НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Сивокоз Виктория Алексеевна

Данная статья посвящена развитию творческого воображения у дошкольников старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Отличительной особенностью таких техник является применение необычных материалов, оригинальных способов создания изображений и специфических приемов для передачи образов на бумаге. Включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность будет способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Это становится возможным благодаря уже сформированным на данном возрастном этапе эстетическому восприятию, образному мышлению, воображению, а также наличию у дошкольников необходимых навыков и умений для создания рисунков.

Ключевые слова: творчество, воображение, рисование, изображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sivokoz_v.a._statya.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.А. Сивокоз

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

Аннотация. Данная статья посвящена развитию творческого воображения у дошкольников старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Отличительной особенностью таких техник является применение необычных материалов, оригинальных способов создания изображений и специфических приемов для передачи образов на бумаге. Включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность будет способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Это становится возможным благодаря уже сформированным на данном возрастном этапе эстетическому восприятию, образному мышлению, воображению, а также наличию у дошкольников необходимых навыков и умений для создания рисунков.

Ключевые слова: творчество, воображение, рисование, изображение.

Развитие воображения представляет собой одно из наиболее важных тем в психолого-педагогической литературе. Несмотря на различия в трактовке понятия "воображение" у разных авторов, все они сходятся во мнении, что итогом воображения является создание оригинального, нового и самобытного образа. Психологи изучают воображение как центральное новообразование, ключевое качество, формирующееся в личности ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому они подчеркивают крайнюю важность целенаправленной работы по развитию воображения именно на данном возрастном этапе.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет особую важность, поскольку в этот период идет подготовка к школьному обучению и активно совершенствуются познавательные процессы детей. Сначала у детей формируется воссоздающее воображение, когда они представляют образы, почерпнутые из сказок. Затем происходит развитие творческого воображения, способности создавать новые, оригинальные образы. Эти образы отличаются динамичностью и гибкостью, что позволяет дошкольнику переносить и трансформировать их на другие предметы, явления и процессы окружающего мира.

Таким образом, воображение дошкольников старшего возраста имеет следующие отличительные черты: фантазирование; освоение приемов создания новых образов; произвольность; переход во внутренний план (так как отпадает необходимость в наглядной опоре).

Дети старшего дошкольного возраста действительно с большим интересом и удовольствием вовлекаются в различные виды творческой деятельности, такие как лепка, аппликация и рисование. Это обусловлено рядом факторов:

1. Развитие мелкой моторики. К старшему дошкольному возрасту дети достигают достаточного уровня развития мелкой моторики рук, чтобы овладевать навыками работы с различными материалами и инструментами (пластилин, ножницы, кисти и др.).

2. Расширение кругозора и накопление опыта. К этому возрасту у детей накапливается значительный багаж знаний и впечатлений об окружающем мире, который они стремятся выразить в своем творчестве.

3. Развитие воображения и фантазии. В старшем дошкольном возрасте активно развивается творческое воображение, дети могут создавать оригинальные образы, комбинировать различные элементы.

4. Желание экспериментировать. Дети этого возраста проявляют живой интерес к экспериментированию с различными материалами, техниками, сюжетами в своих творческих работах.

5. Потребность в самовыражении. Творческая деятельность позволяет ребенку выразить свои эмоции, мысли, впечатления в доступной для него форме. Важно создавать благоприятные условия для развития детского творчества: обеспечивать необходимыми материалами, вдохновлять, поощрять инициативу и самостоятельность. Это способствует формированию ценных личностных качеств и развитию творческих способностей дошкольников. [1].

Одним из средств формирования художественных взглядов и эстетики являются занятия изобразительным искусством.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию у детей эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости. По мере накопления опыта эти эмоции и впечатления трансформируются в устойчивые эстетические чувства. В свою очередь, сформированные эстетические чувства помогают выработать ценностное отношение к окружающей действительности, основанное на представлениях о прекрасном, а также способствуют усвоению духовно-нравственных ценностей. Ребенок, занимаясь рисованием, лепкой или аппликацией, обучается не только технике работы с различными материалами и инструментами, но и учится видеть красоту и гармонию в окружающем мире. Он учится оценивать произведения искусства, различать цвета и формы, создавать свои произведения на основе наблюдений за окружающим миром.

Главная цель обучения рисованию детей – помочь им лучше познать окружающий мир, развить наблюдательность, научить различным приемам и техникам изображения, а также воспитать чувство прекрасного и эстетическое восприятие. При этом нетрадиционные техники рисования являются уникальным способом создания оригинальных, неповторимых творческих работ. Они дают возможность экспериментировать и комбинировать различные элементы: цвета, линии, сюжеты, добиваясь при этом совершенно индивидуального и самобытного результата. [2].

В дошкольных образовательных организациях рекомендуется изучать и работать с такими техниками, как: рисование пальчиками, рисование восковыми мелками, монотипия, кляксография, набрызг, тычкование, пластилинография и др [3].

Для практической проверки теоретических выводов исследования было решено провести экспериментальную работу на базе МБДОУ Завьяловский детский сад «Искорка» Знаменского района Омской области, направленную на развитие творческого воображения у детей старшей дошкольной группы. Эта работа проводилась в рамках основной образовательной программы и рабочей программы для старшей группы детского сада. На этапе формирующего эксперимента исследователи определили тематику и разработали занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для последующей апробации.

Цель: повысить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Развитие эстетических чувств детей дошкольного возраста и творческого воображения.
  2. Формирование познавательного интереса к различным видам изобразительной деятельности.
  3. Совершенствование умений в рисовании, отработка технических навыков работы с различными средствами изобразительной деятельности.

Всего было проведено 10 занятий (с октября 2023 года по май 2024 года) в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Приведу примеры тематики и нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на занятиях с детьми:

1. Набрызг - создание картин природы, космоса, абстрактных композиций через разбрызгивание краски на лист бумаги.

2. Кляксография - изображение животных, фантастических существ, пейзажей путем складывания листа с нанесенными кляксами и получения зеркальных отпечатков.

3. Рисование в файле - создание подводного мира, космических пейзажей за счет смешивания красок между пленками файла.

4. Граттаж - изображение сказочных героев, животных через процарапывание рисунка на восковом или масляном слое бумаги.

5. Рисование восковыми свечами - создание отпечатков растений, бабочек, морозных узоров с помощью расплавленного воска.

6. Рисование солью - получение текстурных изображений пустыни, моря, звездного неба при помощи подсоленной краски.

7. Рисование мятой бумагой - создание эффектов облаков, волн, горных пейзажей с использованием комков мятой бумаги вместо кистей.

8. Рисование целлофановыми пакетами - изображение витражей, подводных пейзажей путем смешивания красок на поверхности пакета.

9. Монотипия - получение зеркальных отпечатков цветов, бабочек, рыб на листе бумаги при переносе рисунка с гладкой поверхности.

10. Пуантилизм - создание портретов, натюрмортов, пейзажей путем нанесения мелких точек ватными палочками или концом кисти.

По завершению формирующего этапа исследования, а именно апробации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, можно сделать следующие выводы.

  1. Нетрадиционные техники рисования действительно повышают мотивационный потенциал детей дошкольного возраста к творческому развитию.
  2. Художественно-творческая деятельность, к которой привлекают воспитатели детей на занятиях и в других режимных моментах, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, находящегося в ДОО.
  3. Только при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, выстраивании индивидуальной траектории развития, и правильном её сопровождении можно добиться активности, самостоятельности и заинтересованности в данном направлении работы от каждого воспитанника.
  4. Использование нетрадиционных техник рисования не только положительно влияет на развитие творческого воображения дошкольников, но и на подготовку руки к письму.

5. При использовании нетрадиционных техник рисования педагог выступает не как строгий наставник, а как вдохновитель и проводник в мир творчества. Он предлагает общие идеи и варианты, но не навязывает жестких инструкций или единственно верных решений. Ключевым моментом является предоставление детям свободы для самовыражения и экспериментов.

Каждый ребенок может дополнять и видоизменять предложенные идеи по своему усмотрению, опираясь на собственную фантазию и воображение. Также дети имеют возможность свободно исследовать различные художественные материалы, открывая их уникальные свойства и возможности для творчества.

Благодаря такому творческому подходу, когда нет строгих рамок и ограничений, детские работы получаются абсолютно оригинальными, непохожими друг на друга произведениями искусства. Каждый рисунок, аппликация или поделка становится уникальным отражением внутреннего мира, эмоций и идей ребенка.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования способствуют развитию креативности, воображения и творческого мышления у детей. Они позволяют каждому ребенку раскрыть свой неповторимый потенциал и создать по-настоящему эксклюзивные произведения, которые становятся источником гордости и вдохновения.

Литература

  1. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учеб. пособие : Для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / [Е.А. Дубровская и др.]; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М. : Academia, 2002. – 255с.
  2. Максимова М.С. Художественно-эстетическое направление как средство реализации ФГОС ДО/М.С. Максимова // Вестник Томского государственного педагогического университета, № #1057;.9-12.
  3. Петрук Е. В. Особенности художественно-эстетического развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста / Е. В. Петрук, И. В. Скорик. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 7-10. — URL:
  4. Толкова Н.М., Енова И.В. Творческое развитие детей дошкольного возраста через применение нетрадиционных техник рисования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - URL:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста"

   Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования во время непосредственно – образовательной деятельности привели меня к выводу о необходимости использования таких...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования кляксография для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Кляксография – возможность проявить фантазию и получить положительные эмоции от творческого процесса. Этот вид изобразительного искусства часто применяется в работе с детьми старшего дошкольного...