Проект "Мой край родной"
проект (старшая группа)

Трофимова Ольга Николаевна

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Мой край родной»

Детского сада «Колобок»

СП МАОУ «Бигилинская СОШ»

воспитателя

Трофимовой Ольги Николаевны

2018 год

Содержание.

1.        Актуальность выбранной темы …………………………………                                      

2.        Цели и задачи проекта…………………………………………….

3.        Участники проекта. Сроки реализации проекта……………….

4.        Этапы реализации проекта………………………………………

5.        Перспективное  планирование ……………………………………

6.        Предполагаемые результаты и  оценка результатов проекта. ..

7.        Приложения ………………………………………………………

8.        Список литературы……………………………………………….

 

«Я люблю тебя, мой край родной,

Ты мне дорог, будто мамина улыбка,

Говорят с суровой ты душой,

Да- с душой, суровость же- ошибка».

Н.И.Новиков

Актуальность проекта

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о  природе,  истории, культуре нашей малой Родины.

Исходя из актуальности темы, мы  поставили перед собой следующую  цель.

Цель: - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.

В процессе работы над данной темой  мы определи  следующие задачи.

Задачи:

       -   развивать бережное отношение к селу и его природе, к  достопримечательностям и культурным ценностям;

       -  формировать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

       -  воспитывать чувство гордости за своих земляков;

       - повысить компетентность родителей по воспитанию у детей чувства гордости и любви к родному краю.

                                                   ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Мой край родной» - проект по краеведению

Вид проекта

Познавательный, творческий.

Участники

Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, социум.

Сроки реализации

краткосрочный

Педагогические принципы

регионализации;

непрерывности;

доступности;

целостности;

системности;

преемственности;

культурообразности;

стимулирование детской деятельности.

Ожидаемые результаты.                                                                                                                              Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь. Реализация данного проекта позволит:

-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Отличительная особенность данного проекта состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Основные организационные формы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки по селу;

• экскурсии с различной тематикой о села;

•  развлечения;

• тематические выставки;

• встречи с участниками исторических событий;

• работа в музее  «Русская изба» с.Першино.

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

        Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

          Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

          Работая над этой темой, мной была составлена модель системы работы по краеведению, выделены блоки работы по патриотическому воспитанию, включающие серии конспектов-занятий, консультации для педагогов и родителей.

Индукционная модель системы работы по краеведению:

Семья  → Родное село→ Родной край

Блоки работы по воспитанию патриотизма:

1.Семья

Программное содержание:

Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

2.Родное село

Программное содержание: Закрепить и расширить знания дошкольников о селе, его расположении на карте.

Познакомить с традициями и праздниками, показать его социальную значимость в развитии страны.

3.Родной край

Программное содержание: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях и памятных местах города Заводоуковска. Познакомить детей с основными видами полезных ископаемых Тюменской области. Расширить представления детей о растениях и животных нашего края. 

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций

II этап - основной, включает в себя:

1.        Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.

2.        Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

3.        Совместные мероприятия с детьми разного возраста.

4.        Экскурсии по селу.

5.        Пополнение развивающей среды.

6.        Выставки детских работ, семейных коллекций.

Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по селу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

•        игровой;

•        музейной педагогики;

•        домашнего кинотеатра;

•        информационно-познавательной с использованием ИКТ.

III этап - итоговый, включает в себя:

1.        Итоговое диагностирование детей

2.        Повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу проекта.

Перспективное планирование.

Сентябрь

-Рисование: «Мой дом».

- игра: «Назови деревья, нашей местности»;

-консультация «Главные условия воспитания детей в семье» - работа с родителями;

- игра - путешествие «Птицы и животные родного края».

Октябрь

- Экскурсия по памятным местам села Першино;

- оформление уголка в группе «Мой край»;

-«История и особенности русского национального костюма».

Ноябрь

-Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу»;

-экскурсия в музей с.Першино;

- «Я горжусь своим прапрадедушкой»- рассказ и просмотр семейного альбома (Семья Пушкарёвых);

- экскурсия к русской берёзе.

Декабрь

- Тематические экскурсии: «Они сражались за Родину» (памятник ВОВ), « И здесь была война» (памятник погибшим в Гражданской войне) ;

-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?» - работа с родителями;

- Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны»;

-  Пословицы и поговорки о семье «Вместе дружная семья» (совместные детско-родительские иллюстрации).

Февраль

- Фотовыставка «Наш город - Заводоуковск», «Москва-столица нашей Родины»;

- встреча с тружениками села «Чудеса прялки и веретена», «Хлеб всему голова»;

- игра «Угадай и назови»;

- конструирование: «Мой город».

- консультация для родителей «Что можно рассказать ребенку о родном крае?».

Март

«Символика родного края»

- Беседы и рассматривание   государственной символики родного края                                (Герб и флаг Заводоуковского округа, Тюменской  области).

Прослушивание песни «Моя Тюмень» ( муз. В. Шубина, сл. Зинаиды Каменевой, исп. Ольга Пирогова г.Заводоуковск);

- аппликация «Герб города Тюмени».

Апрель

«Что за край?»

- Путешествие в сказку Петра Ершова  «Конек - Горбунок».

 Дидактические игры:

- «Узнай, где я нахожусь?»;

- «Собери картинку»;

- «Что за улица?».

Май

«Тюмень-это

нефть, Тюмень-это газ»

- просмотр презентации «Земля Тюменская»;

- кроссворд «Полезные ископаемые Тюменской области»;

- фотоколлаж на тему: «Мой родной край»;

Ожидаемый результат:

-знают историю родного края, его достопримечательности;                                              -испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;

- сформировано понятие «Моя малая Родина»;

- наличие  стойкого интереса к прошлому, настоящему  и  будущему  родного края.

          Вывод.

          Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

        Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе, его  замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.

          Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 17.10.13 г., № 1155.

3. Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.

4. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 440 с

5. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.

7.Интернет ресурсы «Детский туризм».

Приложение 1.

Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме

«Моя малая родина»

1.        Как называется сёло, в котором ты живёшь?

2.        Назови домашний адрес.

3.        Найди герб нашего района.

4.        Что изображено на гербе нашего района?

5.        Что означает изображение колеса на гербе?

6.        Зачем нужен герб району

7.        Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.

8.        Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.

9.        За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?

10.        Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.

11.        Какие дикие животные живут в наших лесах?

12.        Назови правила поведения в лесу.

13.        Покажи своё сёло на карте Тюменской области.

14.        Почему для жителей нашего район  дорог обелиск павшим солдатам?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне

1.        Когда празднуется День Победы?

2.        С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?

3.        Какие военные профессии вы знаете?

4.        Какую боевую технику вы знаете?

5.        Участвовали ли жители села в Великой Отечественной войне?

6.        Чем награждают Героев войны?

7.        Есть ли в нашем селе памятники погибшим воинам? Какие? Где?

8.        Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?

9.        Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?

10.        Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного края

1. Какие природные зоны есть в нашем селе и районе?

2. Назови животных леса.

3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем селе и его окрестностях.

4. Назови птиц, живущих в нашей местности.

5. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?

6. Как люди заботятся о животных?

7. Как люди заботятся о птицах?

8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

Детская игра «Угадай и назови»

Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.

 Читают стихотворение:

Хорошо у нас в саду

Не дождусь, когда пойду.

– Мама, раньше разбуди,

Раньше в садик отведи!

Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.) Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»

Приложение 2.

Конспект НОД на тему «Здравствуй, музей!» для детей старшей возрастной группы.

Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами

Задачи: - Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и народной культуре.

- Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.

- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др.

- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в уголке русской избы; чтение рассказа К.Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды, чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок,слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок», «Ткацкий станок» и др.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие Цель: закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким станком, рубелем, вальком, утюгом.

Речевое развитие Цель: активизировать в речи слова: прялка, прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т.д. Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.

Социально-коммуникативное развитие Цель: прививать интерес к истории и культуре родного края, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Материалы и оборудование:

1.Выставка в сельском мини-музее «Секреты русской избы»

1. Аудиозаписи с русской народной музыкой;

2. «Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа, моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и т.д. и деревенской утварью.

3. «Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка, холщовые онучи, суконные онучи, лапти.

Ход НОД ( Экскурсия  «Секреты русской избы»):

- Добрый день, ребята! Сегодня вы впервые посещаете музей. Он находится в красивом доме. Правда, ребята? А давайте мы его рассмотрим поближе…                        Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.

- Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года? Зима, весна, лето, или осень? (Ответ детей). Правильно, осень. Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран, к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что делал? (Ответы детей)

-Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали, рукодельниц развлекали.

- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает волокна (показ) и донце, на которое садится пряха (показ). Но для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше кручусь – тем больше становлюсь».(Ответ детей) Правильно, веретено. Я вам покажу: как надо прясть. (Показ.) Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми: лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь. (Вызов ребенка. Практическая работа)

- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать.

- Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать? (Ответ детей) Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка». Ей помогала добрая коровушка-матушка.

Выйдет, бывало в поле, Крошечка – Хаврошечка, обнимет свою рябую коровку, прижмется к ней и рассказывает: как тяжело ей на белом свете поживать:

- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.) напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать.

- Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст - грубую ткань - на специальном станке из дерева. Сначала в стан заправляли нити, потом вручную при помощи челнока протягивали поперечную нить, и движением решетки ее уплотняли. Нажимая на педаль, меняли уровни нитей. Так постепенно рождалось полотно. (Показ) (Вызов ребенка. Практическая работа)

- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка – Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это 80 кг. (Ответы детей)

- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое. (Дать потрогать). Стирать руками это полотно было тяжело. И поэтому придумали такой инструмент, как валек.

- А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали деревянным вальком. (Показ) Так выбивалась грязь. Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку. Так, валек применялся для стирки белья, к какому предмету, тоже связанному со стиркой, я должна этот валек положить. (Ответ детей) К корыте. Обратите внимание, что корыто тоже деревянное и выдалбливалось оно из широкого бревна. А как же люди смогли сделать это корыто? Они выбирали самое толстое и крепкое дерево. Вначале очищали его от коры и ветвей и потом только из широкого чистого бревна топором выдалбливали корыто. Таким же образом делали и ступу. (Показ ступы)

- Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов инструмент для глажки. (Ответ детей)

- В давние времена не было железных утюгов и , тем более, электричества. Утюг заменяли скалка и рубель. (Показ).Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот таким образом прокатывали. (Показ. Вызов ребенка. Практическая работа)

- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка? (Ответ детей)

- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти. (Показ манекена). А кто шил одежду? (Ответы детей)

- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет учились рукодельничать.

- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в праздничный русский народный костюм. (Вызов девочки)

- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой, и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой поверх холщовых наматывались суконные. Все это привязывалось крест-накрест к ноге (Показ). Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с музеем и его экспонатами, которые хранятся в нашем сказочном теремке. Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала? (Ответы детей)

- Из дерева.

-А как вы думаете, почему в старину многие инструменты изготовлялись именно из дерева? (Ответы детей)

- Каждый человек должен был многое уметь делать.

(С показом): Чтобы прясть нити – придумал прялку и веретено, соткать полотно – ткацкий станок, постирать одежду – валек, погладить – скалку и рубель. И все это было сделано из дерева. Самый доступный материал, как известно, было дерево. Такие предметы раньше могли быть и подарочными. Сейчас дарят стиральные машины, утюги и т.д. … А в старину дарили, например, для стирки – валек, для глажки – скалку и рубель. Вот такие были подарки.

- Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного. А теперь мы с вами вернемся в детский сад, заглянем в наш уголок русской избы. Хозяйка избы нас давно уже там дожидается, с чаем и сладостями хочет потчевать.

Конспект НОД в старшей группе "Семейная фотография"

Программное содержание. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия родственных отношений.

Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: “Моя семья”, “Лучшие часы и минуты семейного досуга”, “Семейные будни”, “Забота о ближних”, “Семейные праздники” и т.д. Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений “Моя семья” Е.Гомоновой и “Моя родня” Я.Акима. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему “Моя семья”.Рассматривание Репродукции картин: Ф. Решетников “Опять двойка”, З. Серебрякова “На террасе в Харькове”, “За завтраком”, Н. Богданов-Бельский “Новые хозяева”, Б. Кустодиев “Голубой домик”. Посещение семей (Пушкарёвых, Тарасовых, Степановых)

Материал и оборудование. Песни: “Моя семья” (муз. и сл. Е.Гомоновой), “Воскресенье” (муз. и сл. Л.Олифировой); “Вальс-каприс” А. Рубинштейна. Акварель, масляная пастель, фоторамки. Музыкальный центр и аудиокассеты с записью, “Семейный фотоальбом” членов семьи нескольких детей группы.

Ход занятия

- Сегодня наше занятие мне хочется начать с игры, но игры необычной. Я вам предлагаю игру-разминку “Кто кем был?”.

- Скажите, ребята, кто кем был раньше?” (Показываю картинки).

- Как вы думаете, кем был раньше этот дедушка? (Взрослым мужчиной, папой.)

- Кем он был до этого? (Юношей, мальчиком.)

- Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.

- Догадайтесь, кто кем был ?

(Курица была – цыпленком; помидор – семечком; стол – деревом; платье – хлопком, лошадь – жеребенком; хлеб – зерном; рыба – икринкой; доктор – ребенком; мама – девочкой.)

- Сегодня мы поговорим с вами о семье. Семья – это родные люди, живущие рядом с Вами, в вашей квартире. Семья – это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя,

Дядя, племянники. У каждой семьи есть фамилия. Назовите свою фамилию. (Ответы детей.)

Предложить объяснить происхождение фамилий, как раньше их давали людям.

- Скажите, как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству.)

- Что же такое отчество? (Это имя папы, отца.) Когда вы вырастите, вас будут тоже называть по имени и отчеству.

- Ваня, как тебя будут называть? Почему? (Рассуждение детей, 2-3 чел.)

- Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Их много – и старых и новых,

У нас у семейства………(фамилия семьи, чей альбом будут рассматривать.)

Показываю семейный альбом с фотографиями. У меня тоже есть семейный альбом,

- Где хранятся фотографии моей семьи. Рассматривание фотоальбома семьи Пушкарёва Данила и Даши.

- Кто на фотографии изображен? (Мама, папа, брат и я.) Кто для тебя Данила? (Брат.)

- Кем приходиться Даша маме и папе? (Дочь.) Кем приходиться мама и папа для Даши и Данила? (Родители.) Маша, как называют тебя бабушка и дедушка? (Внучка.)

- Мама с папой кем будут друг для друга? (Муж и жена.) А дедушка с бабушкой? (Тоже муж и жена.) Кем доводятся мама с папой для дедушки и бабушки? (Дети, сын, дочь.)

- Кто в семье старший? (Дедушка и бабушка.)

- Кто в семье младший? (Внуки.)

Ребенок - по желанию читает стихотворение Я.Акима “Моя родня”.

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме – в кухню волшебная щётка.

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

- А как вас дома называют ласково?

Дидактическая игра “Назови ласково”.

- Сын - сыночек – сынуля.

- Дочь – доченька – дочурка.

- Дети - детки – детишки.

- Мама – и т. д.

Физминутка с мячом “Парные слова”. Дети стоят в кругу, педагог в середине круга . Водящий бросает мяч ребенку и называет слово , ребенок возвращает мяч водящему и называет пару к названному слову. (Например: мама – папа, муж – жена, бабушка – дедушка, дети – родители, сестра – брат, тетя – дядя .)

- В каждой семье есть не только семейные фотографии ,но и много отдельных портретов, на которых изображены отдельные члены семьи , знакомые, друзья. (Показать фото.)

- Чем отличается семейная фотография от портрета? (На семейной фотографии сфотографированы несколько человек , а на портрете - один человек.)

- Семейные фотографии всегда берегут, их хранят в альбомах или вставляют в рамки.

(Показать рамки с фотографиями.) Я предлагаю вам оформить рамки для фотографий.

После окончания работы рассказать, кто сфотографирован в вашей рамке. (Рамки приготовлены заранее.)

Пальчиковая гимнастика “Бабушкины ладошки” (Выполняется перед началом работы.)

- Ладушки, ладушки, где были ? У бабушки! (Хлопают в ладоши.)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны. (Показывают руки ладонями вверх.)

А у бабушки ладони добрые – предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга.)

Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладони.)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами! (Подносят ладони к лицу принюхиваются.)

По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание.)

И с любой печалью сладят теплые ладони. (Подносят к лицу, складывают ладошки. Дуют на них.)

Ладушки, ладушки, где были ? У бабушки ! (Хлопают в ладоши.)

Дети садятся за столы.

- А чем любят заниматься ваши родители, дедушки и бабушки? (Готовить, печь пироги, вязать, ловить рыбу, петь частушки, играть в шашки и т. д.).

- Наша мастерская начинает свою работу! (Дети украшают заранее изготовленные рамки для фотографий.)

- Настя, расскажи какая у тебя рамка и чем ты ее будешь украшать? А ты Витя?

По окончании работы вместе детьми оформляем выставку. Предлагаю 2-3 детям рассказать о своих родных.

Детский сад - это тоже семья, и сегодня хочется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на память.

Исполняется композиция “Стоп-кадр”: свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Ребёнок-фотограф “делает снимок”. Ребенок читает стихотворение Валентина Берестова “ Семейная фотография” :

Чтобы заснять весь детский сад

Фотограф наставляет аппарат.

Смех на устах. Волнение в груди.

Молчок. Щелчок. И праздник позади.

- В народе говорят: “Семьёй и горох молотят”. А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Пословицы и поговорки ( по выбору, исходя из активности детей):

•        В своей семье - всяк сам большой.

•        В семье и каша гуще.

•        Согласие да лад - в семье клад.

•        Согласную семью горе не берет.

•        В семье согласно, так идет дело прекрасно.

•        Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоват.

•        Когда нет семьи, так и дома нет.

•        Семья сильна, когда над ней крыша одна.

•        Семья в куче – не страшна туча.

•        Семья без детей, что цветок без запаха.

•        Семейный горшок всегда кипит.

•        В семье разлад, то и дому не рад.

•        Не будет добра, коли в семье вражда.

•        Намеки да попреки – семейные пороки.

•        Семья человеку первую путевку в жизнь даёт.

•        В хорошей семье хорошие дети растут.

- Недаром говорится в народе: “Не нужен и клад, коли в семье лад”, “Согласная семья - самая счастливая!”

- О счастливой семье у нас есть песня, давайте её споём. Исполняется песня “Моя семья” слова и музыка Е.Гомоновой.

Педагог читает стихи В.Орлова:

Мы желаем... Каждому дому – радости вдоволь.

Каждому дому - быть обойдённым обидой, бедою.

...Каждой семье - над крышей аиста.

Каждой семье – вдосталь радости,

Жизни - до ста, хлеба - досыта.

НОД в старшей группе.

Тема: «Русская береза – символ Родины моей!».

Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности.

Задачи:

•        образовательные:

1.        расширить  представление детей о деревьях;

2.        научить детей с помощью нетрадиционных техник рисования передавать в рисунке строение дерева.

•        развивающие: развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, фантазию, воображение детей.

•        воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  зеленая гуашь, пена для бритья, бумажные салфетки, листы черного картона, белый мел, простые карандаши, магнитная доска, проектор, ноутбук, презентация «Русская береза».

Предварительная работа: наблюдения во время прогулок за березой, беседы, заучивание стихов, чтение рассказов о березе, использование нетрадиционных методов рисования во время НОД.

Словарь:  белоствольная, изящная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная.

Ход НОД

Организационный момент.

Дети стоят у столов, у своих мест.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Чтобы у всех было хорошее настроение - посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу, садитесь, пожалуйста.

Основная часть.

Воспитатель: дети, внимательно послушайте мелодию и скажите, что вы услышали (звучит мелодия «шум леса»)?

Дети: шум леса.

Воспитатель: кто знает, что такое лес?

Дети: лес – это место, где растет много деревьев.

Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадку об одном дереве:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Дети: береза!

Воспитатель: правильно и сегодня тема нашей образовательной деятельности «Русская береза – символ Родины моей!» Появилась береза в России давным-давно, и полюбил ее народ за красоту. Ребята, а где можно встретить березу?

Дети: в лесу, на поляне, около дома, в парке.

Воспитатель: как называется лес, где растут одни березы?

Дети: березовая роща, березник.

Воспитатель: березой можно восхищаться в любое время года, и о ней сложено много песен, сказок и стихов.

1 ребенок: Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2 ребенок: Березка белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела,

До чего – же хороша,

Словно девица – душа!

Воспитатель: (показ иллюстраций с изображением берез).

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзы стан,

И её золотистые косы

И холщовый её сарафан.

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, берёзы,

Куда не посмотришь, стоят!

Воспитатель: назовите слова-прилагательные к слову «Береза».

Дети: красивая, нарядная, тонкая, гладкая, высокая…

Воспитатель: какой ствол у березы?

Дети: прямой, белый.

Воспитатель: если у нее белый ствол, как можно назвать ее одним словом, какая березка?

Дети: белоствольная.

Воспитатель: что еще характерно для ствола березы?

Дети: черные точки.

Воспитатель: да, это черный точки, есть даже про них стихотворение.

3 ребенок: Ливень хлещет, рвет сережки,

Может листья все сорвать,

Но полоски у березки

Не отмыть, не отстирать.

Воспитатель: На Руси любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья и считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками.

Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?

Дети: …

Воспитатель: Правильно дети, ведь береза дарит людям разные дары, внимание на доску.

•        Березовые веники. Они заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.

•        Береста. Издавна люди плели из нее лапти, лукошки и туески для ягод и грибов.

•        Деготь. Он используется в медицине и парфюмерии, как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину дегтем смазывали ступицы тележных колес для уменьшения трения.

•        Дрова. Их используют для топления печей.

•        Сок. Он используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери.

Я думаю, мы убедились, что береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Воспитатель: дети, а нужно заботиться о деревьях, которые растут на территории нашего села детского сада?

Дети: да!

Воспитатель: что бы убедиться в этом - поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья». Правила игры: я буду говорить выражение, если вы с ним согласны, то отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет, тогда отвечаете так: «Это не я, это не я, это не все мои друзья».

Воспитатель: кто природу обожает, весной деревца сажает?

Дети: это я, это я, это все мои друзья.

Воспитатель: кто любит отдыхать и природу засорять?

Дети: это не я, это не я, это не все мои друзья.

Воспитатель: кто желает помогать, весной деревца сажать?

Дети: это я, это я, это все мои друзья.

Воспитатель: кто желает помогать деревца и кусты ломать?

Дети: это не я, это не я, это не все мои друзья.

Воспитатель: кто в любую непогоду любит матушку природу?

Дети: это я, это я, это все мои друзья.

Воспитатель: молодцы, а сейчас мы будем учиться рисовать березу, но сначала представим себя деревьями.

Дети встают у столов и выполняют движения, которые необходимы по тексту.

Физинутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле (потягивания и руки в стороны).

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (дети машут руками),

Даже толстые стволы

Наклонились до земли (наклоны вперед).

Влево-вправо, взад-вперед

Так деревья ветер гнет (наклоны вправо-влево, вперед-назад).

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна (руки опустили, встали прямо).

Перед детьми на столах лежит белый мел, листы черного картона, одноразовые тарелочки, целофан.

Воспитатель:

•        рисуем ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз;

•        простым карандашом рисуем черные пятна;

•        хотя, сейчас на улице березы еще совсем без листьев, но мы с вами нашим березкам нарисуем небольшие кроны. Рисовать кроны мы будем необычным и нетрадиционным способом – с помощью пены для бритья.

•        в тарелочке смешиваем пену для бритья с зеленой гуашью;

•        Дети берут целлофан, сминают, окунают в полученную смесь и путем примакивания рисуют крону (показ рисования кроны нетрадиционным способом идет на доске).

Заключительная часть.

Повесить рисунки на стенд и провести анализ работ.

Воспитатель: дети, посмотрите, как много берез, целая березовая роща получилась. Скажите еще раз, как нужно вести себя в лесу?

Дети: не ломать ветки, не разводить костры, не оставлять после себя мусор.

Воспитатель: дети, наша деятельность сегодня подошла к концу, я хочу сказать вам спасибо за то, что вы активно работали и отвечали на вопросы и все справились с практической частью. Закончить я хочу пословицей, запомните ее и рассказывайте другим:

Много леса – не руби,

Мало леса – не губи,

Нет леса – посади!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....