Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применение
материал

Тягненко Татьяна Ивановна

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii.doc883.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №67 «Умка»

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция»

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применением 3D технологий

 

воспитатель высшей квалификационной

 категории Тягненко Т.И.

Содержание.

Пояснительная записка

3

Экологическая ситуация

5

Актуальность

6

Теоретические аспекты проблемы экологического воспитания дошкольников через активные формы работы и ИКТ-технологии.

7

Цели, задачи, компоненты системы работы

9

Принципы обучения

10

Технологии обучения.

Работа с родителями

11

Пояснительная записка.

Нас в любое время года учит Мудрая природа.

 Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок — ТЕРПЕНИЮ.

 Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.

 Учит снег нас чистоте. Учит солнце ДОБРОТЕ

 И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.

 Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.

 У природы круглый год обучаться нужно.

 Нас деревья всех пород-

 Весь большой лесной народ — учит крепкой

 ДРУЖБЕ!

В. Орлов. «Живой букварь».

        До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

        С развитием производительных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

        Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

        Слово "экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Сам термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд "Всеобщая морфология организмов". В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды.

        Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение. Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса".         Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида. Необходимо с детского возраста воспитывать экологически грамотного человека. Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за землю, на которой они живут.
        Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
        Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
        В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. По мнению К.Д.Ушинского "…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни".
        Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
 
        

Актуальность.

        В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

        Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

         Актуальность  взаимодействия общества и  природной  среды выдвинула дошкольному учреждению задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды образовательной деятельности детей.

        

Цель: формирование экологической культуры воспитанников  - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, посредством использования ИКТ (шлем виртуальной реальности VR).  

Задачи:

  1. Формировать адекватные экологические представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе.
  2. Способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
  3. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой и неживой природе, к красоте и совершенству живых форм.
  4. Знакомить с флорой и фауной ХМАО-Югры, как частицей природных богатств России.
  5. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Принципы обучения.

Образовательный процесс  основывается на  следующих принципах:

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности; взаимосодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, т.е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.

Принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает понимание воспитателем, что деятельность — это системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, а в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения его со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т.е. самодеятельности.

Принцип сотрудничества семьи и детского сада в воспитании по законам содружества. Педагогическая деятельность воспитателя направлена на содействие развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочери) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности).

Принцип творческого характера развития. Процесс овладения ребенком культурой, целостной деятельностью содержит в себе единство воспроизводящей и креативной (творческой) тенденций. Ребенок не просто усваивает знания, опыт, но именно порождает его. Творческий характер развития и обучения подчеркивается в тезисе Н. А. Бернштейна о том, что упражнение - это «повторение без повторения». Ни ребенок, ни взрослый не могут дважды совершенно одинаково осуществить одно и то же движение, произнести одно и то же слово. Каждая реализация своеобразна. В обучении должен быть решен вопрос о соответствии репродуктивных, консервативных и творческих заданий, способов деятельности.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения - ведущий принцип педагогического процесса связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование).

Технологии обучения.

Личностно – ориентированная  ставит в центр образовательной  системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации  ее природных потенциалов.  

Игровые технологии - подразумевается  такое  качество деятельности, которое характеризуется  высоким уровнем мотивации,  осознанной потребностью в усвоении  знаний и умений,  результативностью и соответствием  социальных норм.

Проблемного  обучения - организация  деятельности, предполагающая  создание под руководством  педагога  проблемных ситуаций  и  активную самостоятельную деятельность  детей  по  их  разрешению, в результате чего  происходит  овладение   навыками, умениями  и развитие  мыслительных способностей.

         Интегрированного подхода в воспитании навыков общения совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для успешной социализации.

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют заинтересовывать ребенка, стимулировать, развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.  

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Работа с мультимедийным оборудованием строится в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.

Ожидаемые результаты

Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

 Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни

Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации – 1 год.

Программа рассчитана на учебный год (01 сентября – 31 мая).  

Занятие проводит специалист, имеющий специальную подготовку и соответствующее образование, 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Таким образом, в месяц – 8 занятий; в год – 72 занятия. Обучаются дети 5-7 лет в группах не более 8 человек.

Формы занятия: групповые.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Форма обучения – очная.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.

 Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

 Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности МБДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.

 Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.

Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Условные обозначения: Высокий уровень – критерии проявляются в полной степени (3 балла)

Средний уровень – критерии просматриваются, но имеют фрагментальный характер (2 балла)

Низкий уровень – критерии отсутствуют, либо выражены слабо (1 балл)

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки.

Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.

Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности.

Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Основные диагностические методы педагога образовательной организации:  наблюдение;  

проблемная (диагностическая) ситуация;

 беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:  

индивидуальная;  

подгрупповая;

 групповая.

Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.

Примеры описания инструментария

Отношение и представления о Родине.

Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как называется город, в котором ты живешь?»

Представления о природе. 

Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

 Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы: - Как ты догадался, что всё это живое? - Почему ты считаешь, что (называется объект) живой? - Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»

Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»

Задание №3. Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.

Задание №5. Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы,  насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6. Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием .

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №7. Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам: - Какое это время года? - Почему деревья так выглядят? - Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Задание №8. Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком: - Любишь ли ты животных и растения? - С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему? - Зачем нужны животные и растения? - Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему? - Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9. Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком: - Как поступил мальчик (девочка)? Почему? - Как бы ты поступил на его месте? - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Отношение к природе.

Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2. Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

 Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами

деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов: -Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект? -Как ты это узнал? -Хотел бы ты ему помочь? -Почему ты хочешь ему помочь?

Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе). 

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями. Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается: -выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; -рассказать о последовательности ухода за растением; -непосредственно осуществить уход.

Высокий уровень

Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер.  Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень

Ребенок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.  Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.  Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое. Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Календарно – тематическое планирование

Где мы живём? Место положения города (села, посёлка).

Климат округа.

Систематизировать у детей представления о нашем городе (селе, поселке). Показать наш край на глобусе, карте.

Познакомить детей с тем, что на Земле существуют различные времена года, области с разным климатом. Все это зависит от погоды. Облака, ветер, дождь, снег, жара и холод - от них зависит погода, какой мы ее воспринимаем. Погодные явления зависят от трех факторов: солнца, дающего свет, тепло; воздуха, окутывающего как оболочка планету, мы живем в нем, как рыбы; воды, существующей в морях, реках, озерах, прудах, в облаках и самом воздухе.

Учить определять изменения в состоянии погоды по барометру, термометру, флюгеру, народным приметам. Обобщать представления о воздухе и его свойствах  (невидимость, прозрачность, вес, движение). Определять характер осадков (дождь мелкий, моросящий, затяжной, холодный, ливень, теплый; снег сухой, мокрый, рыхлый, ноздреватый, зернистый).

Знакомить с опасными атмосферными явлениями нашего края (туманы, метели, грозы, шквалы, сильные морозы, жара). Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применением.

Многообразие растительного и животного

мира Ханты-Мансийского автономного округа

Систематизировать представления детей об основных жизненных формах (человек, растения, животные, грибы, микробы). Расширять и систематизировать представления детей о многообразии растений и животных, раскрывать их принадлежность к миру живого.

Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (видоизмененные стебли, листья, корни и корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, деление куста).

Познакомить с животными, представителями тайги и тундры (белый медведь, олень, сова, горностай и др.). Обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.

Дать конкретные представления о проявлениях чувств животными: чувствуют изменение условий среды, воздействие человека и изменяют поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с человеческими (голод, боль, радость, привязанность и др.). Конкретные представления о проявлениях чувств у кошки, собаки, оленя, морской свинки.

Дать детям представление о микробах. Это мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом. Они размножаются очень быстро в больших количествах при благоприятных условиях. Одни микробы встречаются в молочных продуктах, другие обитают в воздухе, воде, почве.

   Формировать конкретные представления у детей о человеке как живом существе. Он питается, дышит, двигается, чувствует, растет и изменяется, рождает детей (размножается). Познакомить с системой биологических потребностей (в пище, свете, тепле, влаге и т.д.), научить сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть сходство и своеобразие, способы удовлетворения.

Назвать потребности, отличающие человека от растений и животных: познание нового, общение с другими людьми, растениями и животными, потребность в деятельности, эстетические потребности и др.

 Расширять представления детей о жизни живых существ в условиях экологических систем (болото, сосновый лес, кедровник). Болото - это сильно увлажненный участок земли. Образуется в результате переувлажнения почвы или зарастания водоемов. На болотах растут кустарники (багульник, клюква, морошка, голубика, княженика), травы (тростник, мятлик, рогоз), хвощи, папоротники. Болото является домом земноводных (лягушка, жаба), пресмыкающихся (живородящая ящерица, гадюка), насекомых (комары, стрекозы, слепни, мошки), птиц (серая цапля, болотная сова, журавли), зверей (хорек, ласка).

В сосновом бору светло, сухо. Под ногами - густой мох. В борах много ягод (черника, брусника). Сосны растут и на болотах, только там они невысокие. И растет под ними клюква. В борах, на ягодниках встречаются тетерева и глухари. В кедровниках растет кедр, который часто называют сибирской сосной. В них встречаются кустарнички (черника, брусника), травянистые растения (линнея северная, кислица), птицы (кедровка, пестрые дятлы, синицы, поползни), звери (белки, куницы, соболи, бурундуки).

Познакомить детей с природными зонами Ханты-Мансийского округа (тайга, тундра). Тайга - это хвойные леса нашего края. В тайге растут деревья (ель, пихта, сосна, лиственница), кустарники (рябина, можжевельник), кустарнички (черника, брусника), папоротники и мхи. Из зверей обитают медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, лось и др. Из птиц типичны глухарь, рябчик, кедровка, клест, сова. Тундра - это безлесная, голая поверхность земли. Встречаются низкорослые растения (лишайники, мхи, карликовая березка, кустарнички).

Животные тундры: северный олень, лемминг, заяц-беляк, песец, горностай, ласка. Птицы в основном водоплавающие: полярная сова, пуночка. Для экосистемы тундры характерны трофические цепи: лишайники и травы —» олень -> волк, человек; осока -> лемминг > песец -> сова.

Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа

Формировать обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов нашего края изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления.

 Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.

 Осень начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и становится короче день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди. Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени - золотые кроны берез, багряные осины и рябина. Еще темнее становятся ели, кедры, пихты. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. С началом октября быстро понижается температура воздуха. Все больше светлеет лес. Периодически выпадает и тает снег, идут моросящие дожди. В начале октября устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера. Осень продолжается у нас не более 1,5 месяцев.

Зима самое продолжительное время года. Она длится вместе с весной 6-8 месяцев. Для зимы характерны снег, морозы, замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Сильные морозы бывают уже в ноябре-декабре. Они сопровождаются сильными ветрами и метелями. Самые морозные месяцы - январь и февраль, а самый снежный - декабрь. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели. Холодная и суровая зима является суровым испытанием для всех обитателей нашего края. Запасает корма на зиму таежное зверье: бурундуки, белки - кедровые

орехи; бобры - сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями, олени добывают мохягель из-под снега. Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетели в теплые края, где нет снега и морозов; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари питаются сосновой и кедровой хвоей. Рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают почки и березовые сережки. Человек делает основательные запасы овощей и фруктов, ягод, грибов, топлива.

Весна в нашем крае приходит примерно к 20 апреля. Однако приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают чечетки, поет весеннюю песню синичка-гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы. Весну у нас можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце, оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно. Появляется крепкий наст (корочка на снегу). Пестрая весна (середина — конец апреля). Заснеженные участки чередуются с проталинами. Прилетают скворцы, грачи, лебеди-кликуны. Бурундуки выходят из своих нор. Пробуждается бурый медведь. Голая весна (конец апреля — начало мая). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Вскрываются реки. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек и шмелей. Зеленая весна (середина - конец мая). Появляется нежная зелень. Зацветают черемуха и луговые травы. Во все периоды весны характерны возвраты холодов. Морозы прекращаются к концу мая, но заморозки на почве возможны до середины июня. В конце мая и даже в начале июня бывают снегопады.

   Лето на севере короче на целый месяц, наступает оно примерно 22 мая - 10 июня. Июль - самый теплый летний месяц. Но в течение лета возможны заморозки. Лето в нашем крае — сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Они сопровождают заморозками и ясной погодой. Летом часты и пасмурные дождливые дни. В летний период выпадает много осадков. Летние периоды бывают холодными, дождливыми, теплыми, сухими. В жаркую солнечную погоду можно получить красивый загар и даже обгореть. Но в холодное лето нельзя обойтись без теплой кофты. Коротким таежным летом природа готовится к длинной зиме - животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы.

Природа и человек в условиях

ханты-мансийского автономного округа

Организовать деятельность детей и взрослых в экологической зоне дошкольного учреждения (зимнем саду, теплице, экологической тропе).  

Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных природных условиях (пожар, гроза, гололед, начало ледостава, пурга, наводнение, ледоход, жара, мороз).

Формировать представления детей о Красной книге, знакомить с животными и растениями, встречающимися на территории Ханты-Мансийского округа, занесенными в Красную книгу (азиатский бобр, краснозобая казарка, сапсан, тундровый лебедь, белый журавль, бабочка-аполлон, венерин башмачок, кувшинка и др.)

Познакомить с заповедниками и заказниками (на примере государственного заказника «Елизаровский»). Сообщить детям о том, что вся жизнь коренного населения связана с лесом и природой. Основным занятием населения Югры является охота и оленеводство. Все свое охотничье снаряжение охотник делает сам: слопцы — специальные ловушки из бревен на небольших зверьков и боровую дичь; силки — петли, свитые из конского волоса. Ими ловят куропаток. Самое главное время охоты — зима. Это время промысла пушных зверей (лиса, соболь, песец, колонок, белка, росомаха). Охота — очень тяжелый труд. Вся семья оказывает помощь уставшему охотнику. Все охотники — как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись. Олень для народов ханты и манси — жизненная необходимость и главное богатство семьи. Домашний олень служит транспортным средством. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно горючее, пищу находит сам, хорошо видит в темноте. Олень никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу.

Рыба для народов Югры является важнейшим источником пищи. Расширять знания детей о щуке, осетре, карасе, окуне. Рассказать о рыболовстве.

Сообщить детям о том, что народы Югры очень близки к природе. В лесу, тайге ханты и манси строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства.

Сентябрь

1.Беседа  «О лете»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить выражать свои мысли в связной речи.

Наблюдение за сезонными изменениями

Рисование «Лето» Комарова Т.С.

Чтение рассказа В. Бианки «У кого дом лучше всех»

2. «Планета Земля в опасности»

Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля-это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой…), обобщению знаний о том, что на планете обитает много живых существ, всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля.

Наблюдение за облаками.

Рисование «Жители планеты Земля»

Рассматривание Энциклопедии «Почемучка»

Октябрь

 

1.Беседа «Кто живет в лесу»

Способствовать углублению и обобщению представлений о лесе: в лесу растут разные растения (деревья, кусты, травы) и живут разные животные (звери, птицы, насекомые), все нужны друг другу в лесу; установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их обитания.

Наблюдение за деревьями, растущими на участке детского сада.

Лепка «Вылепи, какое хочешь животное»

В. Бианки «Тайна ночного леса»

2. «Комнатные растения»

Способствовать формированию обобщенных представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям-с мягкими, тонкими листьями -требуется много влаги- они родом из засушливых мест, их надо часто поливать, другие- с плотными, толстыми листьями, стеблями- засухоустойчивые- они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже.

Наблюдение за цветами в уголке природы

Рисование с натуры «Комнатные растения»

Константиновс кий М. «Почему вода мокрая?»

Ноябрь

 

1. «Птицы осенью» Обобщающая беседа

Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах; обобщение знаний о зимующих птицах и заботе человека о них; классификация птиц по существенным признакам, используя схему-модель.

Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами  

Рисование «Поздняя осень»

Рассматривание энциклопедии «Птицы», беседы с детьми

2. «Осень»

Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках (Понижение температуры), представления о связи живой неживой природы в осенний период, о приспособленности человека к сезонным изменениям природы.

Работа в календаре природы.

Аппликация «Осенний ковер» Комарова Т.С.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Декабрь  

 1.«Зимовка диких и домашних животных»

Уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способами удовлетворения потребностей и повадками.

Наблюдение за собакой

Оригами «Кошка с котятами»

Снегирев Г. «Звери наших лесов»

2. Беседа «Как растения приспособились зимовать»

Закрепить представление об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий зимой (света недостаточно, вода и земля замерзли). Конкретизировать и углубить представления о способах приспособления растений к зимним условиям (не растут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые) о том, как помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом).

Аппликация «Деревья»

Рисование «Наша нарядная елка»

Л. Толстой «Как ходят деревья»

Январь

1.Каникулы    

2. «Жизнь на Севере» Способствовать расширению представлений о жизни на Севере и в тундре (погода, природа, животный мир), о приспособлении человека к жизни в суровых условиях. Элементарн ый опыт: «таяние и замерзание воды» Лепка «Девочка в зимней шубке» В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».

Февраль

 

 

1. «Откуда берутся болезни»

Способствовать расширению представлений о микроорганизмах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботу о нем.

Беседа «Февраль – конец зимы»  

Рисование «Катание с горки»

Чтение Г. Остер «Вредные советы»

2. «Прошла зима холодная»

Способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; Формированию и обобщению представлений о зависимости состояния растений от внешних условий.  

Наблюдение за солнцем (дни становятся длиннее).

Лепка «Как мы играем зимой».

Сладков Н. Белая земля. 

Март

 

1. «Кто, где живет и почему?»

Создать условия для обобщения представлений детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которая проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питании, движении и т.д.)

Наблюдение за сезонными изменениям и в природе.

Аппликация «Весенний хоровод».

Ф. Тютчев «Весенние воды».

2.  «Путешествие за капелькой»

Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы связанные с различным состоянием воды: дождь, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах и т. д. Уточнить значение воды для жизни растений и животных.  

Элементарные опыты «Свойства воды»

Рисование «Рыбки плавают»

Чтение сказки  «Заяц Коська и родничок».  

Апрель

 

1. «Чем богаты недра Земли»

Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют нефть, уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать.

Элементарн ые опыты с нефтью.

Рисование «Край, в котором мы живем».

Рассматривание книги «Нижневартовск –город вечной молодости».

2. «Весна – красна»

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период.

Наблюдение за деревьями.

Рисование «Весенний ковер».

Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».

Май

1.  «Связь живой и неживой природы»

Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу

Пускаем кораблики»

Оригами «Кораблик»

В. Даль «Старик- годовик»

2. Итоговое занятие

Выявить, систематизировать и обобщить знания детей на конец учебного года

   

Работа с родителями по экологическому воспитанию.

        Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

        Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность образовательного процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску - стимулирует и воодушевляет  ребенка.

        В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные,   все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

        Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

- Педагог-родитель; 

- Педагог-ребенок-родитель.

        Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Совместная проектная деятельность, презентация проектов.

- участие в конкурсах муниципального, федерального уровня (в том числе дистанционно).

-  участие в выставках, смотрах-конкурсах,

изготовление атрибутов для макетов экосистем.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек, детских книжек.

        Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Психолого-педагогические условия

 Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.  

1.Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.  

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

  4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.  

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.  

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

 7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия

Список литературы

 

  1. «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000
  2. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) /Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007
  3. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности в экологии. - Мн.: ООО «Асар», 2002
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: -М.: Просвещение,1991
  5. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002
  6. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002 9. Е.В. Гончарова Региональная программа экологического образования дошкольников: «Экология для малышей».: Тюмень:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса».        ...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

Программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора» (срок реализации 2023 -2026 года)

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...