Конспект для детей старшей группы по программе « Я живу в Оренбуржье» Тема: «Родники, ручьи и реки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: познакомить детей с водоёмами родного края.
Программные задачи:
- Формировать знания о наиболее известных реках, ручьях, родниках Оренбуржья и Кувандыкского района. Выяснить значение водоёмов в природе и жизни человека. Развивать умение различать водоемы: родник, ручей, река.
- Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; навык установления причинно - следственной связи, уметь объяснить.
- Развивать диалогическую и монологическую форму речи, интонационную выразительность речи, фонематический слух. Расширять и обогащать словарь детей прилагательными, глаголами. Активизировать в речи детей притяжательные прилагательные
-Воспитывать интерес к природным богатствам родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_zanyatie_rekiruchirodniki_orenburgskogo_kraya.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Золотая рыбка»
Конспект для детей старшей группы по программе
« Я живу в Оренбуржье»
Тема: «Родники, ручьи и реки»
(с презентацией)
Подготовила: воспитатель 1 кв.категории
Цабель Светлана Александровна
Тема занятия: «Родники, ручьи и реки»
Цель: познакомить детей с водоёмами родного края.
Программные задачи:
- Формировать знания о наиболее известных реках, ручьях, родниках Оренбуржья и Кувандыкского района. Выяснить значение водоёмов в природе и жизни человека. Развивать умение различать водоемы: родник, ручей, река.
- Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; навык установления причинно - следственной связи, уметь объяснить.
- Развивать диалогическую и монологическую форму речи, интонационную выразительность речи, фонематический слух. Расширять и обогащать словарь детей прилагательными, глаголами. Активизировать в речи детей притяжательные прилагательные
-Воспитывать интерес к природным богатствам родного края.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам всем говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Дети: Доброе утро!
- Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах.
Звучит журчание ручья.
Воспитатель:
Слышите, какой-то звук. Как вы думаете: что это такое?
- Правильно это журчит ручеек. И к нам на занятие из этого громкого ручейка попала одна капелька. Слайд №2 Вот она. Ее зовут – Капитошка. (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? (на листочках цветов, которые мы опрыскиваем, в кране.)
-Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнает много интересного.
И поговорим мы сегодня о родниках, ручьях и реках нашего края.
-А вы знаете что такое родник?
Ответы детей.
Слайд № 3 Родник
Воспитатель: Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются и образуется река. Вот так из родника зарождается река. Ребята, а кому нужны родники?
Ответы детей.
Воспитатель:
Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. А родники, которые находятся в селах, деревнях, городах нужны людям.
На территории Оренбургской области имеется более 3 тысяч родников. В нашем степном крае родники несут действительно живительную силу. Вокруг них возникает оазис многообразной растительности, обитает большое количество разнообразных животных, птиц, насекомых. Для сохранения природного разнообразия необходимо оберегать родники от разорения и пересыхания, а также проводить работу по их сохранению. А в нашем Кувандыкском районе есть родники? Какие вам известны ? Ответы детей
Слайд № 4 Родники Кувандыкского края
Воспитатель: Ребята, наша гостья Капитошка живет и в речке и в роднике и спрашивает нас, сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина). Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место где родился человек. А родник – это место где рождается река.
Физкультминутка. («Ручейки – река») (Дети - «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по просторам Оренбуржья.
Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
"Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!"
И пустился наутёк.
Я за ним, не чуя ног.
Впереди блестит река.
Слышу плеск издалека:
"Не догонишь всё равно -
Я в реке уже давно!"Скажите, где спрятался ручеёк? (ответы детей) Да, верно ручейки впадают в реки и озёра
- А сейчас, мы с вами проведём опыты.
Опыт №1.
- Перед вами, ребята, лежат полоски голубой бумаги. Кто скажет, для чего они нам нужны?
- Да, правильно. Из этой голубой полоски сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Поднимите его наклонно (один конец к блюдцу наклоните). Возьмите стаканы с водой и лейте воду небольшой струйкой, чтобы наполнила ручеек. Что происходит?
Итог: вода по наклонной стекает. Почему, как вы думаете? (ответы детей)
- Да, правильно. Русло ручейка течет по наклонной вниз и дальше, впадая в реку, озеро и т. д.
- Ребята, а вы когда – нибудь отдыхали у ручейка? Как течёт ручеёк? (ответы детей)
- Правильно, ручеёк журчит. А сейчас внимательно послушайте, как журчит ручеёк.
- А как создать эффект журчания струек? (ответы детей)
-Положите немного мелких камешков. Что происходит?
Итог: журчание воды.
- Почему?
- Да, молодцы! Потому что, мелкие камешки создают преграду движению воды, поэтому происходит журчание.
А сейчас обратите внимание на экран.
Слайд № 5 Ручьи Оренбургской области
Воспитатель: Давайте встанем в круг и придумаем хорошие, красивые слова к слову «ручей» каким он может быть? (игра с мячом) Молодцы!
Воспитатель: И вновь отправляемся дальше вмести с Капитошкой.
Отгадайте загадку.
Она бежит, искрится,
На солнце серебрится,
Огибает берега
Полноводная ... (река).
Верно! Это река.
Вос-ль: Верно. Как называется самая большая река в Оренбургской области?
Дети: Урал.
Слайд №6 Река Урал
Вос-ль: Какая вода может быть в реке?
Дети: Прозрачная, мутная, грязная.
Вос-ль: Что нужно сделать, чтобы вода была чистой?
Дети: Её нужно очистить. (опыт по очистке воды)
Вос-ль: Как вы очищали воду?
Дети: Мы очищали воду с помощью фильтра.
Вос-ль: Какие вы знаете фильтры?
Дети: Бумажный, тканевый, ватный.
Вос-ль: Очистив воду её можно пить?
Дети: Нет.
Вос-ль: Какую воду можно пить?
Дети: Кипячёную, из под крана, родниковую.
Вос-ль: Почему родниковую воду можно пить?
Дети: Потому что она чистая.
Вос-ль: А почему она чистая?
Дети: Потому что она проходит через все слои земли, как через фильтр.
Вос-ль: Покажи, как родник пробивается на поверхность.(дети фильтруют воду). Какие вы молодцы!
А узнать какие ещё есть реки в Оренбуржье и Кувандыкском районе нам поможет вот этот слайд
Слайд № 7 Реки Оренбуржья
- Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)
- Речки и реки бывают разные. Есть равнинные, а противоположное – горные.
Тихие – быстрые.
Широкие – узкие.
Прозрачные – мутные.
Короткие – длинные.
Глубокие – мелкие.
Спокойные – бурные.
- Ребята, как вы думаете, какое течение у реки Урал, если он протекает по равнине ? (у Урала течение плавное, спокойное, тихое, медленное, ровное ) А если по гористой и каменой местности (течение уже не такое спокойное. Урал течет более быстро, течение у нее быстрое, беспокойное, бурлящее).
Д/игра «Если бы ты был рекой».
- Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)
• Не бросать в реки разный мусор.
• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.
• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.
• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.
• Не рвать водные растения.
- Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу и у речки. Для чего нужны такие знаки? ( Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе)
Рисование экологических знаков.
- Расскажите мне о знаках, которые вы нарисовали, что они обозначают? (Ответы детей)
Итог занятия.
- Ребята, понравилось вам наше занятие?
- Что интересное вы узнали?
Что полезного сделали?
- Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так много знаем о родниках, ручьях и реках, и как беречь воду в разных водоемах.
Полезные ссылки
https://youtu.be/-YlkHcmZlZM (видео Ручей Бадымай)
https://youtu.be/RtO97Sahgwg ( ледоход на р. Урал)
Ну, вот и подошёл к концу наш видеорассказ об
Оренбургском крае. Давайте вспомним, о каких
достопримечательных местах вы рассказали и отметим их на карте
Оренбургской области (отмечаем флажками). Это конечно далеко
не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о
нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и
культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже
то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились
на оренбургской земле.
Так давайте завершим наш рассказ стихотворением, которо
Ну, вот и подошёл к концу наш видеорассказ об
Оренбургском крае. Давайте вспомним, о каких
достопримечательных местах вы рассказали и отметим их на карте
Оренбургской области (отмечаем флажками). Это конечно далеко
не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о
нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и
культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже
то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились
на оренбургской земле.
Так давайте завершим наш рассказ стихотворением, котор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...
«Музыкальный каледоскоп» Музыкальное занятие для детей старшейгруппы.
laquo;Музыкальный калейдоскоп» Музыкальное занятие для детей старшей группы.Цель: Эмоционально откликаться на музыку, побуждать к активности детей, развивать координацию, быстроту, ре...
План самообразования с детьми 5-6 лет «Развитие связной речи у детей старшейгруппы»
План самообразования с детьми 5-6 лет «Развитие связной речи у детей подготовительной группы»Актуальность.Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря...
Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»
Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....
Конспект нтегрированной НООД по ознакомлению с природой Тема «Уж тает снег, бегут ручьи». (Подготовительная к школе группа)
Конспект нтегрированной НООД по ознакомлению с природой Тема «Уж тает снег, бегут ручьи». (Подготовительная к школе группа)...
Конспект занятия в старшейгруппе по рисованию "Весеннее небо"
Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воо...