоны.

Алгоритм игры:

  • Воспитатель объясняет детям, что им нужно повторять  все движения за ним, кроме одного.
  • Дети идут колонной за воспитателем и повторяют движение за ним
  • Кто повторяет неправильное движение становиться в конец колоны

Игра развивает внимательность и общую моторику у ребенка.

Догонялки

Суть игры:

Дети, взявшись за руки по двое, гуляют по кругу. Двое детей ведущих - один догоняет, другой убегает. Тот, кто убегает, что бы спастись от преследования, может взять одного из пары за руку. Теперь, тот с пары, кто остался лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

Алгоритм игры:

  • Дети, взявшись за руки по двое, гуляют по кругу.
  • Двое детей ведущих - один догоняет, другой убегает
  • Убегающий, спасется от преследования, берет за руку одного из пары.
  • Теперь, тот из пары, кто остался лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются местами.

Игра развивает общую моторику ребенка.

 

Море волнуется

Суть игры:

Среди группы играющих детей выбирается ведущий. Он обращается к остальным детям со следующими словами:

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Морская фигура замри

Во время последней фразы, дети должны замереть в той позе, в которой они были. Ведущий обходит все «морские фигуры» и с интересом рассматривает их. Кто первый из них пошевелиться, выбывает из игры.

Алгоритм игры:

  • Выбирается ведущий среди группы детей
  • Ведущий обращается к детям и предлагает им замереть
  • Дети замирают и остаются в неподвижной позе
  • Кто первый из них пошевелиться, выбывает из игры

Игра направлена на развитие усидчивости и фантазии ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...