Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу- Бакара "Сладкий родник" )
методическая разработка (старшая группа)
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»
(открытый просмотр образовательной деятельности)
Цель: закрепить и расширить знания детей о знакомых сказках; создать у детей радостное эмоциональное настроение, обогащать речь детей образными выражениями с использованием малого фольклорного жанра (русского и дагестанского)
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра; побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания; дать характеристику героям сказок; формировать художественно – речевые способности; закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам и иллюстрациям; развивать интерес и любовь к сказкам; уточнить и обогатить знания детей о сказках; развивать воображение, память, внимание; воспитывать любовь к художественной литературе.
Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение сказки А. Абубакара «Сладкий родник», заучивание скороговорок, загадок, считалок.
Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «отдыха»)
Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит, налегке и т.д.
Ход образовательной деятельности
Вос – ль: К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети, мы с вами любим читать разные интересные книги. Посмотрите, какая у нас выставка. Это мы сейчас, можем взять и почитать понравившуюся книгу, а в те далёкие времена когда не было электричества, не было телевизора , народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. У каждого народа есть свой фольклор. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский обозначает «народ». И я, приглашаю вас посетить эту народную страну, которая называется Фольклория. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?
Дети: В книгах, мультфильмах.
В.: И, так первая улица «Загадочная». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Не игла, да уколю, Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)
К реке спустился налегке, А стал тяжел- Домой пошел (авар.).(Кувшин)
Высокая девица, тонкая нога, Зеленая косица скрывает жемчуга. ( Кукуруза)
Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?
- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит», «не огонь, да опалю», «спустился налегке», «скрывает жемчуга»?
- Какие слова этих загадки показались вам интересными?
Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.
Вос – ль: Что такое пословица?
Дети: Это короткое предложение со смыслом.
Вос – ль: Правильно, дети, пословица содержит примету, предостережение или наставление.
Какие русские народные пословицы вы знаете?
- «Мал золотник да дорог»;
- «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»
А какие дагестанские пословицы вы знаете.
1.«Кто весной по полдня спит, тот зимою плачет навзрыд»(дагес)
2. «Куда лопата идет, туда и вода течет» (дагес)
- «Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями»(дагес)
Вос - ль: А что такое поговорка?
Дети: поговорка это просто словосочетание.
Вос - ль: Правильно дети, а кто приведет пример?
Русские народные поговорки
- «Мал, да удал!»
- «Не зная броду, не суйся в воду»
Дагестанские поговорки
- «Краткое слово, сладкое слово»
- «Без ученья нет уменья»
- «Скромность всякому к лицу»
Вос – ль: В поговорке красноречивое выражение, можно легко заменить другими словами.
Предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Скажи по другому»
Вос - ль: Я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.
Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)
«Сидеть, сложа руки» ----------- (лениться)
«Держать слово» ------------ (не обманывать)
«Дрожит, как осиновый лист» ----------- (замёрз или боится)
«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)
«Мал, да удал» ---------- (шустрый)
В: Следующая улица «Стихотворная»
Здесь живут наши любимые стихи и сейчас мы их вспомним.
Ф. Алиева «Повариха»
Р.Рашидов «Путник»
А.Пушкин «У Лукоморья…»
Пальчиковая игра «Любимые сказки»
А теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа?
Д: У обоих есть сюжет, главный герой. Но в рассказе нет чуда, волшебства. Рассказы бывают авторскими.
В: Правильно, ребята. Дети, вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Какие сказки стоят на этой полке? (литературные или авторские). Почему мы их так называем?(их сочинил писатель или поэт). А на этой полке какие сказки? (народные). Почему они так называются? (потому что их придумал народ).
Вос – ль: Какими словами начинаются сказки?
Дети:
- Жили – были;
- В некотором царстве, в некотором государстве;
- Где – то на белом свете
Вос - ль: Какими словами заканчиваются сказки?
Дети :
- Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец;
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок;
- Я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Вос – ль: На чем можно путешествовать в сказках?
Дети:
- На ковре – самолете;
- На летучем корабле;
- На паровозике из Ромашкино;
- На Сивке – Бурке;
- В карете;
- На воздушном шаре.
Вос - ль: Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись сказочным героям.
- Какие волшебные слова сказал Иван-Царевич, когда увидел избушку на курьих ножках? - Избушка – избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.
2.Что говорила коровушка, когда хотела помочь Крошечке-Хаврошечке? Влезь ко мне в …
3. Какие волшебные слова должен был сказать Емеля чтобы отправиться к царю на печи? По щучьему велению по моему хотению…
4.Какими словами должен был позвать коня Иван-Царевич? Сивка – Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.
В: Ребята, мы с вами прочли много дагестанских сказок, а вот внимательно ли вы их слушали, мы сейчас проверим.
Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.
1.Что хотела забрать (присвоить) Лиса у Верблюда? (кумык.ск) Землю богатую урожаем.
2.Каков был ответ старика путнику? (авар.ск) Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть насладятся дети и внуки.
3. О чем попросила Цюкер солнечного лучика, чтоб избавить всех от злого хана? ( «Солнечный лучик» С.Эмиров) Лучик, лучик, растопи ледник, преврати его в могучую бурную реку, затопи проклятый дворец вместе с его хозяином.
4. Какой совет дал дедушка своему внуку Мураду? («Дедушка Мурада» Магомед – Расул) Прежде чем показать работу другим, проверь, всё ли сделано хорошо.
5. О чем просила Синяя птица ханского сына?( «Синяя птица» (дарг.ск)) Ради твоей лошади отпусти меня.
Вос - ль: Молодцы, на все вопросы ответили верно. А теперь давайте немножко поиграем. Я буду рассказывать лакскую сказку «Кот и мышь», а вы с помощью мимики и жестов будете ее показывать.
Игра-пантомима
Кот и мышь (лакская сказка)
Гонялся кот за мышкой, но не смог её поймать. Тогда он решил обмануть мышь. - - Мышка, мышка, - мурлыкал кот, - ты такая быстрая, ты такая проворная… выйди из норки и беги во-о-н в тот угол. Я дам тебе за это полную мерку пшеницы. – Нет, кот, - пискнула мышь. – Работа слишком мала, а плата чересчур велика. Неспроста это!
Вос - ль: Вижу народные сказки вы хорошо знаете и любите, а хотелось бы узнать какие авторские сказки вы знаете?
Мы с вами познакомились творчеством даргинского писателя Ахмедханом Абубакаром и с его сказкой «Сладкий родник»
Вам понравилась сказка?
Кто главные герои сказки?
Дети: ослик, баран, кабан, бычок и петушок.
Вос - ль: Что же принес ослик в кувшинах?
Дети: Воду.
Вос - ль: Для кого принес ослик воду?
Ответы детей: Для друзей
Вос - ль: кого же ослик встретил по дороге?
Дети: кабана
Вос - ль: что же сделал кабан?
Дети: разбил кувшины и выпил всю воду.
Вос - ль: А как вы думаете правильно он поступил?
Дети: Нет
Вос - ль: Ребята, а давайте покажем эту поучительную сказку нашим гостям.
Вос - ль: какие изменения произошли с животными. Когда они напились воды? ?
Ответы детей. Теленок стал большим, а у барашка шерсть закрутилась колечками, петушок запел.
Вос - ль: Ребята, на вопрос кабана почему вода от меня ушла к вам, что же ответили животные?
Ответы детей. Забыл сосед закон гор Небо общее! горы общие! вода общая! Пей сколько хочешь!
Инсценирование сказки «Сладкий родник»
(Дети обыгрывают сказку)
В: Вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории. Давайте вспомним:
- Что такое фольклор?
- Какие жанрами мы знаем?
- Чему учит пословица?
- Для чего нужна поговорка?
- Какие бывают сказки?
- Каков конец в сказках?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sladkiy_rodnik.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»
(открытый просмотр образовательной деятельности)
Цель: закрепить и расширить знания детей о знакомых сказках; создать у детей радостное эмоциональное настроение, обогащать речь детей образными выражениями с использованием малого фольклорного жанра (русского и дагестанского)
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра; побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания; дать характеристику героям сказок; формировать художественно – речевые способности; закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам и иллюстрациям; развивать интерес и любовь к сказкам; уточнить и обогатить знания детей о сказках; развивать воображение, память, внимание; воспитывать любовь к художественной литературе.
Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение сказки А. Абубакара «Сладкий родник», заучивание скороговорок, загадок, считалок.
Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «отдыха»)
Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит, налегке и т.д.
Ход образовательной деятельности
Вос – ль: К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Дети, мы с вами любим читать разные интересные книги. Посмотрите, какая у нас выставка. Это мы сейчас, можем взять и почитать понравившуюся книгу, а в те далёкие времена когда не было электричества, не было телевизора , народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. У каждого народа есть свой фольклор. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский обозначает «народ». И я, приглашаю вас посетить эту народную страну, которая называется Фольклория. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?
Дети: В книгах, мультфильмах.
В.: И, так первая улица «Загадочная». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Не игла, да уколю, Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)
К реке спустился налегке, А стал тяжел- Домой пошел (авар.).(Кувшин)
Высокая девица, тонкая нога, Зеленая косица скрывает жемчуга. ( Кукуруза)
Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?
- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит», «не огонь, да опалю», «спустился налегке», «скрывает жемчуга»?
- Какие слова этих загадки показались вам интересными?
Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.
Вос – ль: Что такое пословица?
Дети: Это короткое предложение со смыслом.
Вос – ль: Правильно, дети, пословица содержит примету, предостережение или наставление.
Какие русские народные пословицы вы знаете?
- «Мал золотник да дорог»;
- «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»
А какие дагестанские пословицы вы знаете.
1.«Кто весной по полдня спит, тот зимою плачет навзрыд»(дагес)
2. «Куда лопата идет, туда и вода течет» (дагес)
- «Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями»(дагес)
Вос - ль: А что такое поговорка?
Дети: поговорка это просто словосочетание.
Вос - ль: Правильно дети, а кто приведет пример?
Русские народные поговорки
- «Мал, да удал!»
- «Не зная броду, не суйся в воду»
Дагестанские поговорки
- «Краткое слово, сладкое слово»
- «Без ученья нет уменья»
- «Скромность всякому к лицу»
Вос – ль: В поговорке красноречивое выражение, можно легко заменить другими словами.
Предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Скажи по другому»
Вос - ль: Я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.
Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)
«Сидеть, сложа руки» ----------- (лениться)
«Держать слово» ------------ (не обманывать)
«Дрожит, как осиновый лист» ----------- (замёрз или боится)
«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)
«Мал, да удал» ---------- (шустрый)
В: Следующая улица «Стихотворная»
Здесь живут наши любимые стихи и сейчас мы их вспомним.
Ф. Алиева «Повариха»
Р.Рашидов «Путник»
А.Пушкин «У Лукоморья…»
Пальчиковая игра «Любимые сказки»
А теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа?
Д: У обоих есть сюжет, главный герой. Но в рассказе нет чуда, волшебства. Рассказы бывают авторскими.
В: Правильно, ребята. Дети, вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Какие сказки стоят на этой полке? (литературные или авторские). Почему мы их так называем?(их сочинил писатель или поэт). А на этой полке какие сказки? (народные). Почему они так называются? (потому что их придумал народ).
Вос – ль: Какими словами начинаются сказки?
Дети:
- Жили – были;
- В некотором царстве, в некотором государстве;
- Где – то на белом свете
Вос - ль: Какими словами заканчиваются сказки?
Дети :
- Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец;
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок;
- Я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Вос – ль: На чем можно путешествовать в сказках?
Дети:
- На ковре – самолете;
- На летучем корабле;
- На паровозике из Ромашкино;
- На Сивке – Бурке;
- В карете;
- На воздушном шаре.
Вос - ль: Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись сказочным героям.
- Какие волшебные слова сказал Иван-Царевич, когда увидел избушку на курьих ножках? - Избушка – избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.
2.Что говорила коровушка, когда хотела помочь Крошечке-Хаврошечке? Влезь ко мне в …
3. Какие волшебные слова должен был сказать Емеля чтобы отправиться к царю на печи? По щучьему велению по моему хотению…
4.Какими словами должен был позвать коня Иван-Царевич? Сивка – Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.
В: Ребята, мы с вами прочли много дагестанских сказок, а вот внимательно ли вы их слушали, мы сейчас проверим.
Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.
1.Что хотела забрать (присвоить) Лиса у Верблюда? (кумык.ск) Землю богатую урожаем.
2.Каков был ответ старика путнику? (авар.ск) Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть насладятся дети и внуки.
3. О чем попросила Цюкер солнечного лучика, чтоб избавить всех от злого хана? ( «Солнечный лучик» С.Эмиров) Лучик, лучик, растопи ледник, преврати его в могучую бурную реку, затопи проклятый дворец вместе с его хозяином.
4. Какой совет дал дедушка своему внуку Мураду? («Дедушка Мурада» Магомед – Расул) Прежде чем показать работу другим, проверь, всё ли сделано хорошо.
5. О чем просила Синяя птица ханского сына?( «Синяя птица» (дарг.ск)) Ради твоей лошади отпусти меня.
Вос - ль: Молодцы, на все вопросы ответили верно. А теперь давайте немножко поиграем. Я буду рассказывать лакскую сказку «Кот и мышь», а вы с помощью мимики и жестов будете ее показывать.
Игра-пантомима
Кот и мышь (лакская сказка)
Гонялся кот за мышкой, но не смог её поймать. Тогда он решил обмануть мышь. - - Мышка, мышка, - мурлыкал кот, - ты такая быстрая, ты такая проворная… выйди из норки и беги во-о-н в тот угол. Я дам тебе за это полную мерку пшеницы. – Нет, кот, - пискнула мышь. – Работа слишком мала, а плата чересчур велика. Неспроста это!
Вос - ль: Вижу народные сказки вы хорошо знаете и любите, а хотелось бы узнать какие авторские сказки вы знаете?
Мы с вами познакомились творчеством даргинского писателя Ахмедханом Абубакаром и с его сказкой «Сладкий родник»
Вам понравилась сказка?
Кто главные герои сказки?
Дети: ослик, баран, кабан, бычок и петушок.
Вос - ль: Что же принес ослик в кувшинах?
Дети: Воду.
Вос - ль: Для кого принес ослик воду?
Ответы детей: Для друзей
Вос - ль: кого же ослик встретил по дороге?
Дети: кабана
Вос - ль: что же сделал кабан?
Дети: разбил кувшины и выпил всю воду.
Вос - ль: А как вы думаете правильно он поступил?
Дети: Нет
Вос - ль: Ребята, а давайте покажем эту поучительную сказку нашим гостям.
Вос - ль: какие изменения произошли с животными. Когда они напились воды? ?
Ответы детей. Теленок стал большим, а у барашка шерсть закрутилась колечками, петушок запел.
Вос - ль: Ребята, на вопрос кабана почему вода от меня ушла к вам, что же ответили животные?
Ответы детей. Забыл сосед закон гор Небо общее! горы общие! вода общая! Пей сколько хочешь!
Инсценирование сказки «Сладкий родник»
(Дети обыгрывают сказку)
В: Вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории. Давайте вспомним:
- Что такое фольклор?
- Какие жанрами мы знаем?
- Чему учит пословица?
- Для чего нужна поговорка?
- Какие бывают сказки?
- Каков конец в сказках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни
Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни...
проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...
Опыт работы по приобщению детей старшей группы к фольклорным формам.
В слайд-шоу показан опыт работы воспитателей старшей группы "Алёнушка" по приобщению детей к малым фольклорным формам....
Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»
Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе
Цель занятия: познакомить детей с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа».Задачи:Способствовать развитию связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картино...
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе через русскую народную сказку "Крылатый, мохнатый да масленый"
В статье описываются методы и приёмы по приобщению к художественной литературе на примере сказки...
Конспект для детей старшей группы по программе « Я живу в Оренбуржье» Тема: «Родники, ручьи и реки»
Цель: познакомить детей с водоёмами родного края. Программные задачи: - Формировать знания о наиболее известных реках, ручьях, родниках Оренбуржья и Кувандыкско...