Статья.ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Степанишина Ирина Павловна

Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий для организации детских игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanishina_irina_pavlovna.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Степанишина Ирина Павловна

Воспитатель 1 категории

ГБДОУ детский сад № 80

Красносельский район

Санкт-Петербург

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий для организации детских игр

         

        Дети познают окружающий мир через игровую деятельность. Развлечения для детей, которые проводятся дома с родителями  и в дошкольных учебных заведениях , должны быть не только веселыми, но и увлекательными. Игровая деятельность должна развивать у ребенка психологические процессы (воображение , восприятие), физическое здоровье и умственные способности. Эта информация будет полезна как  мамам и папам, а так же воспитателям учебных заведений.

    Игровая деятельность — это наиболее доступный для детей вид деятельности,  способ переработки полученных впечатлений и знаний из окружающего мира. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Осознавая, что игровая деятельность - не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, свои мысли и чувства, откровенно выявляют свое отношение к жизни, воспринимают игру как важное дело. Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Воспитанники ДОУ к моменту поступления в школу достигают высокого умственного, нравственного, трудового,  физического и  эстетического развития.

   В условиях реализации ФГОС обучение детей производится непосредственно в игровой деятельности, т. к. игровая деятельность составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум  ребенка, повышает жизнедеятельность организма, глубоко затрагивает его чувства, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. Образовательное пространство группы должно быть оснащено соответствующими материалами, средствами обучения, в том числе игровыми (в соответствии со спецификой программы). Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра, так сказать, является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Вопросы организации игровой деятельности старших детей дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, практическое решение проблемных ситуаций и непосредственно разработка методик. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игровой деятельности, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Воображение – это своеобразное мысленное построение (представление) продукта деятельности еще до его возникновения, а также создание программы поведения в том случае, где спорная ситуация характеризуется неопределенностью .

Многие задаются вопросом о том, зачем нужно дошкольнику развивать воображение и творчество, если логически оно должно быть ярче и оригинальнее, чем у взрослого. Однако эта теория ошибочна. По утверждению психологов, детское воображение развивается постепенно, накапливая определенный опыт, поэтому абсолютно все образы воображения мы получаем из опыта реальной жизни, и какими бы причудливыми они ни были, они основываются на этих представлениях. Развитие детского творческого воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) , когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок - это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности.

     В заключение напомню замечательные слова А.С. Макаренко: «Игровая деятельность имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игровой деятельности. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Список литературы

  1. Барсукова Л. С., Тверитина Е.Н; Под ред. Васильевой. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 2013 – 112 с.
  2. Бойченко Н.А, Григоренко Г. И, Коваленко Е. И, Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. – К.: Рад. школа, 2012 – 112 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. Дляучителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.- 57 с.
  4. Интеллект, воображение и креативность у детей страршего дошкольного возраста: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии и педагогики, 2014 - 275 с.
  5. Михоленко Н.Я, Короткова Н.А. Организация игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд, испр. – М: Издательство « Гном и Д», 2013. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения, посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами детскими...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...