Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу- Бакара "Сладкий родник" )
методическая разработка (старшая группа)

Мирзаева Виолетта Адамкадиевна г. Махачкала МБДОУ №12

Приобщение детей старшей группы к   художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»

(открытый просмотр образовательной деятельности)

Цель: закрепить и расширить знания детей о знакомых сказках; создать у детей радостное эмоциональное настроение, обогащать речь детей образными выражениями с использованием  малого фольклорного жанра (русского и дагестанского)
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра; побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания; дать характеристику героям сказок; формировать художественно – речевые способности; закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам и иллюстрациям; развивать интерес и любовь к сказкам; уточнить и обогатить знания детей о сказках; развивать воображение, память, внимание; воспитывать любовь к художественной литературе.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение сказки  А. Абубакара  «Сладкий родник», заучивание скороговорок, загадок, считалок.

Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «отдыха»)

Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит, налегке и т.д.

 

Ход образовательной деятельности

Вос – ль: К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.                                           

Дети, мы с вами любим читать разные интересные книги. Посмотрите, какая у нас выставка. Это мы сейчас, можем взять и почитать понравившуюся книгу, а в те далёкие времена когда не было электричества, не было телевизора , народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. У каждого народа есть свой фольклор. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский обозначает «народ». И я, приглашаю вас посетить эту народную страну, которая называется Фольклория. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?

Дети: В книгах, мультфильмах. 

В.: И, так первая улица «Загадочная». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.

 

 

Доброе, хорошее                      

На людей глядит,                    

А людям на себя                      

Глядеть не велит. (Солнце)    

Не игла, да уколю,                                                                                                                                    Не огонь, да опалю!                                                                                                                                               (авар.) (Крапива)

 

 

 

К реке спустился налегке,                                                                                                                                 А стал тяжел-                                                                                                                                                                         Домой пошел (авар.).(Кувшин)

Высокая девица, тонкая нога,                                                                                                                                                                          Зеленая косица скрывает жемчуга.                         ( Кукуруза)

 

Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?

- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит», «не огонь, да опалю», «спустился налегке»,  «скрывает жемчуга»?

- Какие слова этих загадки показались вам интересными?

 

Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.

Вос – ль: Что такое пословица?

Дети: Это короткое предложение со смыслом.

 Вос – ль: Правильно, дети, пословица содержит примету, предостережение или наставление.

Какие русские народные пословицы вы знаете?

  1. «Мал золотник да дорог»;
  2. «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»

 

А какие дагестанские пословицы вы знаете.

1.«Кто весной по полдня спит, тот зимою плачет навзрыд»(дагес)

2.  «Куда лопата идет, туда и вода течет» (дагес)

  1. «Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями»(дагес)

 

Вос - ль: А что такое поговорка?

Дети:  поговорка это просто словосочетание.

Вос - ль: Правильно дети, а кто приведет пример?

Русские народные поговорки

  1. «Мал, да удал!»
  2.  «Не зная броду, не суйся в воду»

 

Дагестанские поговорки

  1. «Краткое слово, сладкое слово»
  2. «Без ученья нет уменья»
  3. «Скромность всякому к лицу»

Вос – ль:  В поговорке  красноречивое выражение, можно легко заменить другими словами.

Предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Скажи по другому»

Вос - ль: Я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.

Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)

«Сидеть, сложа руки»     ----------- (лениться)

«Держать слово»            ------------ (не обманывать)

«Дрожит, как осиновый лист»    ----------- (замёрз или боится)

«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)

«Мал, да удал»             ----------  (шустрый)

В: Следующая улица «Стихотворная»

Здесь живут наши любимые стихи и сейчас мы их вспомним.

 

Ф. Алиева «Повариха»

 

Р.Рашидов «Путник»

 

А.Пушкин «У Лукоморья…»

Пальчиковая игра «Любимые сказки»

 

А теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа?

Д: У обоих есть сюжет, главный герой. Но в рассказе нет чуда, волшебства. Рассказы бывают авторскими.

В: Правильно, ребята.                                                                                                                                 Дети, вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Какие сказки стоят на этой полке? (литературные или авторские). Почему мы их так называем?(их сочинил писатель или поэт).  А на этой полке какие сказки? (народные). Почему они так называются? (потому что их придумал народ).

 Вос – ль: Какими словами начинаются сказки?

Дети:

  • Жили – были;
  • В некотором царстве, в некотором государстве;
  • Где – то на белом свете


Вос - ль: Какими словами заканчиваются сказки?

Дети :

  • Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец;
  • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок;
  • Я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.


Вос – ль: На чем можно путешествовать в сказках?
Дети:

  • На ковре – самолете;
  • На летучем корабле;
  • На паровозике из Ромашкино;
  • На Сивке – Бурке;
  • В карете;
  • На воздушном шаре.

Вос - ль: Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись сказочным героям.

  1. Какие волшебные слова сказал Иван-Царевич, когда увидел избушку на курьих ножках?                                                                                                                                                                - Избушка – избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.

2.Что говорила коровушка, когда хотела помочь Крошечке-Хаврошечке?                                                    Влезь ко мне в …        

3. Какие волшебные слова должен был сказать Емеля чтобы отправиться к                                 царю на печи?                                                                                                                                                       По щучьему велению по моему хотению…

4.Какими словами должен был позвать коня Иван-Царевич?                                                                   Сивка – Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.

В: Ребята, мы с вами прочли много дагестанских сказок, а вот внимательно ли вы их слушали, мы сейчас проверим.

Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.

1.Что хотела забрать (присвоить) Лиса у  Верблюда? (кумык.ск)                                                     Землю богатую урожаем.

2.Каков был ответ старика путнику? (авар.ск)                                                                                                         Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть насладятся дети и внуки.

3. О чем попросила Цюкер солнечного лучика, чтоб избавить всех от злого хана?                         ( «Солнечный лучик» С.Эмиров)                                                                                                                             Лучик, лучик, растопи ледник, преврати его в могучую бурную реку, затопи проклятый дворец вместе с его хозяином.

4. Какой совет дал дедушка своему внуку Мураду? («Дедушка Мурада»                             Магомед – Расул)                                                                                                                                                  Прежде чем показать работу другим, проверь, всё ли сделано хорошо.

5. О чем просила Синяя птица ханского сына?( «Синяя птица» (дарг.ск))                                               Ради твоей лошади отпусти меня.

Вос - ль: Молодцы, на все вопросы ответили верно. А теперь давайте немножко поиграем. Я буду рассказывать лакскую сказку «Кот и мышь», а вы с помощью мимики и жестов будете ее показывать.

Игра-пантомима

Кот и мышь (лакская сказка)

Гонялся кот за мышкой, но не смог её поймать. Тогда он решил обмануть мышь.       -  - Мышка, мышка, - мурлыкал кот,  - ты такая быстрая, ты такая проворная… выйди из норки и беги во-о-н в тот угол. Я дам тебе за это полную мерку пшеницы.                                                                                        – Нет, кот, - пискнула мышь. – Работа слишком мала, а плата чересчур велика. Неспроста это!

 

 

Вос - ль: Вижу  народные сказки вы хорошо знаете и любите, а хотелось бы узнать какие авторские сказки вы знаете?

    Мы с вами  познакомились творчеством даргинского писателя Ахмедханом Абубакаром и с его сказкой «Сладкий родник»

Вам понравилась сказка?

Кто главные герои сказки?

Дети: ослик, баран, кабан, бычок и петушок.

Вос - ль: Что же принес ослик в кувшинах?

Дети: Воду.

Вос - ль:  Для кого принес ослик воду?

Ответы детей: Для друзей

Вос - ль: кого же ослик встретил по дороге?

Дети: кабана

Вос - ль: что же сделал кабан?

Дети: разбил кувшины и выпил всю воду.

Вос - ль: А как вы думаете правильно он поступил?

Дети: Нет

Вос - ль: Ребята, а давайте покажем эту поучительную сказку нашим гостям.

 

 

Вос - ль: какие изменения произошли с животными. Когда они напились воды? ?

Ответы детей. Теленок стал большим, а у барашка шерсть закрутилась колечками, петушок запел.

Вос - ль: Ребята, на вопрос кабана почему вода от меня ушла к вам, что же ответили животные?

Ответы детей. Забыл сосед закон гор Небо общее! горы общие! вода общая! Пей сколько хочешь!

 

 

Инсценирование сказки «Сладкий родник»

 

(Дети обыгрывают сказку)

 

В: Вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории. Давайте вспомним:

 

  • Что такое фольклор?
  • Какие жанрами мы знаем?
  • Чему учит пословица?
  • Для чего нужна поговорка?
  • Какие бывают сказки?
  • Каков конец в сказках?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sladkiy_rodnik.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшей группы к                                              художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»

(открытый просмотр образовательной деятельности)

Цель: закрепить и расширить знания детей о знакомых сказках; создать у детей радостное эмоциональное настроение, обогащать речь детей образными выражениями с использованием  малого фольклорного жанра (русского и дагестанского)
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра; побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания; дать характеристику героям сказок; формировать художественно – речевые способности; закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам и иллюстрациям; развивать интерес и любовь к сказкам; уточнить и обогатить знания детей о сказках; развивать воображение, память, внимание; воспитывать любовь к художественной литературе.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение сказки  А. Абубакара  «Сладкий родник», заучивание скороговорок, загадок, считалок.

Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «отдыха»)

Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит, налегке и т.д.

Ход образовательной деятельности

Вос – ль: К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.                                            Дети, мы с вами любим читать разные интересные книги. Посмотрите, какая у нас выставка. Это мы сейчас, можем взять и почитать понравившуюся книгу, а в те далёкие времена когда не было электричества, не было телевизора , народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. У каждого народа есть свой фольклор. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский обозначает «народ». И я, приглашаю вас посетить эту народную страну, которая называется Фольклория. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?

Дети: В книгах, мультфильмах.  

В.: И, так первая улица «Загадочная». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.

Доброе, хорошее                      

На людей глядит,                    

А людям на себя                      

Глядеть не велит. (Солнце)    

Не игла, да уколю,                                                                                                                                    Не огонь, да опалю!                                                                                                                                               (авар.) (Крапива)

К реке спустился налегке,                                                                                                                                 А стал тяжел-                                                                                                                                                                         Домой пошел (авар.).(Кувшин)

Высокая девица, тонкая нога,                                                                                                                                                                          Зеленая косица скрывает жемчуга.                         ( Кукуруза)


Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?

- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит», «не огонь, да опалю», «спустился налегке»,  «скрывает жемчуга»?

- Какие слова этих загадки показались вам интересными?

 

Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.

Вос – ль: Что такое пословица?

Дети: Это короткое предложение со смыслом.

 Вос – ль: Правильно, дети, пословица содержит примету, предостережение или наставление.

Какие русские народные пословицы вы знаете?

  1. «Мал золотник да дорог»;
  2. «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»

А какие дагестанские пословицы вы знаете.

1.«Кто весной по полдня спит, тот зимою плачет навзрыд»(дагес)

2.  «Куда лопата идет, туда и вода течет» (дагес)

  1. «Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями»(дагес)

Вос - ль: А что такое поговорка?

Дети:  поговорка это просто словосочетание.

Вос - ль: Правильно дети, а кто приведет пример?

Русские народные поговорки

  1. «Мал, да удал!»
  2.  «Не зная броду, не суйся в воду»

Дагестанские поговорки

  1. «Краткое слово, сладкое слово»
  2. «Без ученья нет уменья»
  3. «Скромность всякому к лицу»

Вос – ль:  В поговорке  красноречивое выражение, можно легко заменить другими словами.

Предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Скажи по другому»

Вос - ль: Я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.

Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)

«Сидеть, сложа руки»     ----------- (лениться)

«Держать слово»            ------------ (не обманывать)

«Дрожит, как осиновый лист»    ----------- (замёрз или боится)

«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)

«Мал, да удал»             ----------  (шустрый)

В: Следующая улица «Стихотворная»

Здесь живут наши любимые стихи и сейчас мы их вспомним.

Ф. Алиева «Повариха»

Р.Рашидов «Путник»

А.Пушкин «У Лукоморья…»

Пальчиковая игра «Любимые сказки»

А теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа?

Д: У обоих есть сюжет, главный герой. Но в рассказе нет чуда, волшебства. Рассказы бывают авторскими.

В: Правильно, ребята.                                                                                                                                 Дети, вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Какие сказки стоят на этой полке? (литературные или авторские). Почему мы их так называем?(их сочинил писатель или поэт).  А на этой полке какие сказки? (народные). Почему они так называются? (потому что их придумал народ).

 Вос – ль: Какими словами начинаются сказки?

Дети: 

  • Жили – были;
  • В некотором царстве, в некотором государстве;
  • Где – то на белом свете


Вос - ль: Какими словами заканчиваются сказки?

Дети :

  • Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец;
  • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок;
  • Я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.


Вос – ль: На чем можно путешествовать в сказках?
Дети:

  • На ковре – самолете;
  • На летучем корабле;
  • На паровозике из Ромашкино;
  • На Сивке – Бурке;
  • В карете;
  • На воздушном шаре. 

Вос - ль: Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись сказочным героям.

  1. Какие волшебные слова сказал Иван-Царевич, когда увидел избушку на курьих ножках?                                                                                                                                                                - Избушка – избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.

2.Что говорила коровушка, когда хотела помочь Крошечке-Хаврошечке?                                                    Влезь ко мне в …        

3. Какие волшебные слова должен был сказать Емеля чтобы отправиться к                                 царю на печи?                                                                                                                                                       По щучьему велению по моему хотению…

4.Какими словами должен был позвать коня Иван-Царевич?                                                                   Сивка – Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.

В: Ребята, мы с вами прочли много дагестанских сказок, а вот внимательно ли вы их слушали, мы сейчас проверим.

Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.

1.Что хотела забрать (присвоить) Лиса у  Верблюда? (кумык.ск)                                                     Землю богатую урожаем.

2.Каков был ответ старика путнику? (авар.ск)                                                                                                         Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть насладятся дети и внуки.

3. О чем попросила Цюкер солнечного лучика, чтоб избавить всех от злого хана?                         ( «Солнечный лучик» С.Эмиров)                                                                                                                             Лучик, лучик, растопи ледник, преврати его в могучую бурную реку, затопи проклятый дворец вместе с его хозяином.

4. Какой совет дал дедушка своему внуку Мураду? («Дедушка Мурада»                             Магомед – Расул)                                                                                                                                                  Прежде чем показать работу другим, проверь, всё ли сделано хорошо.

5. О чем просила Синяя птица ханского сына?( «Синяя птица» (дарг.ск))                                               Ради твоей лошади отпусти меня.

Вос - ль: Молодцы, на все вопросы ответили верно. А теперь давайте немножко поиграем. Я буду рассказывать лакскую сказку «Кот и мышь», а вы с помощью мимики и жестов будете ее показывать.

Игра-пантомима

Кот и мышь (лакская сказка)

Гонялся кот за мышкой, но не смог её поймать. Тогда он решил обмануть мышь.       -  - Мышка, мышка, - мурлыкал кот,  - ты такая быстрая, ты такая проворная… выйди из норки и беги во-о-н в тот угол. Я дам тебе за это полную мерку пшеницы.                                                                                        – Нет, кот, - пискнула мышь. – Работа слишком мала, а плата чересчур велика. Неспроста это! 

Вос - ль: Вижу  народные сказки вы хорошо знаете и любите, а хотелось бы узнать какие авторские сказки вы знаете?

    Мы с вами  познакомились творчеством даргинского писателя Ахмедханом Абубакаром и с его сказкой «Сладкий родник» 

Вам понравилась сказка?

Кто главные герои сказки?

Дети: ослик, баран, кабан, бычок и петушок.

Вос - ль: Что же принес ослик в кувшинах?

Дети: Воду.

Вос - ль:  Для кого принес ослик воду?

Ответы детей: Для друзей

Вос - ль: кого же ослик встретил по дороге?

Дети: кабана

Вос - ль: что же сделал кабан?

Дети: разбил кувшины и выпил всю воду.

Вос - ль: А как вы думаете правильно он поступил?

Дети: Нет

Вос - ль: Ребята, а давайте покажем эту поучительную сказку нашим гостям.

Вос - ль: какие изменения произошли с животными. Когда они напились воды? ?

Ответы детей. Теленок стал большим, а у барашка шерсть закрутилась колечками, петушок запел.

Вос - ль: Ребята, на вопрос кабана почему вода от меня ушла к вам, что же ответили животные?

Ответы детей. Забыл сосед закон гор Небо общее! горы общие! вода общая! Пей сколько хочешь!

Инсценирование сказки «Сладкий родник»

(Дети обыгрывают сказку)

В: Вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории. Давайте вспомним:

 

  • Что такое фольклор?
  • Какие жанрами мы знаем?
  • Чему учит пословица?
  • Для чего нужна поговорка?
  • Какие бывают сказки?
  • Каков конец в сказках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни

Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни...

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

Опыт работы по приобщению детей старшей группы к фольклорным формам.

В слайд-шоу показан опыт работы воспитателей старшей группы "Алёнушка" по приобщению детей к малым фольклорным формам....

Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»

Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе

Цель занятия: познакомить детей с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа».Задачи:Способствовать развитию связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картино...

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе через русскую народную сказку "Крылатый, мохнатый да масленый"

В статье описываются методы и приёмы по приобщению к художественной литературе на примере сказки...

Конспект для детей старшей группы по программе « Я живу в Оренбуржье» Тема: «Родники, ручьи и реки»

Цель: познакомить детей с водоёмами  родного  края.  Программные задачи: - Формировать знания о наиболее известных реках, ручьях, родниках   Оренбуржья и Кувандыкско...