Приобщение детей старшей группы к художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Цель:
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе
Задачи:
· создание положительного эмоционального настроя;
· решение проблемных ситуаций;
· умение выполнять различные игровые задания;
· развитие логического мышления, фантазии, воображения;
· обогащение словарного запаса;
· воспитание уважения к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса;
· воспитание чувства товарищества и взаимовыручки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 325»
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведением Н.Носов «Живая шляпа»»
КОНСПЕКТ
Подготовили и провели:
Воспитатели
Калачева Олеся Сергеевна
Романова Наталья Александровна
Нижний Новгород
2018 г.
Возраст :5-6 лет
Цель занятия: познакомить детей с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа».
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок;
- Продолжать закреплять умение составления рассказа по серии сюжетных картинок;
- Воспитание гуманного отношения к домашним животным.
Ход занятия.
-Здравствуйте ребята, что это за предмет? (Шляпа)
- Интересно, откуда она могла появиться здесь? (Ответы детей)
-Молодцы ребята, это моя шляпа и зовут меня шляпник Петр.
- Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встречи они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия. Повторяйте за мной:
Шляпник снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: «Доброе утро, имя ребенка» …(дети продолжают).
- Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету? (Оранжевая).
- По времени года? (осенняя)
- Посмотрите, какая у меня замечательная книга лежала в шляпе! Мне хочется представить вашему вниманию книгу с рассказами. И сегодня я хочу вас познакомить с моим любимым рассказом Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова и портрет самого писателя).
- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа живой? (Ответы детей).
- А сейчас садитесь по удобней и слушайте внимательно рассказ Н.Носова «Живая шляпа».
- Ребята, вам понравился рассказ? (Ответы детей)
- Как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (Ответы детей).
- Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться!
Физкультминутка.
- Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.
Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
Беседа по вопросам:
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
- Назовите героев рассказа?
- Кто проживал в квартире: Вовка или Вадик?
- Как звали мальчиков в рассказе?
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
- А почему же мы с вами не испугались?
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?
- Как же мальчики относятся к животным?
- Попадали ли вы в такую же ситуацию, которая описана в рассказе?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
Составление рассказа:
- Ребята, с чего все началось?
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде.
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу.
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему.
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты.
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась.
6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок.
- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Вам понравился рассказ?
- Кто запомнил фамилию автора?
- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 325»
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведением В. Катаева «Цветик-семицветик»»
КОНСПЕКТ
Подготовили и провели:
Воспитатели
Калачева Олеся Сергеевна
Романова Наталья Александровна
Нижний Новгород
2018 г.
Возраст: 5-6 лет
Цель занятия:
Воспитывать любовь к художественной литературе через изучение лучших сказочных произведений
Задачи занятия:
- Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик».
- Развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку).
- Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини;
- Формировать интерес к чтению художественной литературы;
- Воспитать сострадание к ближнему, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
Ход занятия:
Шляпник Петя: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Молодцы, это я - шляпник Петя, и я опять волшебным образом очутился в вашей замечательной группе. Ребята, хоть хвастаться и не хорошо, совсем плохо, но я не могу удержаться! Я сделал новую шляпу! Вот какая у меня получилась чудесная шляпа!
Показывает её ребятам.
Шляпник Петя: Скажите мне ребята, а какого цвета у меня сегодня шляпа?
Ответы детей
Шляпник Петя: Правильно, у меня красная шляпа. А что вы можете сказать мне о красном цвете? Какой он?
Дети называют: Яркий, весёлый, красивый, тёплый, жаркий и т.д.
Шляпник Петя: Ребята, а для какого времени года подходят все эти ваши определения? Правильно, для лета! Значит моя новая шляпа обозначает ЛЕТО!
Все вы помните, что у меня не простые шляпы, а волшебные и с их помощью мы с вами можем попасть в любое время года. Давайте, ребята, подумаем и назовём, что находится у меня в шляпе?
Дети предполагают, что находится в шляпе у Пети.
Шляпник Петя достаёт разноцветные лепестки.
Шляпник Петя: Ой, ребята, как вы думаете, что это?
Ответы детей: цветочные лепестки
Шляпник Петя: Давайте проверим, получится у нас цветок или нет.
Дети собирают цветок.
Шляпник Петя: Какой необыкновенный, у нас с вами, цветок получился. Посмотрите, у него все лепестки разного цвета. Наверное, он волшебный.
Ребята, а в шляпе есть еще и замечательная книга, с которой я хочу вас познакомить. Вот, посмотрите, какая она красивая, красочная, и, наверное, очень интересная. Эту книгу написал очень хороший детский писатель Валентин Петрович Катаев. Сегодня я вам прочитаю сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик - семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний. А какие это желания, вы сейчас и узнаете.
Шляпник читает сказку В. Катаева «Цветик - семицветик»
Шляпник Петя: Ребята давайте мы с вами так - же как и Витя с Женей весело поиграем.
Физминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Шляпник Петя: Ребята, я вам прочитал сказку и теперь хочу проверить, как внимательно вы меня слушали. А для этого нужно вам ответить на вопросы:
- Какое название у сказки?
- Кто автор сказки?
- Кто главный герой сказки?
- в какое время года произошла эта история?
- А как вы поняли, что это лето?
- А как вы думаете, почему эта история произошла именно летом, а не зимой или осенью?
- Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?
- Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?
- Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам ненужными? - Почему?
- Какие желания показались важными?
- Представьте себя на месте Жени. Какие семь желаний вы бы загадали? Расскажите об этом. А загадывать желания вы будете как девочка Женя из сказки.
- Какие она говорила слова?
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по- моему вели!
Шляпник Петя: Ребята! Наше прекрасная встреча подходит к концу. Мне пора возвращаться в сказочную страну вместе с моей волшебной шляпой. Но я хочу, чтобы от встречи с вами у меня осталось что – то памятное. Я хочу, чтобы вы нарисовали мне «»Цветик – семицветик»
- Сколько цветов имеют лепестки цветка девочки Жени?
- Давайте перечислим какие цвета… (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, голубой, фиолетовый).
- А рисовать мы будем волшебный цветок все вместе.
Дети под руководством Шляпника Пети рисуют «цветик – семицветик»
Шляпник Петя: Посмотрите на «цветик – семицветик», который вы сами нарисовали и разукрасили. Ребята, теперь вы умеете рисовать «цветик - семицветик» самостоятельно. В свободное время вы можете нарисовать его себе. Заберите его домой. Как только вам захочется помочь кому-нибудь очень сильно, совершить какой-нибудь добрый и полезный поступок, отрывайте по одному лепесточку и произносите волшебные слова и у вас обязательно все получиться! Не отрывайте лепестки просто так! Многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться, заработать своими добрыми, хорошими поступками! Прощайте! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 325».
Конспект
Квест - игра в старшей группе
«По дорогам сказок»
Подготовили воспитатели:
Романова Н.А.
Калачева О.С.
г.Нижний Новгород
2018г.
Цель:
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя;
- решение проблемных ситуаций;
- умение выполнять различные игровые задания;
- развитие логического мышления, фантазии, воображения;
- обогащение словарного запаса;
- воспитание уважения к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса;
- воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.
Ход Квеста
Ведущий (входит в костюме Бабы Яги):
– Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте, мои конопатенькие. Чего притихли? Наверно, очень мне обрадовались. А кто я, хоть узнали? Правильно, Баба Яга. А откуда я? (из сказки) Тоже верно. А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо….
- Мне сказали что у вас есть шапка какае то волшебная
Говорят она сказки знает и разные произведения?
А как ей пользоваться, бабушка тоже любит сказочки послушать? Что то молчит, наверно на нее нужно подуть или нет?
Ой смотрите ка а здесь какие то картинки
Игра….. Угадай сказку
Молодцы касатики !
А я тоже загадки знаю хотите разгадать?
***
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил!
(Красная Шапочка)
Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(Колобок)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне.
(Емеля)
К лесу передом стоит,
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)
(Звучит волшебная музыка)
- Вот вы и справились со вторым заданием, яхонтовые мои. Открою вам секрет: это ведь Василиса Премудрая послала меня к вам, чтоб я вас испытала, а если не понравитесь вы мне, тут уж мне и карты в руки: люблю я некоторых, ягодки мои, на лопату садить, да в печь высаживать...Что ж , получайте мою подсказку ( отдаёт карту ходилку).
Рассматриваем карту.
Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но с начало надо проверить вашу готовность к нему.
Упражнение «У нас хорошая осанка».
У нас хорошая осанка - Встать прямо, руки вдоль туловища.
Мы свели лопатки - Свести лопатки. (Руки приставить к поясу). - 2 раза.
Мы походим на носках - Повернуться на носках вокруг себя.
Мы пойдём на пятках. - Повернуться в обратную сторону на пятках.
Мы бодры и веселы, начинаем наше путешествие.
Наш путь не близок: идти будем лугом, полем, через густой лес. (Обычная ходьба парами).
Вот мы с вами на природе. Давайте посмотрим вокруг в бинокль - какая здесь красота. (Повороты головы влево и вправо).
А какой свежий воздух. Нужно подышать (Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов).
Вот дорога идёт через луг со скошенной травой. (Ходьба попеременно: то на носках, то на пятках).
Смотрите, а здесь траву ещё не скосили, она очень высокая. (Ходьба с высоким подниманием бедра).
Мы почти добрались до леса, но на нашем пути выросли огромные кусты. Нам нужно через них перепрыгнуть и мы окажемся в лесу. Вот мы и в лесу.
Находим задание “Чьи это вещи?”
Баба я га достает 2 мешка. Дети раскрывают первый и рассматривают вещи и говорят свои предположения, в следующем мешке следующий герой и т.д.
И с этим испытанием вы справились, внимательные мои. Этак дальше пойдет, так я совсем голодная останусь….
Дальше по лесу мы шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вперевалочку идём.
(Ходьба на внешних сторонах ступни)
Зайки быстро скачут в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишкам
Непоседы- ребятишки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд).
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках побежим.
(Лёгкий бег).
Снова дальше мы идём
Перед нами водоём.
Куда же мы попали? Что это? (ответы детей) Да, ребята, мы пришли на болото. Смотрите, лягушка. Как вы думаете, из какой русской народной сказки эта лягушка? ( Царевна-лягушка).
Баба-яга: Царевна-лягушка для вас подготовила задание. Игра « Найди свою сказку». Перед вами иллюстрации из русских народных сказок. Назовите их. Сейчас я раздам вам карточки с изображением героев сказок. Пока звучит музыка, вы гуляете. Музыка остановиться, подойдите к иллюстрации той сказки, из которой ваш герой. Будьте внимательны!
(Дети играют).
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
- Ой, на нашем пути ручеек течёт.
Ручеёк в лесу бежит,
И куда – то он спешит.
Всё быстрее и быстрее,
Буль-буль–буль - вода журчит.
(Перепрыгивание с островка на островок).
(Дети подходят к дубу).
Баба-яга: Что это за дерево? (ответы детей) Давайте подойдем, чтобы посмотреть, кто нас здесь ждет.
( Дети идут к дереву, на дубе сидит ученый кот и читает стихотворение).
Кот: «У Лукоморье дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…»
Баба-яга: Ребята, как интересно. Это же ученый кот.
Кот: Мр-р! Да, я ученый кот, а вы откуда и куда путь держите?
(Ответы детей).
Кот: Мр-р! А дорога туда неблизкая, перед ней полезно отдохнуть. Присядьте на травку и отдохните немного, а я вам песенку спою али сказку расскажу.
(Дети садятся на "полянку", а кот поет русскую народную колыбельную " Баю-баюшки, баю").
Воспитатель: Нет, нет, нам нельзя засыпать, у нас впереди много заданий.
Кот: Ну, тогда выполните мое задание.
Воспитатель: Какое, котик?
Мнемотаблицы
Кот: Хорошо, справились с заданием, молодцы! Можете дальше свой путь продолжать.
В горку мы теперь шагаем,
Крылышки свои расправим.
Дышим ровно, глубоко,
Ходим прямо и легко.
(Ходьба по лестнице). Доходим до перекрёстка.
Баба-яга: мы с вами дошли до перекрестка, на столбах таблички. Прочитаем их: «Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь», «Направо пойдешь - с другом расстанешься», «Прямо пойдешь - доброе дело сделаешь».
Баба-яга : Ребята, какую вы предлагаете выбрать дорогу? Почему? У меня есть волшебная палочка. Если она загорится, значит, вы выбрали правильный путь. ( палочка загорается). Вы выбрали правильную дорогу.
Доходим до избушки Бабы-яги.
Баба-яга: А в доме у меня сидит Ванюшка, его принесли мне гуси-лебеди.Он один гулял по проезжей части дороги. Можно гулять по дороге? Если вы хотите его освободить, нужно выполнить мои задания. Согласны?
Игра « Путаница». Необходимо вспомнить и дать правильно названия сказок.
- «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
- «Иван-Царевич и зеленый волк»;
- «По собачьему веленью»;
- «Волк и семеро тигрят»;
- «Пашенька и Медведь»;
- «Гуси-вороны».
Молодцы, справились! А сейчас я испытаю вас, какие вы сильные да ловкие.
Со всеми заданиями вы справились, забирайте мальчика, надеюсь, по дороге он ходить один не будет, а уж играть там тем более. Получайте мою волшебную книгу.
Баба-яга даёт волшебную книгу, а в ней конфеты, угощение для детей.
Возвращаемся в детский сад.
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей
«С какими книгами
лучше дружить дошколятам»
Составили воспитатели:
Калачева Олеся Сергеевна
Романова Наталья Александровна
Прививаем интерес ребенка к книге:
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Рекомендуемая литература для чтения детям
Поэзия.
- И. Бунин. «Первый снег»;
- А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»);
- «Зимний вечер» (в сокр.);
- А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»;
- М. Цветаева. «У кроватки»;
- С. Маршак. «Пудель»;
- С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
- И. Никитин. «Встреча зимы»;
- А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»;
- С. Черный. «Волк»;
- В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
- М.Яснов. «Мирная считалка».
- С. Городецкий. «Котенок»;
- Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»; А. Барто. «Веревочка».
Проза.
- В. Дмитриева. «Малыш и Жучка»;
- Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»;
- Н. Носов. «Живая шляпа»;
- Алмазов. «Горбушка»;
- А. Гайдар. «Чук и Гек»;
- С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
- В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
- К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Литературные сказки.
- Т. Александрова. «Домовенок Кузька»;
- B.Бианки. «Сова»;
- Б. Заходер. «Серая звездочка»;
- А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»;
- П. Бажов. «Серебряное копытце»;
- Н. Телешов. «Крупеничка»;
- В. Катаев. «Цветик-семицветик».
- X. Мякеля. «Господин Ау»;
- Р. Киплинг. «Слоненок»;
- А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»
- А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»;
- О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга»;
- Дж. Родари. «Волшебный барабан»;
- Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе»;
- «Шляпа волшебника»;
- Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»;
- Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
- А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Совместным чтение можно подарить ребенку огромное количество любви и счастья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект детской деятельности " Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"
"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"...
Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»
Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу- Бакара "Сладкий родник" )
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»(открытый просмотр образовательной деятельности)...
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе через русскую народную сказку "Крылатый, мохнатый да масленый"
В статье описываются методы и приёмы по приобщению к художественной литературе на примере сказки...
Перспективный план работы с родителями и педагогами по теме самообразования "Нравственное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"
Перспективный план работы с родителями и педагогами по теме самообразования "Нравстенное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"...
Проектная деятельность в работе с родителями по теме самообразования "Нравственное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"
Фотоотчет по работе с родителями по теме самообразования "Нравственное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"...
Конспект образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературе
КОНСПЕКТОбразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературеТема: Чтение рассказа Н. Сладкова «Неслух»Цель: ознакомление детей с рассказом Н. Сладков...